Наступил декабрь, снега в Москве снова не допросишься, зато всё вокруг уже пестрит ёлками. Самое время поднять себе новогоднее настроение каким-нибудь советским фильмом! В этом году мы начнём с «Карнавала», так что приглашаем вас пройтись по адресам режиссёра Татьяны Лиозновой.
Краткая биографическая справка:
Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова родилась в Москве в 1924 году. Её отец, Моисей Аронович, работал экономистом, он воевал и был ранен в Первую мировую, а в 1941 году ушёл добровольцем в народное ополчение и пропал без вести. Мать Ида Израилевна была швеёй.
В 1944 году поступила во ВГИК на режиссёрский факультет, откуда чуть не была отчислена после 1 курса (а закончила в итоге с красным дипломом). В 1949 году распределена на киностудию им. Горького, но вскоре была уволена. До 1953 года написала несколько пьес, поставила совместно с Сергеем Герасимовым спектакль в Театре им. Вахтангова, параллельно подрабатывала швеёй вместе с матерью. В 1953 году восстановлена на киностудии, работала вторым режиссёром у Станислава Ростоцкого и Бориса Бунеева. Первый самостоятельный фильм «Память сердца» по сценарию Сергея Герасимова и Тамары Макаровой сняла в 1958 году.
Стала режиссёром 9 художественных фильмов, в том числе многосерийных, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа и сердца миллионов советских (и не только) людей: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал».
Кадашёвская слобода
Семья Лиозновых, когда только родилась Татьяна, жила недалеко от Третьяковской галереи. Но воспоминаний о Якиманке у неё совсем не сохранилось, потому что очень скоро они переехали в другую квартиру в соседнем - Мещанском - районе.
Как рассказывал киновед Вячеслав Шмыров в интервью, посвященном 100-летию Лиозновой:
… её первым домом после рождения и был подвал в старинном особняке в Кадашах, рядом с Третьяковкой.
Средняя Переяславская ул., 27
Удивительно, но точный адрес, по которому Лиознова прожила почти 40 лет, не фигурирует ни в одном воспоминании. Более того, в разных источниках звучит то переулок, то улица, то Средняя, то Большая. Однако, если внимательно читать, то в одном из интервью режиссёра есть подсказка:
Этот район был очень хулиганский, наш дом – последний перед железной дорогой. Он назывался „Араповка“, по фамилии бывшего домовладельца. Мы садились на рельсы, рвали ромашки, и я была выпачкана в мазуте
Поднимаем архивные справочники и ищем фамилию Арапов в связке с Переяславской улицей до 1920-х годов. И вот! В одном из справочников, датированных 1910 годом есть нужная информация.
Семья Лиозновых получила комнату в коммунальной квартире в 4-х этажном доме 1905 года постройки.
Дом, вы удивитесь, до сих пор стоит, но имеет назначение не жилого строения. Теперь здесь располагаются офисы и магазины, а когда-то в гости к Лиозновой приходили актрисы Нонна Мордюкова и Клара Лучко, режиссёры Сергей Герасимов и Самсон Самсонов, а так же другие знаменитости советского кинематографа.
В сети даже ходит информация, что в одном подъезде с Лиозновой некоторое время жил Сергей Бондарчук со своей второй женой Инной Макаровой. Но каких-то реальных подтверждений нам найти не удалось.
Кое-что из жизни своего двора Лиознова адаптировала и показала позже в своих фильмах. Например, сцены из фильма «Карнавал», где Нина Соломатина пьёт воду из колонки напротив своего дома:
У нас был хулиганский район, и вот на улице стоит толпа хулиганов, а мы шли напролом к этой колонке и в любой мороз пили ледяную воду, от которой аж зубы сводило, но надо же было доказать свою независимость
А привокзальные сцены «17 мгновений…» Лиознова снимала недалеко от дома - на перроне Рижского вокзала.
Звездный б-р, 5
В 1964 году Татьяна Михайловна Лиознова вместе с Идой Израилевной наконец переехали в отдельную двухкомнатную квартиру на Звездном бульваре.
Экспериментальный девятиэтажный дом в своё время получил в народе название «Белый лебедь». Здесь были улучшенные планировки квартир и полностью оборудованные кухни, да не газовыми, а, впервые в Москве, электрическими плитами. В соседнем подъезде с Лиозновой жила мать двух Героев Советского Союза, которых раньше знал каждый школьник, - Любовь Космодемьянская.
Никогда Лиознова не стремилась переехать от матери, Иды Израилевны, а о своей глубокой привязанности режиссёр упоминала в интервью в газете «Московский комсомолец»:
Она приходила на сдачу каждой моей картины. И потом даже директор студии Григорий Иванович Бритиков, человек, благодаря которому Киностудия имени М.Горького стала после войны той студией, где создали свои первые фильмы Кулиджанов, Ростоцкий, Хуциев, Шукшин, меня серьезно спрашивал: “Ну что сказала мама? Много было замечаний?”
А когда ее не стало — ко мне приехали Кобзон, Роберт Рождественский, с которым я тоже очень дружила, Стелла Ивановна Жданова, не последний человек на телевидении… После маминой смерти я впервые воспользовалась тем, что я — автор “Семнадцати мгновений…”. И обратилась в Моссовет, чтобы мне дали другую квартиру.
Ул. Алабяна, 15
Лиозновой дали двухкомнатную квартиру №315 в 16-этажном кирпичном «Цековском» доме.
На портале, посвященном событиям района Сокол, есть материал о Лиозновой, в котором интервьюер делится эмоциями относительно её квартиры:
Поразила очень скромная, если не сказать, бедная обстановка её двухкомнатной квартиры. Она была одним из лучших режиссёров страны. Автор культовых фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся»… Наш Пушкин в кино. Её фильмы можно смотреть спиной, как смотрят домохозяйки. Фразы и сцены из них помнят наизусть. Её фильмы — пароль. Их герои вошли в анекдоты (высшее народное признание).
— Да, в Голливуде я была бы миллионершей, — сказала Татьяна Михайловна, перехватив мой удивлённый взгляд на скромную обстановку в её квартире.
И всё таки, не будем забывать, что дом, на момент переезда Лиозновой, считался элитным. Еще в советские времена в подъездах тут были установлены автоматические двери с домофонами и видеокамерами, а жители - сплошь работники Московского горкома партии и ЦК КПСС.
Если не устали, приглашаем прогуляться по московским адресам Эльдара Рязанова!