30 (18 по старому стилю) ноября 1827 года в Москве родился
Константин Петрович Победоносцев, российский государственный деятель, правовед, писатель и историк Церкви, обер-прокурор Святейшего синода в 1880–1905 годах. Известен как один из главных идеологов консервативной политики поздней Российской империи, ближайший советник императора Александра III, оказавший значительное влияние на внутреннюю политику страны в 1880–1890-е годы.
Победоносцев происходил из профессорской семьи. Его отец, Пётр Васильевич, был профессором словесности Московского университета. Получив прекрасное домашнее образование, Константин Победоносцев в 1841 году поступил в престижное Императорское училище правоведения, которое окончил в 1846 году, начав карьеру в московском департаменте Сената.
С конца 1850-х годов Победоносцев приобрел репутацию выдающегося знатока российского законодательства. В 1859 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «К реформе гражданского судопроизводства», а в 1860 году стал профессором юридического факультета Московского университета, преподавая гражданское право. Его фундаментальный трёхтомный «Курс гражданского права» принес ему докторскую степень.
В 1861 году карьера Победоносцева получила новое направление: он был приглашён преподавать законоведение наследнику престола Николаю Александровичу. После скоропостижной смерти цесаревича в 1865 году он стал воспитателем нового наследника — великого князя Александра Александровича (будущего Александра III), а впоследствии — и его сына, Николая II. Роль профессора правоведения обеспечила ему исключительное доверие и влияние при дворе.
Параллельно с педагогической деятельностью Победоносцев продолжал делать успешную карьеру: в 1868 году стал сенатором, а в 1872 году — членом Государственного совета. Стоит отметить, что в начале своей деятельности Победоносцев придерживался либеральных взглядов и активно участвовал в подготовке знаменитой Судебной реформы 1864 года, отстаивая принципы независимого суда, гласности и состязательности процесса. Однако со временем его убеждения радикально изменились в сторону консерватизма.
24 апреля 1880 года Константин Петрович был назначен на пост обер-прокурора Святейшего Синода императором Александром II. Наибольшее влияние Победоносцев приобрёл после убийства императора Александра II в 1881 году. Он выступил как лидер консервативной партии в правительстве и сыграл ключевую роль в определении политического курса нового царя Александра III.
В апреле 1881 года Победоносцев стал автором высочайшего Манифеста, провозглашавшего незыблемость самодержавия. Этот документ, ознаменовавший отказ от либеральных реформ, был напрямую направлен против проекта конституции, предложенного министром М.Т. Лорис-Меликовым. Манифест знаменовал начало эпохи «контрреформ».
На посту обер-прокурора Святейшего синода (1880–1905) Победоносцев проводил политику, направленную на усиление роли православия в жизни общества. При нём активно развивалась сеть церковно-приходских школ, где главное внимание уделялось не столько «полезным знаниям», сколько религиозно-нравственному воспитанию, любви к Отечеству и почитанию родителей. Если в конце царствования Александра II таких школ было 273, то к 1902 году их число выросло до 43969, а количество учащихся — до 1,7 миллиона человек. Он также способствовал увеличению числа храмов и монастырей, переводу приходского духовенства на государственное жалованье.
Свои политические и философские взгляды Победоносцев наиболее полно изложил в «Московском сборнике» (1896), где подверг резкой критике западные институты, такие как парламентаризм, свободу печати и суд присяжных, считая их «великой ложью нашего времени». Он считал, что «вся частная жизнь должна поглощаться общественной, а вся общественная жизнь должна сосредоточиться в государстве» — идея, которую также связывали с социализмом.
Однако Победоносцев чётко разграничивал свою концепцию с социалистическими идеями, подчёркивая, что истинный порядок достигается не через поглощение индивида коллективом, а через самодержавие монарха, православную церковь и органическое единство общества, где личность подчиняется высшим началам веры и авторитета.
В «Московском сборнике» Победоносцев развивает мысль о «великой лжи» парламентаризма, где выборы приводят не к отбору лучших, а к триумфу честолюбцев и демагогов, неизбежно ведущему к анархии или диктатуре. Свобода печати объявляется разрушительной силой, провоцирующей смуты без ответственности, а суд присяжных — ошибкой, размывающей объективность правосудия.
Победоносцев противопоставляет этому «прогрессу» силу народной традиции, необходимую для устойчивости, отвергая слепые реформы и всеобщее образование без религиозной основы. Он призывает к сосредоточению власти в единой воле монарха, где церковь и государство образуют симбиоз, а частная жизнь растворяется в служении Отечеству и Богу.
Нужно отметить, что Константин Победоносцев не формулировал новых лозунгов, главным его идеологическим девизом оставалась триада «православие, самодержавие, народность», предложенная Сергеем Уваровым ещё в 1833 году.
С воцарением Николая II влияние Победоносцева стало ослабевать. События Первой русской революции 1905 года окончательно подорвали его позиции. После обнародования Манифеста 17 октября 1905 года, который он расценил как уступку либералам и шаг к революции, Победоносцев подал в отставку. Он скончался в 1907 году, осознавая, что та государственная система, идеям которой он служил, рухнула.
Философ Василий Розанов так охарактеризовал его уход: «Умер Победоносцев. И с ним умерла целая система государственная, общественная, даже литературная... сошёл в могилу целый исторический стиль законченной и продолжительной эпохи».
Был ли Победоносцев уникален для своего времени? Была ли Россия в то время единственным бастионом консерватизма? Что было общим и особенным в подходах консерваторов разных стран?
На самом деле Победоносцев не был одинокой фигурой: во второй половине XIX века консервативные идеи широко распространялись в Европе и России. Все крупнейшие государства переживали кризис «старого порядка» и рост консервативных движений, стремившихся его защитить. В разных странах они принимали свои формы, но имели и общие черты.
Почти везде консерватизм опирался на идею сохранения традиционных устоев — будь то монархия, церковь или сословные порядки.
В викторианской Англии идеи сохранить традиционное общество, основанное на аристократических принципах, почитании англиканской церкви и имперском величии отстаивали такие мыслители, как Мэттью Арнолд (1822-1888) и Томас Карлейль (1795-1881), с его критикой демократии и культом "героев". Вместе с тем, британский консерватизм был вынужден идти на компромиссы с либерализмом и парламентской системой, которую Победоносцев отвергал в принципе.
В Германии Отто фон Бисмарк, канцлер и идеолог, также проводил консервативную политику «железа и крови». Он боролся с социалистами («Исключительный закон против социалистов») и внутренними врагами (Kulturkampf — «культурная борьба» с католической церковью). Однако бисмарковский консерватизм был прагматичным: он сочетал сильную монархическую власть с социальными реформами (страхование по болезни 1883 г., несчастным случаям 1884 г., пенсии по старости и инвалидности 1889 г.), чтобы «перетянуть» на сторону государства растущий рабочий класс в переживающей бум индустриализации Германской империи. Победоносцев же видел в любых уступках и реформах лишь угрозу.
Во Франции после поражения во Франко-прусской войне и Парижской коммуны ультраконсервативные и монархические силы (легитимисты, сторонники «законной» старшей линии династии Бурбонов) были очень сильны. Они тосковали по «старому доброму порядку», видели в республике и демократии упадок и разложение. Однако во Франции эти силы проиграли, и Третья республика устояла.
Консерваторы разных стран с тревогой воспринимали стремительные перемены: индустриализацию, рост городов, распространение либеральных идей и социализма. Их общим рефреном стало желание «остановить время» — уберечь общество от распада традиционных связей и нравственных ориентиров.
Многие консервативные мыслители искали опору в «народности»: в России это вылилось в теорию официальной народности (православие, самодержавие, народность), в Австро‑Венгрии — в попытки консолидировать многонациональную империю через лояльность трону, в Британии — в культ имперской традиции и «цивилизаторской миссии».
Яркой особенностью российского консерватизма являлась связь с православной церковью, которая была глубже и институционально прочнее, чем в большинстве европейских стран, где секуляризация шла быстрее. Консервативная мысль России сильнее опиралась на идею «особого пути»: представление о том, что западные модели (парламентаризм, конституция) не подходят стране с её историей и масштабами.
Победоносцев прямо отвергал парламентаризм как «великую ложь современности», видя в нём угрозу единству народа и власти.
Российский консерватизм отличался особой ролью государства: если в Европе консерваторы часто искали союз с аристократией или буржуазией, то в России ставка делалась на бюрократический аппарат и личную власть монарха. Победоносцев как обер‑прокурор Синода воплощал эту модель: он не просто отстаивал идеи, но и напрямую влиял на политику, воспитывая наследников престола и формируя образовательную и церковную повестку.
Россия не была единственным бастионом консерватизма, но её версия консерватизма оказалась одной из самых цельных и институционально закреплённых.
В Западной Европе консерваторы были вынуждены вести диалог с либералами, социалистами и парламентскими институтами. В России же самодержавие, олицетворяемое Победоносцевым, отказалось от этого диалога после неудачного опыта «великих реформ» 1860-х годов, выбрав путь жесткого консерватизма и реакции.
Ни в одной другой крупной европейской стране роль официальной церкви как идеологического аппарата государства не была столь велика, как в России при Победоносцеве. Его политика была направлена на создание монолитного идеологического единства на основе уваровский концепции "Православие, Самодержавие, Народность", что не оставляло места для уступок.
Россия пыталась догнать Запад в техническом и военном отношении, сохранив при этом архаичную политическую систему, что создавало острейшее внутреннее напряжение. Победоносцев и его сторонники стремились законсервировать страну, чтобы избежать потрясений, пытались применить максималистскую, бескомпромиссную доктрину к управлению огромной и сложной империей, находящейся на переломе эпох, тем самым лишь усугубляли отставание и порождали недовольство.
Победоносцев защищал не просто «старый порядок», а целостную метафизическую систему, основанную на православной эсхатологии. В отличие от западных консерваторов, опиравшихся на римское право или просвещенческий рационализм, его мировоззрение восходило к византийской идее «симфонии власти», где государство и Церковь совместно ведут народ к спасению.
Это отличало его даже от таких критиков демократии, как Донозо Кортес в Испании или Жозеф де Местр во Франции. Если последние видели в монархии логический итог общественного договора, то для Победоносца самодержавие было онтологической необходимостью — единственной формой власти, способной удержать мир от хаоса в преддверии прихода Антихриста.
Его знаменитая критика парламентаризма как «великой лжи нашего времени» коренилась не в прагматизме, а в антропологическом пессимизме: человек грешен по природе, а значит, коллективное решение не может быть истинным. В этом он сближался с протестантскими фундаменталистами Америки,
европейскими контрреволюционерами вроде де Местра, отвергавшими идею линейного прогресса и социальный дарвинизм как ересь, ведущую к моральной деградации общества.
Парадокс наследия Победоносцева в том, что его радикальный консерватизм, направленный на сохранение империи, объективно стал одной из причин её краха. Отвергая эволюционные преобразования, он создал условия для революционного взрыва, подобно тому как ультрамонтанты во Франции подготовили почву для секулярной республики.
Фигура Победоносцева — трагическое напоминание о том, что любая идеология, претендующая на абсолютную истину, неизбежно сталкивается с проблемами ответа на запросы стремящегося к развитию общества.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.