Найти в Дзене
меренкова

Кто сдал войну Японии? Часть III.

"Страсть к завоеваниям-дело естественное и обычное. Государям лишь следует учитывать свои возможности и не стремиться к завоеваниям какой угодно ценой." Никколо Макиавелли (1469-1527) "Государь". Продолжение, начало по ссылке: Часть первая; Часть вторая. 6 июня 1907 года в Военно-уголовном суде в Санкт-Петербурге началось слушание дела в отношении генералов:
-Анатолия Михайловича Стесселя, бывшего начальника Квантунского укрепрайона, уволенного со службы и лишенного придворного звания генерал-адъютанта, генерал-лейтенант;
-Константина Николаевича Смирнова, бывшего коменданта крепости Порт-Артур, генерального штаба генерал-лейтенант;
-Александра Викторовича Фока, бывшего начальника 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, генерал-лейтенант;
-Виктора Александровича Рейса, бывшего начальника штаба Квантунского укрепрайона, генерального штаба генерал-майор (во время обороны Порт-Артура полковник).
Обвинительный акт 5 июня 1907 г. внес главный военный прокурор на основании указа Николая
Из свободного доступа.
Из свободного доступа.

"Страсть к завоеваниям-дело естественное и обычное. Государям лишь следует учитывать свои возможности и не стремиться к завоеваниям какой угодно ценой." Никколо Макиавелли (1469-1527) "Государь".

Продолжение, начало по ссылке: Часть первая; Часть вторая.

6 июня 1907 года в Военно-уголовном суде в Санкт-Петербурге началось слушание дела в отношении генералов:
-Анатолия Михайловича Стесселя, бывшего начальника Квантунского укрепрайона, уволенного со службы и лишенного придворного звания генерал-адъютанта, генерал-лейтенант;
-Константина Николаевича Смирнова, бывшего коменданта крепости Порт-Артур, генерального штаба генерал-лейтенант;
-Александра Викторовича Фока, бывшего начальника 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, генерал-лейтенант;
-Виктора Александровича Рейса, бывшего начальника штаба Квантунского укрепрайона, генерального штаба генерал-майор (во время обороны Порт-Артура полковник).
Обвинительный акт 5 июня 1907 г. внес главный военный прокурор на основании указа Николая II, которым для этого судебного процесса был утвержден постоянный состав судей ( приказ военного министра №285 от 4.05.1906 года):
- Дукмасов П.Г., генерал от инфантерии;
- Водаров А.К., генерал в отставке;
-Гончаров С.О., генерал в отставке;
-Шилов С.Н., генерал, финляндский генерал-губернатор.
7 февраля 1908 года суд объявил приговор:
-Рейса и Смирнова оправдать;
-Фоку вынести выговор;
-Стесселя признать виновным, лишить наград, званий, приговорить к расстрелу.

В мировой военной истории не ново, когда политики сдают всю войну, а вину публично возлагают на второстепенных генералов, уступивших противнику отдельные сражения.

Император Николай II отдал на судебную расправу генералов, что в одиночестве и в полном окружении обороняли крепость Порт-Артур. Сдал не на объективных фактах, а под страхом революционного возмущения народа вызвавшего панику придворных из тех, кто непосредственно ответственен за военную трагедию и мировой позор России.
До
Манифеста 17 октября 1905 года российский царь был абсолютным монархом, помазанником Божьим и самодержцем. Теперь же принужден маневрами с думской демократией и показушным судилищем спасать личную власть и благополучие всего Дома Романовых.

Истории неизвестно, кто посоветовал подставить под суд конкретных генералов, но характеристика последнего русского царя, дошедшая до нас из разных источников, позволяет предположить, что и сам Николай мог назначить в жертвы тех, кого еще недавно возвышал и чествовал.
Того же Стесселя царь возвел в придворный чин генерал-адъютанта, наградил
"Георгием", считал героем Порт-Артура:

"Принял Стесселя - героя Порт-Артура и завтракал с ним. Много говорили с ним про осаду."
Дневник Николая II
17 февраля 1905 года.

Во все времена, при всех властных режимах вОйны являются лишь следствием. Причины кроются в глубинах политических успехов либо политических провалов.
Победы в войнах достается политикам, а поражения генералам.
Но даже тот показательно-заказной суд над назначенными генералами
"стрелочниками", не решился взять на себя ответственность перед исторической правдой.

"Резолюция Верховного военно-уголовного суда на свой приговор:
-Принимая во внимание, что крепость Порт-Артур, осажденная с моря и с суши превосходными силами противника, выдержала под руководством генерал-лейтенанта Стесселя небывалую по упорству в летописи военной истории оборону и удивила весь мир доблестью своих защитников (.....) Верховный военно-уголовный суд всеподданнейше ходатайствует перед его Императорским величеством о смягчении отставному генерал-лейтенанту Стесселю предъявленного судом наказания заточением в крепость на десять лет.-
Из материалов судебного дела.

Если бы дневник императора Николая II стал доступен общественности в 1904-1905 годах, вероятнее всего династия Романовых рухнула бы еще в Первую русскую революцию и, кто знает, может и не втянулась бы Россия в мировую империалистическую войну, народ не стал бы жертвой революций 1917 года, не было бы ни оккупации Антанты, ни гражданской войны....
Кто знает...?

Дневник царя удивительный документ, рассказывающий нам насколько ничтожной была личность Николая, насколько отрешенно тот принимал участие в трагедиях своего царствования.
Именно царь Николай довел отношения с Японией до войны, лишив Россию военных союзников, даже сочувствия мировой общественности.
С.Ю. Витте вспоминал, как, буквально накануне, японский посланник предупреждал российский МИД о начале Японией военных действий, в ответ на неуступчивость России в корейском вопросе.
Витте сохранил историкам ответ Николая, мол
пусть японцы начнут первыми.
Значит царь желал войны, видя в ней отвлечение общества от социальной и политической активности, успокоение элиты, восстановление авторитета своего царского имени, которое со времен ходынской трагедии, иначе как с приставкой
"кровавый" не употреблялось.

Так уж принято у любых властей: - чем сомнительнее причины войны, тем активнее политическая пропаганда возбуждает общественный ажиотаж. "Шапкозакидательство" - эта "болезнь" российской политической элиты началась с японской, оказалась хронической во всех последующих войнах, включая войны новейшей истории России.

"В первое время обыкновенное выражение его (Николая II, автор) в резолюциях было "эти макаки". Затем это название начали употреблять так называемые патриотические газеты, которые в сущности содержались на казенные деньги."
С.Ю. Витте "Воспоминания" Таллин-Москва, 1994, с. 277

Дневник царя сохранил запись о начале войны с Японией.

"В 8 час. поехали в театр; шла Русалка очень хорошо. Вернувшись домой, получил от Алексеева телеграмму с известием, что ночью японские миноносцы произвели атаку на стоявшие на внешнем рейде "Цесаревич", "Ретвизан", и "Палладу" и причинили им пробоины. Это без объявления войны. Господь, да будет нам в помощь!"
Дневник Николая II
26 января 1904 года

Война Японией была объявлена России 27 января 1904 года, после ночной атаки на российский флот в Порт-Артуре и корейском нейтральном порту Чемульпо.
Однако, трагедию российского флота нельзя списать на
"внезапность", ставшую чуть ли не традицией.
"Внезапность агрессии" оправдывает любые упущения российской государственной военной политики.
Подгоняя войну, осознавая ее неизбежность, ни царь, ни его наместник на Дальнем Востоке, ни российский МИД, ни военное или морское министерства не посчитали нужным своевременно предупредить командование флота в Порт-Артуре и порту Чемульпо.
Командир русского крейсера
"Варяг" капитан первого ранга Руднев, пытался увести крейсер и подчиненную ему канонерку "Кореец" из нейтрального корейского порта Чемульпо, но всякий раз получал запрет и заверение, что войны не будет. О том, что Япония начала боевые действия Руднев узнал не от российского посланника в Чемульпо, а от капитана английского крейсера.

Первые громкие потери в войне, разом делают ее войной непопулярной, а вместе с этим стремительно теряют политический авторитет те, кто войну затеял.
Тем фатальнее дневник царя Николая.
На следующий день после объявления войны царь делает запись:

Дневник. 27 января 1904 года.
"Утром пришли другие телеграммы с известием о бомбардировании японскими судами Порт-Артура и о бое с нашей эскадрою."
"Потери незначительные.
В 4 часа был выход в Собор через переполненные залы к молебну. На возвратном пути были оглушительные крики "Ура"!
Всеобщее отовсюду трогательное проявление единодушного подъема духа и негодование против дерзости японцев.
Мама осталась у нас пить чай".

Узнав о начале войны и первых потерях России, самодержец не спешит собрать своих стратегов в главном штабе, не требует доложить о дальнейших планах войны, о ресурсах по обеспечению дальневосточных войск и флота.....
То есть, царя не беспокоят вопросы развития войны.
Например, читаем такую запись в дневнике:

"Дневник Николая. Запись 8 февраля 1904 года.
Алексеев донес, что покинул Пор-Артур и переезжает в Мукден.
....поехали в Царское Село подышать свежим воздухом".

Евгений Иванович Алексеев (1843-1918). По некоторым источникам, незаконный сын императора Александра II, по официальной биографии сын морского офицера капитан-лейтенанта Ивана Алексеева (1796-1849)
Евгений Иванович Алексеев (1843-1918). По некоторым источникам, незаконный сын императора Александра II, по официальной биографии сын морского офицера капитан-лейтенанта Ивана Алексеева (1796-1849)

Итак, 8 февраля царь получает известие, что его наместник на Дальнем Востоке, в Приамурье, Забайкалье, Маньчжурии и Квантунской области, главнокомандующий всеми дальневосточными морскими и сухопутными силами, командующий крепостными войсками и всей военной администрацией военного Порт-Артура и гражданского порта Дальний, адмирал, генерал-адъютант Алексеев Евгений Иванович, самовольно бросил флот, крепость Порт-Артур и убыл в Мукден, подальше от еще не начавшихся прямых боевых столкновений.
Бежал сам и отвел сухопутные войска.
Напомним, в ночь
с 26 на 27 января 1904 года японцы совершили первую атаку на российский флот, а с 11 февраля 1904 года японский флот начал морскую блокаду Порт-Артура и гавани.
Только лишь через три месяца,
18 апреля 1904 года, Япония смогла начать наземную десантную операцию.

Какова же реакция царя на бегство Алексеева - поехал в Царское Село подышать свежим воздухом.

Из Свободного доступа.
Из Свободного доступа.

18 апреля 1904 года японцы начали высаживать на Ляодунский полуостров свою Первую армию. Доставку армии и высадку обеспечивал японский военно-морской флот.
В первом же бою японцы разгромили российскую армию под командованием генерала М.И. Засулича.
И вновь вопрос царю и его дальневосточному наместнику: за то время, в течение которого Россия проводила политику военного напряжения на Дальнем Востоке, что было сделано для создания оборонительных укреплений новых границ империи после присоединения Ляодунского полуострова?

"Дневник. 18 апреля 1904 года.
"Холодный ясный день. Погулял с Мишей......читал до обеда.
Пришли известия, что после жаркого боя значительное число японских войск переправилось через р. Ялу, наши отряды отступили".

30 апреля 1904 года высадилась Вторая японская армия. Без боевых потерь.
Россия сдала порт Дальний.
Япония начала формирование Третьей армии.

"Дневник. 30 апреля 1904 года.
".....гулял, катался на байдарках в Баболове".

13 мая 1904 года японцы перекрыли железнодорожное сообщение с Порт-Артуром.
6 августа 1904 года Порт-Артур был полностью блокирован с моря и суши, Третья японская армия начала штурм крепости.

"Дневник. 24 августа 1904 года.
"....гулял в Стрельне. Сегодня известия из армии более успокоительные - все войска отступили от Ляояна и подошли к Мукдену, почти не тревожимые японцами...."

К началу 1905 года положение полностью блокированного Порт-Артура стало отчаянным. Сухопутные части и моряки, организованные в полевые подразделения, были вынуждены сконцентрироваться в пределах крепости. Флот, даже на внутреннем рейде, уже не мог уклоняться от огня японской артиллерии.
По своему географическому положению, оборона крепости Порт-Артур практически невозможна без активного участия военно-морского флота на море и полевых армий на материке.
Участие ослабленного потерями флота в обороне Порт-Артура свелось к артиллерийской поддержке оборонявшихся крепостных частей.
Сухопутные армии под общим командованием нового главнокомандующего, военного министра генерала Куропаткина откатились к Мукдену, который, в итоге, он сдал.
Крепость Порт-Артур была обречена. Героическая оборона, продолжавшаяся 329 дней теперь уже не имела стратегического влияния на итог всей войны.
2 января 1905 года Порт-Артур был сдан.

Весь 1905 год был сплошной военной трагедией России и героизмом простых солдат и офицеров.
А что царь Николай II?

"Дневник. 25 февраля 1905 года.
"Опять скверные известия с Дальнего Востока; Куропаткин дал себя обойти и уже под напором противника с трех сторон принужден отступить к Темину. Господи, что за неудачи".

На гибель 2-й русской эскадры в Цусимском проливе, Николай в дневнике делает запись:

"Дневник. 19 мая 1905 года.
"Теперь окончательно подтверждены ужасные известия о гибели почти всей эскадры в двухдневном бою. Сам Рожественский раненый взят в плен!!
День стоял дивный, что прибавляло еще больше грусти на душе.
....завтракал.... ездил верхом. Обедали".

7 июля 1905 года война пришла на российскую территорию: японцы вторглись на остров Сахалин.

"Дневник. 7 июля 1905 года.
"Играл в теннис. Обедал..... Катался......"

Началась оккупация его южной части, которая закончилась освобождением Сахалина Красной Армией только в августе 1945 года.

В который раз повторюсь: войны выигрывают или проигрывают государства, власть - генералы ведут баталии, в ответе за всю войну не они.

О причинах войны с Японией было сказано в начале темы (см. части I и II)
Сегодня разговор об ответственности за войну.

"Бессмысленная война с Японией вызвала революцию. Заключить союз с Францией, много лет готовится к войне на Западном фронте и неожиданно разбить себе лоб в дальневосточной авантюре - все это было несомненно безрассудно. Этим Николай II расстроил боеспособность русской армии, финансы государства и заставил "за здорово живешь" пролить бессмысленно море русской крови. Первый акт русской революции 1905-1906 годов и вызван был этой преступной детской затеей. Это было первое и очень важное предупреждение, что в государстве неблагополучно и что нужно принимать серьезные радикальные меры. И что же было сделано? да почти ничего. Обещанные реформы были смазаны и приняли весьма уродливый вид."
А.А. Брусилов -Мои воспоминания- Воениздат НКВС Союза ССР 1946, с. 233

Насчет "детской затеи" царя слова Брусилова надо понимать буквально.
Когда Япония делала попытки миром договориться с Россией, а царь под влиянием сторонников войны - группы Безобразова-Плеве - отверг любые варианты, предлагавшиеся японцами, Япония сошлась с Англией, и получив военный кредит от США, начала активную подготовку к войне с Россией, Николай II на встрече с кузеном-германским императором Вильгельмом II мальчишески заявил:
-Войны не будет, так как я ее не хочу.-
Это было сказано в Дармштадте в ответ на информацию весьма грозного содержания, полученную германским МИДом с Дальнего Востока, о том, что Япония чрезвычайно усиленно готовится к войне, что войну с Россией уже и японское общество считает неизбежной.

Читая материалы о том периоде нашей истории не перестаешь поражаться тому, насколько отстраненным был царь Николай II ко всему, что происходило в Российской Империи.
Даже трагедии, начиная с ходынкой, потрясшие страну, не изменили характер царя, скорее созерцателя, нежели абсолютного монарха.

Продолжение темы в следующей статье.

С уважением к подписчикам и читателям, автор.