Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Песня-71: как всё началось. Мой рейтинг

Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

Подобный цикл статей у меня вроде бы был, но только вроде бы.

Во-первых, тот проект был только о песнях ВИА, во-вторых, я сам выбирал песни для статьи, и к реальной программе «Песни года» это никакого отношения не имело.

Здесь же речь идёт о песнях, которые и в самом деле вышли в финальную часть фестиваля. Их я вам и представляю. Не все, конечно: в финальной части участвовало до 25-ти песен, так что какие из них взять – это опять же мой выбор. Ну, заодно и по ранжиру их расставил в соответствии со своими предпочтениями.

Ничего подобного на тот момент на телевидении СССР не существовало, проект стал главной выставкой композиторов, поэтов и исполнителей, отчитывающихся перед советским народом. Фестиваль вошёл в историю центрального телевидения СССР, как концерт лучших песен года по письмам телезрителей.

Механизмы отбора произведений к участию в «Песне года» позиционировались как максимально прозрачные, поэтому до конца 1970-х годов зачитывание фрагментов из писем телезрителей со сцены телефестиваля было важной частью его ритуала.

ВИА в то время уже существовали, имели хорошую популярность, но в финальную часть их пока ещё не пускали, и вряд ли это было по решению телезрителей. Существовало экспертное жюри, которое и верховодило. Вот, например, песни, которые в 1971-м не прошли в финальную часть:

* Берёзовый сок. Песняры

* Косил Ясь конюшину. Песняры

* Карлсон. Поющие гитары

* Люди встречаются. Весёлые ребята

Что-то слабо себе представляю, что зрители не захотели видеть их в финале.

На сцене, в жюри, сидели представители программ телевидения и радио: Светлана Жильцова, Элеонора Беляева, Виктор Татарский, в зале - авторы музыки и слов вышедших в финал песен, которым и вручали дипломы лауреатов. Композиторам, сидящим в зале, вручали в качестве призов игрушечные рояли. Солисты Детского хора ЦТ и ВР за песню «Трус не играет в хоккей» получили клюшки от хоккеиста Вячеслава Старшинова.

Ко всем участникам предъявлялись требования: быть строго одетыми, без вызывающих причёсок, без резких движений. На этом фоне выделялся Муслим Магомаев, находившийся на пике карьеры, он пел артистично и эмоционально. На «Песню-71» попадали самые лучшие певцы страны, обладавшие прекрасными вокальными данными и высоким исполнительским мастерством.

Вот песни, которые прошли в финальную часть телевизионного фестиваля «Песня-1971»:

-2

Но невозможно было бы всё это сюда поместить, поэтому, как уже сказал, в результате моего отбора песен осталось пять.

-3

5 место. Не плачь, девчонка. Лев Лещенко

Песня «Не плачь, девчонка» была написана композитором Владимиром Шаинским и поэтом Владимиром Харитоновым в 1971-м году. Первым исполнителем на радио стал Эдуард Хиль, а на телевидении, в программе «Песня-71», Лев Лещенко.

Хиль исполнил песню на телеконкурсе «Песня года – 72» и в том же году издал её на виниловом миньоне.

«Не плачь, девчонка» стала хитом и на протяжении долгих лет была строевой песней в вооружённых силах СССР.

Шаинский рассказывал, что песня возникла дома у автора слов Владимира Харитонова и была написана прямо за роялем.

Эдуард Хиль:

Кстати, когда Владимир Шаинский предложил мне исполнить песню «Не плачь, девчонка», она мне вначале не понравилась. Исполнил один раз по радио – и забыл. А потом начался обвал. На всех концертах просили её спеть. Пришлось звонить Володе и просить выслать ноты.

Песня была в репертуарах у обоих, певцы договорились на концертах объявлять её как композицию из репертуара друг друга.

4 место. Ольга Воронец. Ромашки спрятались

Композиция «Ромашки спрятались», которая официально называется «Зачем вы, девочки, красивых любите», входит практически во все сборники застольных песен, а также во многие сборники песен народных.

То есть, композитор Евгений Птичкин и поэт Игорь Шаферан со своей задачей справились. Ведь режиссёр Леонид Марягин именно так и её сформулировал: написать подлинно народную песню для телефильма «Моя улица».

После продолжительных композиторско-поэтических бдений Птичкин с Шафераном принесли произведение Марягину.

Леонид Георгиевич послушал и вынес безжалостный вердикт: «Не то. Эту песню никто петь не будет». Композитор и поэт отправились работать над новым вариантом. Его на сей раз забраковала Нина Сазонова, которая должна была спеть её в фильме: по её словам, песня не трогала за душу. Такая же участь постигла и третью версию, и четвертую, и пятую.

Наконец измученные авторы принесли шестой вариант.

Игорь Шаферан вспоминал:

Когда Сазонова запела, на съемочной площадке воцарилась абсолютная тишина. Все замерли: и те, кто участвовал в съёмках этого эпизода, и гримёры, и осветители, и подсобные рабочие студии. Все уборщицы поставили ведра и застыли, слушая эту песню...

Ольга Воронец включила песню в свой репертуар в 1971-м году.

Услышав композицию, Михаил Танич сразу предсказал ей долгую жизнь и судьбу подлинно народной песни.

После выхода фильма "Моя улица" на большие экраны в 1971-м году, "Ромашки спрятались" запела вся страна. Был проведён социологический опрос, благодаря которому стало понятно, что слушатели уже тогда приняли песню за народную, которая вернулась из далёкого прошлого и, были весьма удивлены, что у песни есть конкретные авторы. Сами создатели ничуть не огорчились, наоборот, почли за честь.

3 место. Маргарита Николова и Георгий Кордов. Алёша

Это песня Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина. Композиция посвящена памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдиве как символу памяти всем советским солдатам, освобождавшим Болгарию от фашизма.

В 1962-м году композитор Эдуард Колмановский побывал в Болгарии, в том числе, и в Пловдиве, где ему рассказали историю памятника «Алёша». Вернувшись домой, Колмановский поделился увиденным и услышанным с поэтом Константином Ваншенкиным, который вскоре написал стихи. Позже Колмановский переложил их на музыку, при написании которой использовал мотив болгарской партизанской песни «Хей, поле широко».

Первое исполнение состоялось в 1967-м году Краснознамённым имени А. В. Александрова ансамблем Советской Армии у подножья пловдивского памятника советскому воину-освободителю. В 1968-м году «Алёшу» с большим успехом исполнил Московский хор молодёжи и студентов на IX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии.

Песня сразу стала очень популярна в Болгарии. По решению Пловдивского городского Совета, «Алёша» вплоть до 1989-го года была официальным гимном города.

Для советских слушателей песню по-настоящему «открыли» в 1971-м году болгарские певцы, дуэт — Маргарита Николова и Георгий Кордов.

Ха, подозреваю, что нелегко пришлось с ними дирижёру Юрию Силантьеву (и оркестру, конечно): в каждом куплете ребята вступали явно не в такт, и приходилось Силантьеву оркестр подтормаживать. Какие слова он при этом про себя говорил – не то, чтобы догадываюсь – точно знаю.

В 1977-м году песня прозвучала в исполнении Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. В 1985-м году её исполнили Филипп и Бедрос Киркоровы. Также среди известных исполнителей — Бисер Киров. Отрывок из песни звучит в фильме «Без сына не приходи» (1986).

Житель Пловдива Методи Витанов показал скульптору Василу Радославову групповое фото с советскими солдатами. Радославову очень понравилась фигура Алексея Скурлатова, его он и выбрал для памятника.

Когда статую в 1954-м году начали укреплять на постаменте, Методи увидел, насколько «каменный солдат» похож на его дорогого друга, мужественного и весёлого сибирского богатыря. Витанов так этому обрадовался, что на одной из плит гранитного постамента мелом написал «Альоша». Строителям мягкое и звучное имя очень понравилось, а потому в скором времени оно закрепилось поначалу у рабочих, а затем и в народе.

2 место. Галина Ненашева. Я люблю тебя, Россия

Песня Давида Тухманова на стихи Михаила Ножкина. Композиция была создана в 1969-м году. Михаил Ножкин показал Давиду Тухманову свои стихи о России. Композитор настолько проникся ими, что быстро написал музыку, при этом без пафоса патриотичности, а как народную песню. Первая исполнительницей стала супруга композитора Татьяна Сашко.

На фестивале «Песня года» в том же году произведение исполнила Галина Ненашева.

Я не нашёл в Сети сведений о том, как отнёсся Давид Тухманов к её исполнению. Мне, честно говоря, исполнение Ненашевой не понравилось, на мой взгляд, лучшее – у Юрия Гуляева.

Композиция была в репертуаре многих артистов. Кроме Ненашевой и Гуляева её пели Николай Сличенко, Екатерина Шаврина, Иосиф Кобзон и другие. Исполнял её и автор слов, поэт и актёр Михаил Ножкин.

И, кстати, вариант Татьяны Сашко мне понравился тоже больше, чем Ненашевой. Почему на «Песне года» пела не она, а Галина – понятно: решили, что это должна делать профессиональная певица.

А вот насчёт Гуляева мне неясно: он её спел аж в 1969-м да ещё и записал на альбоме «Русское поле». Так почему не он?

1 место. Иосиф Кобзон. Баллада о красках

Музыка Оскара Фельцмана, слова Роберта Рождественского. Первой исполнительницей была Мария Кодряну (ниже расскажу о нестыковках).

Вряд ли Рождественский знал, что сюжет, придуманный им для песни, имеет и реальное воплощение – историю семьи Фетисовых. В 72-м году бабушка семьи, Мария Андреевна, услышав по радио «Балладу о красках», сказала: «Так это же про меня! Какая-то певица спела про мать, у которой было два сына, один рыжий, другой чёрный. Ей повезло: оба вернулись с фронта целые и невредимые» - «Надо же, и правда, про тебя!»

В «Песне года-1971» её исполнил Иосиф Кобзон.

Кроме Кобзона песню исполняли Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль.

Ну, и нестыковка в датах. На всех ресурсах утверждается, что песня написана в 1972-м году. Как это могло быть, если финальный концерт «Песня года-1971», вышедший в эфир 1-го января 1972-го года, был записан в декабре 1971-го? Её что, сначала спели и только потом написали?

Ну, и про Кодряну тоже непонятно: насчёт того, что она – первая исполнительница. Тоже везде написано, что исполнила песню в 72-м, но Кобзон-то, получается, в 71-м? Словом, не могу сказать вам точно про первого исполнителя, везде написано одно и то же. Видимо, друг у друга переписывали.

Но, может, кто-то из читателей это пояснит?

Эта статья – некий пробный шар. Если она вызовет ваш интерес, значит, последует продолжение.

Всего вам самого доброго!