Найти в Дзене

5 правил и 10 идей для работы с детьми в приютах и семейных центрах

«Только заходишь в калитку, а из окон на всю территорию: «Волонтёры идут!», - рассказывает Алина Семеонушкова. - Это так здорово, когда видишь, что тебя ждут. Особенно это чувствуется, когда группа оказывалась на карантине, и проходило больше недели с нашего последнего посещения. Тогда дети готовы чуть ли не разорвать волонтёров на части…». Алина Семеонушкова четыре года была координатором группы «Даниловцев» в приюте «Зюзино», сейчас он называется «Мой семейный центр «Оберег». В этом учреждении содержатся дети, временно изъятые опекой из семей. Если родители решат свои проблемы, то дети вернутся в семью. Если нет, их переведут в детский дом. - Наша группа существует с 2012 года, - рассказывает Алина. - Мы приходим к детям один раз в неделю по воскресеньям на два часа между полдником и ужином в то время, когда у них нет никаких школьных активностей или занятий с психологами. Сразу скажу, что финансово волонтёры никак в жизни группы не участвуют, то есть, персональные подарки детям мы н

«Только заходишь в калитку, а из окон на всю территорию: «Волонтёры идут!», - рассказывает Алина Семеонушкова. - Это так здорово, когда видишь, что тебя ждут. Особенно это чувствуется, когда группа оказывалась на карантине, и проходило больше недели с нашего последнего посещения. Тогда дети готовы чуть ли не разорвать волонтёров на части…».

Алина Семеонушкова четыре года была координатором группы «Даниловцев» в приюте «Зюзино», сейчас он называется «Мой семейный центр «Оберег». В этом учреждении содержатся дети, временно изъятые опекой из семей. Если родители решат свои проблемы, то дети вернутся в семью. Если нет, их переведут в детский дом.

- Наша группа существует с 2012 года, - рассказывает Алина. - Мы приходим к детям один раз в неделю по воскресеньям на два часа между полдником и ужином в то время, когда у них нет никаких школьных активностей или занятий с психологами.

-2

Сразу скажу, что финансово волонтёры никак в жизни группы не участвуют, то есть, персональные подарки детям мы не дарим, только на Новый год и Пасху. Также у детей могут быть аллергии, поэтому продукты питания не приносим. И разумеется, мы никогда не расспрашиваем ребёнка о семейной ситуации, и как он тут оказался. Конечно, бывает, что ребенок сам делится, если ему надо выговориться. Тогда мы эту возможность ему, естественно, даем, но - без своих выводов. Конечно, очень тяжело иногда слышать какие-то истории, а надо вот эту внешнюю невозмутимость сохранять...

Кстати, дети не всегда готовы к общению, особенно это касается старших групп. Такое, к счастью, было очень редко, и нас спасало то, что групп в учреждении пять. То есть, если вдруг одна группа не хочет каких-то активностей, есть ещё четыре, которые полны желающих тебя увидеть. Ну и мы же понимаем, что подростки не от хорошей жизни так «капризничают». Поэтому - принятие, понимание и - до следующего раза.

Еще одна достаточно затруднительная ситуация - это эмоциональная привязанность волонтёра к одному подопечному. Я всех сразу предупреждала о том, что такое может быть и что лучше не заводить себе любимчиков, ничем хорошим это не заканчивается, но, наверное, это происходит непроизвольно. То есть, даже если люди это слышали и всё понимают, никто от этого не застрахован. Самый яркий такой случай был, когда ребёнка всё-таки не вернули в семью, а перевели в детский дом. И волонтёрка его там нашла и добилась разрешения посещать. Надеюсь, что всё там сложится хорошо.

Ну и по умолчанию есть договорённость, что мальчики-волонтёры не ходят в группу к старшим девочкам.

Какие потребности есть у наших подопечных? Основное - это максимально персонализированное внимание, потому что когда на одного-двух воспитателей приходится 15 воспитанников, детям редко удается получать внимание только себе одному. И можно сказать, что им нужен значимый взрослый, если выражаться психологической терминологией. Так что, индивидуальное внимание, личное общение – это первое, что мы старались дать.

-3

Дальше – научить каким-то бытовым навыкам. Были дети, которые не умели делать какие-то очень простые вещи, например, завязывать шнурки. Иногда возникали просьбы помощи с уроками. Судя по тому, как к нам бежали дети, всем нужны обнимашки. А в старших группах была потребность в социализации и адаптации к будущей жизни.

Поэтому мы старались, чтобы к детям ходило побольше волонтёров. Старались рассказать какие-то базовые вещи, показать, научить. Если возникал запрос на помощь с уроками, то - пожалуйста. Желание обнимашек было обоюдным, поэтому те, кто хотел и был готов, получал их сполна. А со старшими подростками мы делились своим жизненным опытом: кто как устраивался работать, кто как учился, как можно избежать каких-то ситуаций.

Разумеется, было очень много самых разных творческих мастер-классов с поделками. Очень прикольно, что дети все эти поделки делают либо братьям-сёстрам, которые там же находятся, только в другой группе, либо мамам-папам. Какая бы ситуация ни была, всё равно они родителей очень любят, ждут и всегда им делают сюрпризы.

На этих творческих мастер-классах мы старались развлечь ребят, показать, научить чему-то новому. Но ещё мы столкнулись с тем, что дети очень часто говорили про себя: «Я ничего не могу, ничего не умею, у меня не получится». И для того, чтобы их поддержать, мы обязательно отмечали вклад каждого ребёнка в общее дело, если это было что-то общее, либо хвалили его за то, как он делает свою личную поделку.

-4

Также мы предлагали посмотреть кино или мультфильм с последующим обсуждением. Обсуждение, конечно, не всегда было прямо взрослым, но, тем не менее, ребята задумывались о чём-то и, на мой взгляд, получали от этих просмотров чуточку больше, чем обычно.

Также были у нас настольные игры, квизы, всякие полезные штуки типа обучения оказанию первой помощи и, конечно, улично-спортивные игры. Причём, даже зимой у нас ребята гоняли в футбол, если детей отпускали. И было видно, что они уходили на игру одними, а возвращались прям выдохнувшие.

Один раз ребята нам сами устроили конкурс красоты. А невозможно же сказать девочкам среднего возраста, кто из них на первом месте, кто - на втором, кто - на третьем. Но мы выкрутились, и у нас были номинации что-то типа «Мисс Грация», «Мисс Очарование», в общем, призовых мест по номерам не было, все были победительницами.

-5

Ещё ребята-волонтеры очень любили учить детей чему-нибудь инженерному, прикладному. Электронный конструктор пользовался большой популярностью и у девочек, и у мальчиков. Была целая серия занятий по программированию, а однажды они делали мультфильмы. Из пластилина сделали фигурки, установили их на специальный фон, и с помощью специального программного обеспечения из всего этого делался мультик со своим сюжетом. Это было потрясающе!

...Я, к слову, сама себя ловила на симпатиях к какому-то одному ребенку, особенно в первый год, когда не было большой ротации, и дети долго оставались в группах. То есть, ты успеваешь привязаться. Но я себя как-то отстраняла эмоционально: да, очень жаль, что дети находятся в приюте, но ведь я своим присутствием могу немного скрасить эту ситуацию хоть на час. И возможно, они запомнят какие-то мои теплые слова, или будет поддержка от наших посещений, и она даст им опору в будущем. Мы не можем спасти целый мир. Но мы делаем для этих детей всё, что можем.

-

Стать волонтером в этом учреждении можно здесь, на сайте «Даниловцев».

-

Материал подготовлен в рамках проекта "Система последовательного и устойчивого волонтёрства в социальной сфере г. Москвы, реализуемого на средства гранта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы".