Найти в Дзене

Прощайте, Toyota и BMW: что на самом деле происходит с утильсбором и почему это меняет весь рынок

С 1 декабря 2025 года российский авторынок вступил в новую фазу — тихую, но крайне ощутимую реформу. Изменился порядок расчёта утильсбора для импортных автомобилей, и этот шаг уже повлиял на структуру рынка, потребительский спрос и перспективы альтернативного импорта. Многие водители услышали о «миллионных сборах» и «конце доступных иномарок», но мало кто понимает, как устроена реформа и почему она неизбежно приведёт к перестройке рынка. Давайте разберемся, что действительно стоит за новыми правилами, кого они ударят сильнее всего и почему 2026 год станет переломным для всего автомобильного сектора. Что поменялось: простыми словами о сложной реформе До 1 декабря 2025 года физические лица имели льготный режим при ввозе автомобилей мощнее 160 л.с. — это была одна из последних «лазеек», позволяющая за адекватные деньги привезти Toyota, BMW, Hyundai, Kia и другие популярные модели. Льгота выглядела символически: 3 400 ₽ — за новую машину до 3 лет 5 200 ₽ — за авто старше трёх лет Теперь э
Оглавление

С 1 декабря 2025 года российский авторынок вступил в новую фазу — тихую, но крайне ощутимую реформу. Изменился порядок расчёта утильсбора для импортных автомобилей, и этот шаг уже повлиял на структуру рынка, потребительский спрос и перспективы альтернативного импорта. Многие водители услышали о «миллионных сборах» и «конце доступных иномарок», но мало кто понимает, как устроена реформа и почему она неизбежно приведёт к перестройке рынка.

Давайте разберемся, что действительно стоит за новыми правилами, кого они ударят сильнее всего и почему 2026 год станет переломным для всего автомобильного сектора.

Что поменялось: простыми словами о сложной реформе

До 1 декабря 2025 года физические лица имели льготный режим при ввозе автомобилей мощнее 160 л.с. — это была одна из последних «лазеек», позволяющая за адекватные деньги привезти Toyota, BMW, Hyundai, Kia и другие популярные модели.

Льгота выглядела символически:

3 400 ₽ — за новую машину до 3 лет
5 200 ₽ — за авто старше трёх лет

Теперь этих сумм нет. Они заменены ставками для коммерческих компаний. А это уже сотни тысяч и миллионы рублей, потому что применяется коэффициент, зависящий от мощности, объёма двигателя и типа силовой установки.

Формально базовая ставка утильсбора — всё те же 20 тысяч рублей. Но коэффициент делает своё дело.

Для примера: Toyota RAV4 — плюс около 900 тысяч рублей только утильсбора. BMW X5 — плюс 2,6 млн рублей. Это не искажение, а реальные расчёты по новым правилам.

И это не предел — ещё одно повышение вступит в силу 1 января 2026 года, что усилит влияние реформы.

Почему это произошло

Правительство официально заявляет: задача реформы — не закрыть рынок иномарок. Цель другая — сделать локальное производство более выгодным, чем прямой импорт. Это действительно соответствует мировой практике: чем выше стоимость ввоза, тем привлекательнее становится производить внутри страны.

-2

Проблема в том, что российский автопром сейчас не может закрыть все потребности потребителей, особенно в сегменте среднеразмерных и мощных кроссоверов. Поэтому эффект реформы проявляется прежде всего в том, что рынок теряет разнообразие, а цены растут.

По оценкам отраслевых аналитиков, бюджет может недополучать до 300 млрд рублей в год из-за падения объёма импорта. Это показывает масштаб влияния реформы — и на рынок, и на экономику.

Как потребители отреагировали на изменения

Рынок отреагировал мгновенно. То, что происходило в ноябре, можно назвать классическим ажиотажным спросом:

  • На альтернативный импорт пришлось 12% всего рынка, что стало рекордом с весны 2022 года.
  • За один месяц россияне поставили на учёт почти 20 000 импортированных авто.
  • Дальневосточные таможни перешли на круглосуточный режим, чтобы пропустить максимум машин по старым ставкам.

Люди пытались успеть в «последний вагон», понимая, что после 1 декабря многие модели становится привезти физически возможно, но экономически бессмысленно.

Одновременно выросли продажи новых автомобилей внутри страны — октябрь стал рекордным за 3,5 года. Эффект тревожных ожиданий — важнейший фактор рыночного поведения.

Какие автомобили исчезают с рынка первыми

Новый порядок расчёта утильсбора делает нерентабельным ввоз самых популярных в последние годы моделей:

Hyundai Santa Fe, Palisade
Мощные Tucson и Sportage
Kia Sorento и Carnival
Toyota RAV4, Highlander
BMW 5 Series, X3
Subaru Levorg
Geely Monjaro и другие среднеразмерные кроссоверы китайского производства

Эти автомобили всегда были золотой серединой рынка: комфорт, надёжность, достаточная мощность, ликвидность. Но теперь именно они попали под максимальные коэффициенты.

И даже если спрос на них останется, возможности ввоза — почти нет.

Что останется на рынке и почему

-3

Интересно, что параллельно создана сильная мотивация для другого сегмента — автомобилей мощностью до 160 л.с. Они всё ещё подпадают под льготную ставку, и поэтому покупатели будут стремиться выбирать модели, укладывающиеся в критерии.

Среди наиболее перспективных:

Mazda CX-30 и CX-50 (150 л.с.)
Honda Vezel
Hyundai Elantra
Nissan Qashqai
BMW 3 Series (базовая комплектация)
Audi Q3
Suzuki Baleno
Toyota Belta
Mitsubishi Outlander

Мы фактически видим смещение рынка в сторону менее мощных комплектаций, малолитражек и кроссоверов компактного класса. Это логичное следствие давления утильсбора.

Как изменятся цены в ближайшие месяцы

Цены уже выросли. По фактическим сделкам последние три месяца показали рост примерно на 20%. Причина в том, что дилеры перестали давать скидки, а программы поддержки свернули. Новая волна роста возможна уже в январе — после второго этапа реформы.

В 2026 году рынок будет жить по трём трендам:

  1. Удорожание импорта
  2. Сокращение предложения
  3. Рост значимости локального производства

Если ничего не изменится, покупатель столкнётся с ситуацией, когда «мощный средняк» станет роскошью, а выбор — ограничен.

Почему эта реформа стала одной из самых непринятых в обществе

Постановление правительства по утильсбору стало самым «нелюбимым» документом за время ведения общественных обсуждений. Оно получило рекордное количество дизлайков — более 132 тысяч против примерно 700 лайков.

И это показатель не просто недовольства, а непонимания обществом стратегических целей и масштабов последствий.

Факты говорят сами за себя:

реформу отложили на месяц, но не изменили ни одной существенной нормы.

Что нас ждёт в 2026 году

  1. Резкое сокращение альтернативного импорта мощных машин

Большинство моделей выше 160 л.с. исчезнут с рынка.

2. Стремительный рост доли компактных кроссоверов и эконом-седанов

Потребитель будет выбирать то, что можно ввезти без миллионных доплат.

3. Рост серого сегмента

Экономическая невозможность белого ввоза всегда приводит к активизации обходных схем.

4. Перегрев локального рынка

Из-за падения предложения внутри страны начнут дорожать даже те машины, которые физически присутствуют в дилерских центрах.

5. Укрепление позиции китайских брендов до 160 л.с.

Модели, подходящие под критерии льготы, станут суперликвидными.

6. Возможные корректировки реформы

Не исключено, что в течение года появятся исключения или смягчения — рынок может оказаться в стагнации.

Итог: начало новой эпохи

Мы переживаем не просто повышение утильсбора — это смена экономической модели рынка. Доступный средний сегмент исчезает, мощные автомобили становятся роскошью, а рынок вынужден перестраиваться под новые реалии.

Реформа уже изменила поведение покупателей, работу импортеров и структуру спроса. Второй этап в январе только усилит эффект.

В 2026 году выиграют те, кто успеют адаптироваться: выбирать модели, подходящие под новые правила, или искать новые логистические решения. Остальным придётся привыкать к тому, что автомобили прежнего уровня доступности в Россию возвращаться не скоро.

Хотите заказать авто из Кореи, Китая или Японии?

Заполните ФОРМУ

8 (800) 444-04-53 - звонок бесплатный.

Офисы: ВЛАДИВОСТОК | МОСКВА