Найти в Дзене
СТОП ! Контрафакт

Как распознать отложения в двигателе и что с ними делать?

После жаркого лета независимые сервисы фиксируют рост обращений с загрязненными двигателями: под клапанными крышками обнаруживаются отложения, а в некоторых случаях увеличивается расход масла. Проблема чаще проявляется на современных малообъемных турбомоторах, работающих в условиях высокой тепловой нагрузки. При этом большинство владельцев уверяют, что использовали рекомендованные масла и обслуживали автомобиль даже чаще, чем требует заводской регламент. В материале разбираем, почему появляются отложения, как распознать проблему на раннем этапе, чем можно помочь мотору самостоятельно, а в каких случаях требуется обращение в сервис. Почему в современных двигателях могут образовываться отложения От кого пришли тревожные сигналы Партнеры из независимых автосервисов сообщили: после летней жары в ремонт стали поступать двигатели, в которых при вскрытии обнаруживались отложения. Чаще всего это случалось в современных, термически нагруженных, малообъемных турбированных ДВС – именно они массов

После жаркого лета независимые сервисы фиксируют рост обращений с загрязненными двигателями: под клапанными крышками обнаруживаются отложения, а в некоторых случаях увеличивается расход масла. Проблема чаще проявляется на современных малообъемных турбомоторах, работающих в условиях высокой тепловой нагрузки. При этом большинство владельцев уверяют, что использовали рекомендованные масла и обслуживали автомобиль даже чаще, чем требует заводской регламент.

В материале разбираем, почему появляются отложения, как распознать проблему на раннем этапе, чем можно помочь мотору самостоятельно, а в каких случаях требуется обращение в сервис.

Почему в современных двигателях могут образовываться отложения

От кого пришли тревожные сигналы

Партнеры из независимых автосервисов сообщили: после летней жары в ремонт стали поступать двигатели, в которых при вскрытии обнаруживались отложения. Чаще всего это случалось в современных, термически нагруженных, малообъемных турбированных ДВС – именно они массово применяются в современных легковых автомобилях.

Почему это вызывает вопросы

Многие автовладельцы утверждали, что заливали только рекомендованные автопроизводителем масла или их аналоги от известных международных брендов. На этикетках таких масел была указана вязкость (SAE) и заявлены спецификации (API, ACEA, ILSAC), полностью совпадавшие с требованиями автопроизводителя для их машин.

-2

Кроме того, часть водителей обслуживали машину даже чаще, чем требует заводской регламент. Они ориентировались не только на километраж, но и на моточасы – метод, который действительно помогает увеличить ресурс ДВС. Мы подробно объясняли его в материале «Через сколько моточасов менять масло в моторе?».

Даже при таком подходе в ряде ДВС появились отложения, а у некоторых двигателей резко увеличился расход масла на угар. Причины оказались более серьезными, чем просто особенности эксплуатации.

Основная причина – преждевременное срабатывание масла из-за его низкого качества

В большинстве случаев наблюдалась одинаковая картина:

— преждевременное разрушение полимерного загустителя, входящего в состав моторного масла;
— сильное изменение вязкости смазочного материала;
— ухудшение способности масла защищать ДВС при высоких температурах;
— образование кокса в зонах поршневых колец, что нарушало их подвижность и повышало расход масла на угар.

Почему это происходит

Мы неоднократно писали, что основные признаки данных проблем связаны с качеством смазочных материалов. Несмотря на «правильные наклейки» на канистре, часть масел не соответствовали заявленным параметрам и характеристикам. Иначе говоря, были подделками.

Подмена масла – идеальная схема серого бизнеса

Ничего нового теневики не придумали. Вместо дорогой фирменной синтетики от именитого производителя, которая имеет высокую термостабильность и способна отработать регламентный сервисный интервал, не потеряв свои свойства и качества, автовладельцам в поддельных канистрах продают дешевую полусинтетику или даже минералку. Смазочные материалы, изготовленные на таких существенно более дешевых основах, значительно быстрее срабатываются в термически нагруженных моторах.

-3

При этом пакеты присадок поддельных масел также простые, устаревшие и неэффективные. В частности, они не содержат в своем составе современные моюще-диспергирующие и антиокислительные компоненты, от которых во многом зависит чистота двигателя и срок службы масла, соответственно.

В итоге работающий на поддельном масле мотор начинает интенсивно шлаковаться буквально после трех-четырех тысяч километров пробега. Об этом мы многократно предупреждали наших подписчиков, наглядно демонстрировали катастрофические последствия применения в моторах фальсификата.

Видео: Кокс в ДВС: как мотор Suzuki закоксовался на «фирменном» масле

Лидеры рейтинга подделок

Как показывает накопленная нами статистика, в подавляющем большинстве случаев выявленными в продаже подделками оказывались масла ушедших с рынка западных брендов: Mobil, Shell, Castrol, Elf и т. д., которые пользуются доверием и популярны у российских автолюбителей. И как показывает наш черный список масел, фавориты мира фальсификата в этом году остались прежними.

Видео: Кто убил мотор Hyundai Accent?

Как действовать, если в моторе обнаружены отложения

Если мотор работает без отклонений (это важно!), а под клапанной крышкой вы обнаружили небольшие отложения (не сгустки), ситуацию можно и нужно исправить своими силами. Больших финансовых затрат для этого не потребуется.

-4

Так как мы говорим о случаях, когда накопленные отложения не образовали опасные для мотора конгломераты, которые могут стать причиной закупоривания сетки маслоприемника или сужения каналов подвода смазочного материала к парам трения, то в большинстве случаев достаточно провести промывку двигателя.

Важно: делать это нужно средством, оказывающим мягкое (!) воздействие на загрязнения. Это могут быть как классические промывочные масла, так и специальные составы – «пятиминутки». Они есть в продуктовых портфелях большинства производителей автохимии и смазочных материалов, и приобрести их не составит никакого труда.

Как правильно промывать двигатель

Одними из самых распространенных в продаже являются промывочные масла. Например, в большинстве автомагазинов вы встретите промывочную жидкость Sintec МПТ-2М. У этого же производителя есть и специальный состав – «пятиминутка» Sintec Engine Flush Express.

Однако стоит понимать, что мотор – это не тарелка в посудомоечной машине. За однократное применение промывок 100%-го результата добиться не получится, даже если вы будете использовать самые современные и дорогие составы.

-5

Чтобы убрать накопленные загрязнения, потребуется провести мойку несколько раз, совмещая данную работу со сменой масла. В идеале интервал первых двух масляных ТО сократить до 30–40 % от стандартного (регламентного).

Так как качественное моторное масло содержит в своем составе эффективные моюще-диспергирующие компоненты, то в процессе работы мотора оно также будет мягко растворять и поддерживать во взвешенном состоянии загрязнения. А максимально удалить их из ДВС как раз помогут промывочные масла или «пятиминутки».

Когда нужно обратиться к профессионалам

Если отложений оказалось много или мотор задымил, то лучше не рисковать и как можно быстрее обратиться за помощью к профессионалам на СТО. Не пытайтесь отмыть сильно загрязненный и закоксованный ДВС присадками ударного воздействия!

И уж тем более не экспериментируйте с агрессивными растворителями. Это может привести к фатальным для мотора последствиям. Еще раз подчеркнем: любое загрязнение необходимо удалять послойно, воздействуя на него мягко, деликатно.

Также отметим, что не стоит ждать чудес и от составов для раскоксовки. Практика СТО свидетельствует, что даже самая эффективная химия не всегда способна вернуть поршневым кольцам подвижность и мотор приходится разбирать.

-6

Другие причины появления отложений кроме масла

Отложения могут образоваться из-за попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в масло. Это происходит по трем основным причинам:

1. Потеря герметичности прокладки ГБЦ.

В результате нарушения герметичности стыка между головкой и блоком цилиндров, который уплотняет специальная прокладка. Она может разрушиться, например, под действием некачественного антифриза (коррозионные процессы).

Видео: Поддельный антифриз в ДВС. Последствия

Вот почему мы постоянно предупреждаем об опасности приобретения и заливки в моторы охлаждающих жидкостей сомнительного происхождения и неизвестного качества.

2. Перегрев двигателя.

Головку блока цилиндров двигателя может покоробить – с нарушением герметичности стыка, который уплотняет прокладка ГБЦ – в случае перегрева мотора. Такое часто происходит жарким летом, на автомобилях с большим пробегом, у которых кассету радиаторов давно не демонтировали и не мыли.

Грязь, закупорившая соты радиаторов, снижает эффективность теплообмена. В результате ДВС продолжительное время работает в предельном температурном режиме или с выходом в «красную зону».

3. Коррозионное разрушение теплообменника.

Через образовавшуюся в стенке трубки брешь происходит перетекание масла в систему охлаждения и антифриза в систему смазки.

Важно вовремя заметить проблему и незамедлительно обратиться в сервис. Как определить, что охлаждающая жидкость попала в масло? Верным признаком будет наличие масляных пятен в бачке охлаждающей жидкости, изменение цвета антифриза, характерный темный налет на стенках расширительного бачка, а также падение уровня ОЖ.

К сожалению, ремонт в данном случае не будет дешевым, так как потребуется замена прокладки ГБЦ или теплообменника, проверка плоскости головки блока цилиндров и, при необходимости, механическая обработка (шлифовка) ее привалочной плоскости на специальном высокоточном станке, промывка систем смазки и охлаждения и прочие работы.

Как избежать покупки поддельного масла

Чтобы не сталкиваться с описанными выше проблемами, нужно избегать покупки смазочных материалов, которые находятся в группе риска. Напомним, что в нее входят масла покинувших российский рынок брендов: Mobil, Shell, Castrol, Elf и т. д. Именно подделки под них чаще всего фигурируют в криминальной хронике.

Чтобы избежать покупки фальсификата и не рисковать мотором своего автомобиля, нужно перейти на смазочные материалы, которые производятся в России, в том числе на контрактной основе. По ним нет подтвержденных фактов выявления подделок. В продаже есть масла всех востребованных вязкостей и актуальных классов качества. Иными словами, произведенными на территории РФ смазочными материалами можно обслужить практически любой автомобиль.

Так как проблема поддельных масел и антифризов по-прежнему не теряет своей актуальности и моторы все также приходят в ремонт, а автовладельцы терпят убытки, мы продолжаем собирать факты о таких случаях и вести свою просветительскую работу.

Что важно запомнить об отложениях в ДВС

— Отложения чаще появляются в современных турбомоторах с высокой тепловой нагрузкой.
— Даже при регулярных заменах масла проблемы не исключены, если смазочный материал был поддельным.
— Подделывают прежде всего масла ушедших с рынка западных брендов.
— Незначительные отложения в моторе можно удалить мягкими промывками.
— Сильно загрязненный мотор нельзя очищать агрессивными средствами – обратитесь за помощью в сервис.
— Отложения могут быть связаны с попаданием ОЖ в масло.
— Чтобы защитить двигатель, важно покупать масло у проверенных продавцов и избегать продукции брендов из группы риска.

Читайте также:

«Перекат» или как поддельное масло привело к отложениям в двигателе
Залил в ДВС поддельное масло: что будет?
Гуталин в моторе: всегда ли виновато масло?
Как поддельные запчасти «убили» мотор LADA Granta