Ювелирное искусство Меровингов
Меровинги - первая династия франкских королей, которая занимала огромную территорию Европы. Особенность меровингского искусства заключается в сочетании позднеантичного искусства и искусства варваров, так как народ Меровингов объединял под собой наследников этих культур.
Сейчас ювелирное искусство Меровингов представлено в основном находками из захоронений, таких как захоронения Хильдерика и королевы Арнегунды. Большинство украшений были выполнены из золота с камнями преимущественно красного и синего цветов. Также ювелиры Меровингов часто использовали стеклянную пасту (предпочтение тоже отдавалось красному цвету). О высокой технике свидетельствует ряд изделий, выполненных в перегородчатой технике: это и золотая фибула из Сен-Дени, и фрагмент церковной ризы из аббатства Шелль. В захоронении Хильдерика было найдено кольцо с изображением правителя и надписью «Хильдерик, король», два меча с украшенными инкрустациями из золота и гранатов эфесами, золотое запястье, пряжки, наконец, около трехсот золотых цикад с усыпанными гранатами крылышками, некогда пришитых к парчовой мантии короля. К сожалению, сейчас многие артефакты из захоронения Хильдерика известны лишь по описанию, так как в 19 веке многое было похищено. Тем не менее по описаниям и сохранившимся находкам можно говорить о широком распространении полихромного стиля – то есть изделий с вставками с цветными камнями и стеклами. Среди ювелирных изделий Меровингов множество зооморфных, кольцевидных и дисковидных фибул. Узор на фибуле из Вигтислингена представляет собой крест, созданный из сплетенных змей, что является связью с античной культурой.
При анализе данного исторического периода можно выделить одного ювелирного мастера – Элигия, главу монетного двора при короле Дагобере. Кажется, руке именно этого мастера принадлежит золотая чаша из Шелля и крест с драгоценными змеями для церкви в Сен-Дени. По произведениям этого мастера, как и по произведениям ювелирного искусства при Дагобере в целом, видна устремленность к христианской вере: все больше ювелирные изделия становятся частью религиозных обрядом, а не предметами личной роскоши.
Ювелирное искусство Каролингов
В ювелирных изделиях Каролингов видится уже вполне четкое разделение на две основные группы: предметы, связанные с церковью, и предметы, восходящие к античным образцам. Эти группы редко пересекались, так как первые имели сакральное значение, в то время как вторые были предметами роскоши. Однако обе группы отличались тонкостью и изяществом, изготавливались из драгоценных материалов (что позже привело к утрате многих памятников).
Большое число памятников каролингской эпохи представлены окладами от священных писаний: многие из них выполнены из слоновой кости и изображают сюжет, связанный с содержанием самого текста. Обложка Евангелия из Лорша является прекрасным примером - обложка разделена на пять панелей с изображением Богородицы с Младенцем, сидящих на троне в центре, и Иоанна Крестителя и Захария по бокам. Одежды фигур имеют тонкую драпировку, архитектурные элементы детализированы.
Не менее интересна нижняя обложка Евангелия из Линдау. Она уже выполнена из металла. Дизайн сосредоточен на крестообразном изображении, то есть кресте с изогнутыми, расширяющимися элементами. Промежутки между элементами креста заполнены резными переплетениями, в том числе змееподобными зверями и центральной шпилькой, украшенной драгоценным камнем. На каждом плече креста изображен Христос с крестообразным нимбом.
Важным достижением Карла Великого является постройка литейного завода в Аахене, что возродило масштабное бронзовое литье. На заводе в Аахене были созданы двери для его дворцовой часовни, в подражание римским узорам. Часовня также имела распятие в натуральную величину, с фигурой Христа в золоте. Судя по единичным дошедшим до нас произведениям, литье было представлено на высоком уровне. Об этом свидетельствует главным образом происходящая из собора в Меце конная статуэтка, которая по традиции считается изображением Карла Великого.
Одним из наиболее величественных произведений каролингских ювелиров является Золотой алтарь в базилике Сант-Амброджио в Милане. Четыре стороны алтаря украшены изображениями в золоте и серебре, обрамленные по границам филигранью, драгоценными камнями и эмалью. Передняя стенка алтаря сделана целиком из золота, за исключением узкой ленты внизу и акантового бордюра наверху. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото», использованы не нарушают гармонии целого. Рельефы, изображающие отдельные фигуры или целые сцены (евангельские сюжеты, эпизоды из жизни св. Амвросия и т. п.), исполнены очень тонко, пропорции фигур разнообразны, однако во всех случаях масштабные отношения фигур и орнамента к размерам панелей выдержаны очень точно.
Ювелирное искусство Романской Европы
К периоду романского искусства в истории Западной Европы окончательно формируется христианская культура, а значит, почти все произведения искусства связаны с религиозной тематикой. Романские ювелиры владели всеми техниками, известными со времен античности: ковкой, чеканкой, филигранью, соединение клепкой. Большое распространение получает эмаль по чеканному рельефу. Яркие цвета эмали великолепно сочетались с блеском золота. Украшения продолжают носить скрытый, обережный смысл, чаще всего они связаны с христианским культом, обрядами. Так, внимание ювелиров обращено на иконопись, и крест занимает прочное место в ювелирных изделиях всех последующих периодов. Большое влияние на это сыграло греческое искусство.
Для романского периода характерно использование железа, бронзы, золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Между женскими и мужскими украшениями нет особых различий: застежки для ремней и плащей, броши, цепи и ожерелья, кольца и ободки носили все. Появляются эмали, начинает развиваться техника выемчатой эмали по меди и золоту. Излюбленные мотивы – диковинные цветы, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, экзотические птицы и животные – слоны, верблюды, страусы, грифоны, единороги, сирены. Большое место занимают изображения чудовищ, частично взятых с Востока.
Рассмотрение романского ювелирного искусства обычно начинают со знаменитой статуэтки-реликвария из монастырской церкви Сен-Фуа в Конке (департамент Аверон). Нет сомнений, что эта статуэтка представляет большой интерес, однако ее создание охватывает несколько эпох. В течение веков она подвергалась неоднократным изменениям, так что ее голова датируется предположительно 5 в., первое покрытие фигуры листовым золотом относят к концу 9 в., ряд изменений был произведен в конце 10 в. и в 14 в., руки и кисти рук были созданы в 16 в., а обувь—в 17 в.
Сохранилось множество впечатляющих святынь, созданных для хранения реликвий, из которых наиболее известна Усыпальница трех королей в Кельнском соборе работы Николая Верденского. Вся внешняя сторона святилища покрыта сложным декоративным покрытием. Всего насчитывается 74 горельефных фигуры в позолоченном серебре, не считая дополнительных фигур меньшего размера в фоновом оформлении. Триптих Ставело и реликварий Святого Мавра являются другими примерами мозаики из Мосана. Большие реликварии и фронтальные части алтаря были построены вокруг деревянного каркаса, но шкатулки поменьше были полностью металлическими и покрыты эмалью.
Высоко ценились потиры из Португалии за высокое качество и тонкое оформление. Некоторые из них имеют богатый декор, некоторые более аскетичны. Многие потиры покрыты тонкой филигранью. Также популярность обрело эмальерное дело - например, брошь с геральдическим орлом первой четверти 11 века. Отличались тонкостью исполнения произведения эмальеров прирейнских областей, в частности произведения бенедиктинцев монастыря св. Панталеона в Кёльне и маасских эмальеров.
Ювелирное искусство готики
Готика - завершающий период средневекового искусства, в котором все черты предыдущих этапов достигли своей вершины. К сожалению, произведения из драгоценных материалов с трудом переживали свое время - многое переплавлялось, перечеканивалось в ходе народных волнений. Наиболее сохранившимися произведениями остаются религиозные предметы, так как они не утрачивали свое значение для любых слоев общества.
Особое значение в период готики приобретает кольцо - как в религиозном значении, так и в значении более личном. Популярны стали епископские или пасторские кольца. С ХII века носить пастырские кольца разрешалось некоторым, а с ХV века всем настоятелям. Вплоть до позднего средневековья пастырское кольцо представляло кабошон, позднее в окружении мелких камней. В ХV – ХVI веках появляются папские кольца, в массивной оправе из золоченой бронзы, с символами евангелистов и папскими регалиями. Кольца как символ интимных отношений возникают на фоне распространения рыцарства и культа прекрасной дамы – здесь доминируют мотивы сплетенных рук и пылкие изречения.
Для готики большое значение имеет архитектура, что отражается и в ювелирных изделиях. Художники и ювелиры в основу своих произведений клали не просто образы и тенденции архитектурных форм, но напрямую копировали элементы. Подобие архитектурных форм в ювелирном искусстве достигалось применением методов литья, чеканки, позолоты, гравировки, теснения, эмали и использованием цветных камней. Легкость архитектурных форм, которыми отличалась готика, в ювелирном деле достигалась использованием ажура и мелкой пластики. И если ажур отсылает нас к каркасной архитектуре, то мелкая пластика порой копирует богато украшенное скульптурой пространство готических храмов. Ювелирные изделия содержали как рельеф, так и круглую скульптуру малых форм. Корона как символы власти, повторяла архитектурные идеи соборов в миниатюре, устремляя свои зубцы и шпили к небу. Все короны выполнены в готическом стиле и содержат геральдические символы, украшены многоцветьем драгоценных камней как витражи храмов. Скульптурные украшения имеются на посохах из лиможской эмали со сценами «Благовещения» или «Коронования Марии», изготовлявшихся для епископов и аббатов. В числе таких произведений — и знаменитая своей пластической выразительностью статуэтка Богоматери из позолоченного серебра, принесенная в дар аббатству Сен-Дени.
Очень значительна категория ювелирных изделий, которые предназначались для украшения светского костюма. Кроме колец, серег, аграфов и различных ожерелий, выполнявшихся средневековыми ювелирами с большим совершенством, неизменной деталью средневекового парадного костюма были разнообразные подвески, клейноды цехов, то есть геральдические изображения и знаки служебного назначения. Средневековый костюм не имел карманов, поэтому всевозможные мелочи — ключи, маленькие календари, записные таблички — подвешивались к поясам. Все эти вещи были тщательно украшены и снабжены декоративными застежками; дамы носили на поясах мелкие туалетные принадлежности. После крестовых походов на Восток в одежде появились пуговицы. Пуговицы были очень разнообразны по форме, размеру и технике их изготовления. В зависимости от того, для какой одежды предназначались пуговицы, размер их колебался от величины горошины до крупного яйца. О дороговизне пуговиц говорит тот факт, что стоимость пуговиц на платье в разы превышала стоимость материи, из которой оно было сшито.
Ювелирное искусство готики // Искусствоед : сайт. – URL: https://iskusstvoed.ru/2020/12/19/juvelirnoe-iskusstvo-gotiki/ (дата обращения: 19.12.2023)
Ювелирные украшения эпохи Меровингов, Каролингов // Искусствоед : сайт. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/09/08/juvelirnye-ukrashenija-jepohi-merovingo/ (дата обращения: 19.12.2023)
Ювелирное искусство романской Европы // Искусствоед : сайт. – URL: https://iskusstvoed.ru/2020/11/14/juvelirnoe-iskusstvo-romanskoj-evropy/ (дата обращения: 19.12.2023)
Какие украшения носили «ленивые короли» Меровинги - одна из самых загадочных династий Европы // Культурология : сайт. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/190818/40135/ (дата обращения: 19.12.2023)
Стили: Историческая готика // Роскошь : сайт. – URL: https://www.roskosh-jewel.ru/blog/styles/stili-istoricheskaya-gotika/ (дата обращения: 19.12.2023)
Готическое ювелирное искусство // Ювелирные тренды : сайт. – URL: https://jtrend.ru/articles/goticheskoe-yuvelirnoe-iskusstvo (дата обращения: 19.12.2023)
Всеобщая история искусств / Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств ; под ред. Б. В. Веймарн. – Москва : Искусство, 1956-1966. – 27 с