Найти в Дзене

Городская легенда. Лифт

Въезжая в старую сталинку на Соляном переулке, я думал, что нашел идеальный вариант: высокие потолки, лепнина, да и до работы — рукой подать. Консьержка, баба Тоня, при первой встрече наказала только одно, глядя куда-то мимо, в пространство за моей спиной: «Лифтом после двенадцати — ни-ни. Да и днем, если один едешь, и кнопка твоего этажа не загорелась — выходи немедля. На любом. Понял?» Я кивнул, списав её слова на старческие суеверия. Лифт в подъезде был старый, с тяжелой решетчатой дверью, но он работал. Первая странность случилась недели через две. Я возвращался с ночной съемки — работаю оператором на местном ТВ. Было около двух ночи, подъезд тонул в густой, почти осязаемой тишине, нарушаемой лишь гудением холодильника за чьей-то дверью. Я вызвал лифт. Он спустился с характерным лязгом и скрежетом. Внутри пахло озоном, старым железом и сладковатой пылью — особым запахом вещей, отслуживших свой срок. Я зашел, потянул решетку. Она захлопнулась с сухим щелчком. И в этот момент раздал

Въезжая в старую сталинку на Соляном переулке, я думал, что нашел идеальный вариант: высокие потолки, лепнина, да и до работы — рукой подать. Консьержка, баба Тоня, при первой встрече наказала только одно, глядя куда-то мимо, в пространство за моей спиной: «Лифтом после двенадцати — ни-ни. Да и днем, если один едешь, и кнопка твоего этажа не загорелась — выходи немедля. На любом. Понял?» Я кивнул, списав её слова на старческие суеверия.

Лифт в подъезде был старый, с тяжелой решетчатой дверью, но он работал.

Первая странность случилась недели через две. Я возвращался с ночной съемки — работаю оператором на местном ТВ. Было около двух ночи, подъезд тонул в густой, почти осязаемой тишине, нарушаемой лишь гудением холодильника за чьей-то дверью. Я вызвал лифт. Он спустился с характерным лязгом и скрежетом. Внутри пахло озоном, старым железом и сладковатой пылью — особым запахом вещей, отслуживших свой срок. Я зашел, потянул решетку. Она захлопнулась с сухим щелчком.

И в этот момент раздался второй щелчок — тихий, но отчетливый, будто сработал невидимый тумблер. Абсолютно все кнопки на панели, от 1 до 9, разом вспыхнули тусклым, медово-желтым светом. Так не горели даже лампочки в самом лифте — этот свет был глубже, теплее и… неестественнее.

Ледяная игла страха прошла по спине. Я инстинктивно дёрнул дверь на себя — та не поддалась. Кабина с сухим рокотом тронулась вверх. Медленно, натужно. Она остановилась на втором. Дверь сама собой отъехала в сторону. За ней была пустая, слабо освещенная бетонная площадка. Ни звука. Дверь закрылась. Все кнопки продолжали гореть.

На третьем — та же картина. Я прижался к задней стенке лифта, холодный ключ от моей квартиры впивался в ладонь. На пятом этаже дверь снова открылась, и в проеме, в двух шагах от меня, стояла пожилая женщина. На вид — лет восьмидесяти. На ней был стеганый синий жилет-безрукавка, какие носили в конце восьмидесятых, и темная юбка. Волосы, собранные в строгий пучок, были седыми, как луна. Она не заходила, просто стояла, опустив голову, и смотрела в пол.

— Вам на какой? — сорвалось у меня, голос прозвучал хрипло и громко в каменном мешке шахты.

Она медленно, с трудом, будто давно не шевелила шеей, подняла голову. Лицо было морщинистым, спокойным. И пустым. Там, где должны были быть глаза, зияли лишь глубокие, бархатисто-черные впадины, как прожженная ткань.
— Все на одном, милок, — её голос был похож на скрип несмазанных петель. — Все на одном.

Дверь резко захлопнулась, и лифт с пронзительным воем мотора рванул вниз, на первый. Резко остановившись на первом этаже, лифт с грохотом открыл свои двери, я выскочил, не закрывая за собой решетку, и полчаса трясся на скамейке у подъезда, вдыхая холодный ночной воздух и пытаясь отдышаться. Запах ладана и влажной земли, который я вдруг явственно почувствовал в лифте рядом с собой, все еще стоял в ноздрях.

Утром я застал консьержку за ее ежедневным ритуалом — она протирала листья огромного фикуса в вестибюле.
— Антонина Васильевна, кто эта женщина с пятого? В стеганом жилете. Без… глаз.
Она замерла, тряпка повисла в воздухе. Лицо её посерело.
— Баба Катя, — выдохнула она. — Екатерина Петровна. Жила тут с сыном. Он, Ваня, монтёром в нашем ЖЭКе работал. А она пироги с капустой пекла лучшие во всем переулке... Она его ждала. Из Афгана. Весточки не было. Она ослепла, говорят, ещё до похоронки — выплакала все глаза. Умерла у окна. Так и не дождалась.
Тоня оглянулась и понизила голос до шепота, полного леденящего ужаса:
— А Ваня-то… Он через неделю после её смерти и приехал. Целый оказался, просто письма терялись. Узнал, что мать умерла… Ну, был не в себе. Говорят, пил. Полез сдуру лифт чинить в тот же вечер. И… сорвался. Трос лопнул. У нас тут старый трос, его ещё менять собирались… И упал. В ту самую шахту.

Она помолчала, глядя на мрачную дверь лифтовой.
— И теперь, слышь, он её ищет. Не помнил, на каком она этаже лежит, где они жили, в морге-то или еще здесь, в квартире. Забыл в горе, да и Афган мимо не прошёл, конечно. И теперь, коли ночью один человек в кабину войдет… Он будто через него смотрит. Все кнопки жмёт. А она… баба Катя… она тоже его ищет. В каждую открытую дверь смотрит. Только глаза ей не вернулись. Она слепая...

Я месяц ходил пешком на девятый этаж. Но вчера опять задержался на монтажке. На улице — ливень, с неба лило как из ведра, а я с тяжелой камерой (решил взять домой, на выходных хотел поснимать кое-что для себя). Подниматься пешком не очень хотелось, да и ужас той самой встречи уже ощущался не так остро. И вот я решился и вызвал лифт.

Всё было хорошо: лифт спустился, я вошел, нажал кнопку «9». И тут — тот самый тихий, решающий щелчок. Панель вспыхнула жёлтым светом девяти одновременно нажатых кнопок.

Я зажмурился, стиснув зубы. «Главное — не смотреть в дверь. Не смотреть». Лифт остановился. Пятый этаж. Я слышал, как дверь со скрипом отъехала. В подъезде было тихо, но не пусто. Я чувствовал присутствие. Слышал не дыхание, а будто тихое шуршание сухой шерстяной юбки. И запах — ладан, сырая глина из цветочного горшка и старая, пожелтевшая бумага.

Потом голос. Не скрипучий, а тихий, усталый, отчаянно-нежный. Он прозвучал не с площадки, а прямо у моего левого уха, холодным ветерком:
Ванюша? Это ты, родной?

Я не выдержал. Резко открыл глаза.

Она стояла в проёме. Вплотную. Но теперь в её глазницах было не чернота, а глаза. Бледно-голубые, замутненные катарактой, невидящие и переполненные такой вселенской, нечеловеческой тоской, что мое собственное сердце сжалось в комок боли. Она смотрела сквозь меня, в какую-то свою бесконечную даль.
— Нет, — прошептал я, парализованный ужасом. — Я не ваш Ваня.

Её лицо, такое скорбное секунду назад, исказилось. Морщины стали глубже, рот искривила гримаса обиды и гнева, того, самого страшного, материнского гнева на несправедливый мир.
— Все вы не Ваня! — её голос сорвался на крик, но звучал он так, будто доносился из глубокого колодца. — Где он?! Куда вы его дели?!

Она сделала шаг вперед, но не на пол кабины, а будто повисла в воздухе, плыла ко мне, а лифт в это время с диким воем рванул вниз, в черноту шахты. Дверь оставалась открытой, мимо в смертельном каскаде мелькали расплывшиеся пятна этажей. Я вжался в угол, понимая, что это конец.

И вдруг в голове, поверх ужаса, всплыло обрывчатое воспоминание из разговора с Тоней: «…а она пироги с капустой пекла лучшие во всем переулке…» Безотчетно, на каком-то животном инстинкте последней надежды, я закричал, перекрывая вой падения и ветер в ушах:

— НА СЕДЬМОМ! МАМА, Я НА СЕДЬМОМ! ПИРОГОВ ТВОИХ ХОЧУ!

Всё замерло. Её лицо застыло. Гнев и боль ушли, сменившись растерянностью, а потом — кротким, бесконечно печальным пониманием. Она не улыбнулась. Она просто… растворилась. Не исчезла, а будто выдохнулась, превратилась в ту самую сладковатую пыль, что всегда висела в лифте. Дверь плавно закрылась. Падение прекратилось. Лифт мягко, почти бесшумно, подъехал к первому этажу и остановился. Все кнопки погасли. Только одна — седьмая — одиноко мигнула два раза и потухла...

Я больше не пользуюсь тем лифтом. Иногда, поздно возвращаясь, я вижу, как табло над дверью показывает, что кабина ездит: 1… 5… 7… 5… 7. И останавливается на седьмом надолго. И мне кажется иногда, что по подъезду ходит едва уловимый запах жареных пирожков. И это не ужас. Это — тишина. Та самая, долгожданная тишина после многих лет бесплодных поисков друг друга. Сын нашёл свою мать. Мать нашла сына И, возможно, теперь они могут, наконец, отдохнуть. Вместе.

Какие городские легенды знаете Вы? Напишите комментариях