Найти в Дзене
Нить разговора

«Альпийская баллада» (1965). Только правда делает нас сильнее

Есть вещи, после которых становится страшно. Одна из таких вещей старый советский военный фильм «Альпийская баллада». Я много раз о нём слышал, но посмотрел совсем недавно. В «Своей игре» была тема «Баллады в отечественном кино». На 5 вопросов там с лихвой хватает. «Баллада о солдате», «Гусарская баллада», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Хевсурская баллада»… Повесть «Альпийская баллада» была написана Василем Быковым в 1963, а уже в 1965 снят этот фильм. Всё вроде знакомое, родное. И годы прекрасные. И Василь Быков – знакомый писатель. «Сотников» у него очень неплохая вещь, а «Знак беды» мне ещё больше нравится. Он показал партизанство без партизан. Как возникает протест против фашистской оккупации. Но после просмотра фильма «Альпийскую балладу» даже читать не буду. Есть потрясающая песня… простая и потрясающая… Никакой образности, но без художественных изысков слова трогают так, что шкурой чувствуешь… не пустые слова… Этот фильм - полная противоположность. В этом фильме о

Есть вещи, после которых становится страшно.

Одна из таких вещей старый советский военный фильм «Альпийская баллада».

Я много раз о нём слышал, но посмотрел совсем недавно.

В «Своей игре» была тема «Баллады в отечественном кино». На 5 вопросов там с лихвой хватает. «Баллада о солдате», «Гусарская баллада», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Хевсурская баллада»…

Повесть «Альпийская баллада» была написана Василем Быковым в 1963, а уже в 1965 снят этот фильм.

Всё вроде знакомое, родное. И годы прекрасные. И Василь Быков – знакомый писатель.

-2

«Сотников» у него очень неплохая вещь, а «Знак беды» мне ещё больше нравится.

Он показал партизанство без партизан. Как возникает протест против фашистской оккупации.

Но после просмотра фильма «Альпийскую балладу» даже читать не буду.

Есть потрясающая песня… простая и потрясающая…

-3

Никакой образности, но без художественных изысков слова трогают так, что шкурой чувствуешь… не пустые слова…

Этот фильм - полная противоположность.

-4

В этом фильме очень красивая природа Домбая… Снимали не в Альпах, а на Домбае…

Да и Любшин молодой… как актёр мне нравится…

В фильме показан побег из концлагеря. Бежит белорусский солдат Иван (Станислав Любшин). И встречает он тоже беглую итальянку Джулию (Любовь Румянцева)… Три дня они проводят вместе… А потом их нашли, натравили на них собак… И он со скалы сбросил её в снег, а сам спрыгнуть не успел…

Она спасётся. И родит от этого белорусского Ивана сына. Выучит русский язык. И напишет его родным в белорусскую деревню письмо о его последних трёх днях.

Смотрю обзоры и отзывы. Хвалят и хвалят. Критики совсем чуть-чуть.

Критикуют, что итальянка пышная, красивая. Не похожа на узницу концлагеря… Критикуют, что белорусская почтальонка очень бесцеремонно ищет адресата письма… родных Ивана, «погибшего в Альпах».

Я согласен с этой критикой, но это капля в море…

Ни голод, ни холод… ничего ведь фильм не передал…

С каким удовольствием они, промерзшие, бросаются купаться под ледяной водопад!

-5

Не так ведут себя люди… И почтальонки сейчас не знают, что такое Альпы, тем более в послевоенные годы не знали…

Перед встречей с Джулией Иван побеждает двух овчарок. Одну застрелил, второй перегрыз горло…

Слишком мало покусан он… Только на третий день ощущает рану-укус…

Слишком трудно охватить всё… а в фильме всё не так…

Остановлюсь на достойных интересных моментах.

Запомнилась роба заключенных с мишенью на спине.

-6

Заключенные устраняли последствия советской бомбардировки какого-то предприятия. Была неразорвавшаяся бомба. Нужно было ударить кувалдой. Удар кувалды приводил к неминуемому взрыву или открывал доступ к взрывному механизму и позволял его обезвредить? Вот этого я не понял….

Больше всего в фильме мне понравился образ безумного немца. В нём вся прелесть этого фильма. На экране мы его толком не видим… Он такой же заключенный… Вначале он был с Джулией… Иван его толком и не увидел… Потом он возникнет и попросит хлеба… и будет угрожать гестапо. Слова на немецком не очень-то понятны…

Потом герои перейдут через перевал… холодный снежный подъем и спуск… и немец опять появится и будет просить хлеба… Иван даст ему корку… И в знак благодарности этот безумный сдаст их немцам…

Образ этого немца заключает в себе огромный смысл… Многогранный смысл…

Одной гранью он мне напомнил доходягу из воспоминаний Тамары Петкевич, когда в Киргизии в лагере она (Тамара) чистила травмоопасный станок для обработки тростникового кенафа. Доходяга, которой оставалось немного до смерти, включила рубильник… Она хотела отомстить за себя… Только кому она хотела отомстить?!

И ещё мне вспомнился эпизод из фильма «Прогулка мертвеца».

По земле команчей будет идти экспедиция техасцев. Первую группу экспедиции команчи перебьют. Оставят одного. Ослепят его и подрежут ему сухожилия. Подойдёт основная группа. Лошадей нет. Везти бедолагу не на чем. Он попросит пистолет, чтобы застрелиться, но начнёт стрелять по окружающим….

От грустной правды жизни в фильме «Альпийская баллада» только этот безумный немец…

Был ещё один немец. Его увидят на тропинке. Какой-то бюргер или крестьянин. Угрожая оружием, Иван отнимет у него куртку и буханку хлеба.

-7
-8
-9
-10
-11

В фильме бойкая итальянка много говорит…

Говорит чаще по-своему, по-итальянски… Для знающих или изучающих итальянский язык это плюс… Я, к сожалению, не знаю и не учу его…

Но ясно видно, общение неестественно складывается… В жизни всё было бы иначе.

P.S.

Действие фильма происходит в Альпах, где-то недалеко от ТРИЕСТа.

-12

ТРИЕСТ – это главный морской порт Австро-Венгрии.

На батискафе «Триест» (детище Огюста Пиккара) в 1960 осуществили погружение в Марианскую впадину.

В фильме герой вспоминает родную белорусскую деревню Терешки. Между двух озёр.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК