Для тех, кто интересуется архитектурой, особенно московским модерном, имя Федора Шехтеля почти священно. Его здания давно стали частью культурной памяти города: узнаваемые силуэты, свободная пластика форм, притягательная «легкость модерна». На моем канале я уже много раз возвращалась к его наследию - и московскому, и тому, что разбросано по другим городам. Поэтому пропустить выставку, посвященную Ф. Шехтелю, открывшуюся 11 ноября в галерее ВХУТЕМАС, не могла.
Повод для выставки значимый: в следующем году исполняется сто лет со дня смерти архитектора. К этой дате Московский архитектурный институт, Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре и музей архитектуры имени Щусева подготовили проект, который "воссоздает целостную картину творческого мира мастера".
Выставка «Библиотека архитектора Федора Осиповича Шехтеля - отражение творческого пути мастера» разместилась в стенах ВХУТЕМАСа и уже сама локация делает этот проект символичным. Здесь Шехтель когда-то преподавал.
Ключевая идея выставки - рассмотреть личную библиотеку мастера как «лабораторию идей». У Шехтеля было обширное книжное собрание - около пяти–шести тысяч томов - состоящее в основном из изданий по архитектуре.
В экспозиции есть несколько подлинных изданий, но основа - видеопрезентации книг. Выставка выстроена вокруг 7 тематических разделов, где собраны стилистические ориентиры архитектора: от ранних исторических увлечений до зрелого модерна.
Дополняют ее копии проектов и эскизы - то, что обычно остается невидимым для непрофессионалов.
Некоторые из них привлекли особое внимание. Например, проект Собора Спаса Всемилостивого в Иваново - храм в русско-византийском стиле, завершенный в 1903 году. Он был выполнен по проекту Шехтеля на средства местного фабриканта А.И. Гарелина.
Храм расписывали ученики Строгановского училища по мотивам Владимирского собора в Киеве, а над главным иконостасом размещалась Богородица - копия знаменитой росписи В.М. Васнецова.Храм был полностью разрушен в 1937-м, и сейчас он существует только на архивных фото и шехтелевских эскизах.
На выставке можно увидеть пригласительный билет на освящение храма, выполненный самим Шехтелем- тонкая деталь, демонстрирующая уровень внимания архитектора ко всем деталям.
Не менее интересны и неосуществленные проекты. Скажем, «Спорт-палас» - проект перестройки кинотеатра «Художественный» в 1912 г. Шехтель предлагал вариант, где под одной крышей существовали бы и кинотеатр, и зимний каток - первый крытый каток Москвы.
Архитектор подготовил несколько версий, но заказчики выбрали более осторожный путь, и «Художественный» получил знакомое нас сейчас неоклассическое обличье. А ведь, только представьте, он мог бы выглядеть так:
Есть и проекты более позднего времени: памятник 26-ти бакинским комиссарам - монументальный комплекс с колоннадой, скульптурами и арками. Он так и остался на бумаге.
Для себя я открыла еще одно незнакомое для меня здание Шехтеля - старообрядческий Свято-Троицкий собор в Балакове (Саратовская область). В советские годы он уцелел, хотя его судьба висела на волоске: его признали «не имеющим ценности» и готовили к сносу. Тем удивительнее, что он дошёл до наших дней. Я сразу добавила его в список точек, которые хочу увидеть, если доеду до Саратова.
Выставка небольшая, собранная скорее для подготовленного зрителя. Она не претендует на широту охвата, но дает возможность заглянуть в творческую лабораторию архитектора, понять, какие книги формировали его вкус.
Работает выставка только по будням - не самый удобный режим. Но если вы бываете неподалеку, стоит заглянуть хотя бы на полчаса.
Галерея ВХУТЕМАС: Рождественка, 11/4, корпус 1.
Часы работы: 11:00–19:00.
До 30 декабря. Вход свободный.
Спасибо за внимание!
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь анонсами мероприятий, находками из путешествий. Присоединяйтесь.