Найти в Дзене
Крабология

Иллюзия полёта: когда бизнес уже мёртв, а ты всё планируешь следующий год

Когда у самолёта заканчивается топливо, двигатели глохнут. Но самолёт ещё летит. Пилот тянет штурвал, говорит по радиосвязи, выпускает закрылки. Полная иллюзия управления. Ровно до момента, когда начинается неуклонное и неостановимое падение. Ваш бизнес без денег — это такой же самолёт, без топлива. Инерция системы может быть обманчиво долгой, создавая смертельно опасную иллюзию контроля. Мы говорим «финансовый блок», как будто это отдельный модуль, который можно отключить. Это фатальная иллюзия. Деньги в бизнесе — это не модуль. Это топливо. Без него вся сложнейшая машина — команда, продукт, логистика, маркетинг — превращается в бесполезный, тяжёлый груз, неумолимо тянущий вниз. Пробелы в управлении финансами — это не технические неполадки. Это системный сбой навигации. Вы неверно рассчитываете маршрут, игнорируете «погодные условия» рынка и в итоге остаётесь без горючего посреди полёта. К примеру, без финансов Додо Пицца Омск рухнула за год — пробелы бьют точно, искажая оценку ситуа
Оглавление

Когда у самолёта заканчивается топливо, двигатели глохнут. Но самолёт ещё летит. Пилот тянет штурвал, говорит по радиосвязи, выпускает закрылки. Полная иллюзия управления. Ровно до момента, когда начинается неуклонное и неостановимое падение.

Анатомия катастрофы

Ваш бизнес без денег — это такой же самолёт, без топлива. Инерция системы может быть обманчиво долгой, создавая смертельно опасную иллюзию контроля.

Мы говорим «финансовый блок», как будто это отдельный модуль, который можно отключить. Это фатальная иллюзия. Деньги в бизнесе — это не модуль. Это топливо. Без него вся сложнейшая машина — команда, продукт, логистика, маркетинг — превращается в бесполезный, тяжёлый груз, неумолимо тянущий вниз.

Пробелы в управлении финансами — это не технические неполадки. Это системный сбой навигации. Вы неверно рассчитываете маршрут, игнорируете «погодные условия» рынка и в итоге остаётесь без горючего посреди полёта.

стилизованный персонаж в сине-оранжевой робе и с развевающимся плащём уходящим за пределы иллюстрации бежит с бумажным самолётом, как-будто пытается его запустить
стилизованный персонаж в сине-оранжевой робе и с развевающимся плащём уходящим за пределы иллюстрации бежит с бумажным самолётом, как-будто пытается его запустить

К примеру, без финансов Додо Пицца Омск рухнула за год — пробелы бьют точно, искажая оценку ситуации и разрушая любые планы.

Пример с ООО «Пицца Омск» — не абстракция. Это конкретный самолёт (бизнес с оборотом 120 млн), который взял на борт тяжёлый груз (кредит в 30 млн) для нового маршрута. Но пилоты пренебрегли метеосводкой (игнорировали сезонный спад), не рассчитали встречные потоки (давление местных конкурентов) и рост цен на топливо (ингредиенты). Топливо (оборотные средства) кончилось раньше, чем закончился полёт (обслуживание долга). В 2020 году арбитражный суд (чёрный ящик) зафиксировал крушение (дело № А46-13232/2020).

Это не «не повезло». Это точный расчёт с критическими ошибками в параметрах.

Иллюзия управления: когда управление становится театром

Самое опасное в этой метафоре — фаза планирования после отказа двигателей. Деньги кончились, но:

  • Отчёты ещё можно сводить
  • Совещания — проводить
  • Планы — строить
  • Переговоры с поставщиками — вести

Это не управление. Это ритуал, имитирующий полёт. Вы можете даже «крутить бочки» — запускать локальные акции, «выходить на новые рынки» через маркетплейсы. Но топлива это не прибавит. Вы лишь быстрее расходуете остатки кинетической энергии — репутацию, моральный ресурс команды, последние активы.

Самолет после отключения двигателей летит считанные минуты. В случае с бизнесом ощущение полёта может продолжаться многие дни, недели и месяцы. Его инерция тем больше, чем он крупнее и старше. Запас прочности позволяет «управлять» уже давно потерявшим способность к манёврам бизнесом.

Выживание — это не миссия. Это аварийный протокол

В этой точке все разговоры сводятся к «спасению». «Дозаправиться в воздухе» (экстренные займы), «сбросить груз» (уволить людей, продать активы), «совершить посадку в поле» (объявить дефолт и договориться с кредиторами).

Но важно понять: вы уже не летите к цели. Вы падаете. Все ресурсы уходят не на развитие, а на борьбу с последствиями одной фатальной ошибки — незнания истинного уровня топлива в баках.

Энергия предвидения против цены подвига

Талантливые, опытные и несомненно самые удачливые, возможно, найдут возможность выжить, справятся и в итоге попадут в статистику уже иного исследования «об ошибке выжившего» либо потерпят фиаско и растворятся в тени времени.

Но энергия, затраченная на точный расчёт топлива (финансовый прогноз) и калибровку приборов (учёт), несопоставима со стоимостью аварийной посадки. Бизнес по своей природе не жаждет подвигов. Он жаждет предсказуемости.
Ваша задача как пилота — не тренироваться в фигурах высшего пилотажа с пустыми баками. Ваша задача — смотреть на приборы чаще, чем на горизонт. Чтобы ваш полёт измерялся не длиной героического падения, а километрами стабильного, управляемого пути к ясной цели.

Оставьте подвиги героям

Мы восхищаемся историями героического спасения. Но забываем, что каждый такой подвиг начинается с чьей-то роковой ошибки.

Бизнес не желает стресса и потрясений. Бизнес любит прогнозируемый взлёт, управляемый полёта и безопасную посадку.

Героям нужны подвиги. Бизнесу нужны ясные цели и ресурсы на инновации, чтобы лететь дальше и брать на борт больше.

Мнение автора — не истина в последней инстанции, а приглашение к размышлению. Если текст задел, вступил в резонанс или, наоборот, в диссонанс — давайте обсудим в комментариях. Ваша мысль важна.