В новой серии собачьего цикла Глеб Таргонский расскажет:
— Какую породу называли «гончей Святого Губерта» и как она связана с древним аристократическим родом?
— Как отказ от лука и стрел изменил породу спаниелей?
— Откуда появились бультерьеры и как один из них помогал бомбить Германию, а затем вместе с генералом Паттоном освобождал Европу?
— А также даст совет, как понять, чья собака старше по званию.
Когда начинаешь заниматься хотя бы краткой классификацией пород собак, выведенных на Британских островах, поневоле поражаешься её разнообразию. Англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы, безусловно, на протяжении веков истово любили четвероногих друзей. Но большую сложность представляет задача выбора самых интересных и необычных пород. По скромному мнению автора, начать надо с «талботов». Они вымерли примерно в середине XVIII века, однако от них ведут свою родословную бигли и бладхаунды.
Талботы — порода гончих, известная с XIII века. Она стала очень популярна среди аристократов-охотников к середине XIV века. У гениального Чосера в «Рассказе монаха» из «Кентерберийских рассказов» мы встречаем упоминание талботов. Увы, остается только гадать на каких именно зверей они применялись. Однако можно предположить, что для английских лордов талбот стал символом охотничьей собаки. Именно талботам присвоили почетное звание «гончей Святого Губерта», епископа льежского, который «отвечал» в католической Европе за охоту. Кстати, в следующих сериях мы подробно разберемся в том, как связаны Святой Губерт и знаменитый ликер Jägermeister.
Известно, что в XVIII веке талботов не только использовали на охоте, но также применяли в приграничных с Шотландией районах для поимки воров, контрабандистов и просто налетчиков-горцев. Есть описание, как один шотландский налетчик, которого настиг талбот, со скоростью ветра умчался восвояси. В зубах гончей шотландец оставил свой килт.
Что касается названия породы, то история его появления скрыта во мгле веков. Историки спорят: происходит ли она от древнего дворянского рода Талботов, или же наоборот, Талботы получили прозвище в честь этих собак. Во всяком случае, про одного представителя этой династии, Джона Талбота, Первого графа Шрусбери, мы упомянуть обязаны. Это был выдающийся полководец Столетней войны, отличавшийся отвагой и яростью. Он получил прозвище «Английский Ахиллес». Среди всех качеств графа Шрусбери король Англии более всего ценил его верность. Монарх даже сочинил остроумный каламбур: «Талбот — наша верная собака». Кстати, на гербе рода Талботов была собака упомянутой породы.
«Английского Ахиллеса» также изобразили на одной миниатюре: он преподносит дорогую книгу Маргарите Анжуйской. Компанию ему составляет пес его «родовой» породы. Кстати, одна из первых британских компаний по производству автомобилей, носила название «Талбот». Даже спустя сто лет лет после того, как порода вымерла, она ассоциировалась у британцев с благородством и скоростью.
Другой «культовой» породой британских аристократов, были, разумеется, спаниели. Есть две основные версии их появления на заре Средних веков. Согласно первой, спаниели — прямые потомки так называемой «агассианской» собаки, которая упоминалась у Псевдо-Оппиана Апамейского. Описание он дает своеобразное: «Их размеры похожи на размеры бесполезных и жадных домашних собак; Приседающий, истощённый, лохматый, с тупыми глазами, но с ногами, вооружёнными мощными когтями, и ртом, острым с плотно сидящими ядовитыми рвущими зубами. Однако именно благодаря своему носу Агассиан... для выслеживания — лучший из всех». Многие историки считают, что предков спаниелей завезли на Британские острова кельты с Пиренейского полуострова. В подтверждение этой версии есть объяснение происхождения названия породы. Оно пошло от средневекового французского espaigneul — «испанский».
Согласно второй версии, предки спаниелей родом из Китая и… Это пекинесы, о которых мы уже писали. По мнению приверженцев «китайской версии», римские купцы завезли пекинесов в Римскую Британию, где они «мутировали» в охотничьих собак.
Как бы то ни было, спаниели с древности были незаменимы для охоты на мелких животных типа кроликов, барсуков и крыс, а также на птицу. В первом случае, спаниелей использовали в связке с гончими. Гончие загоняли животное в нору, а спаниели разрывали землю и доставали несчастную добычу. Во втором случае, спаниели действовали часто вместе с соколами. Знаменитых кокер-спаниелей, например, вывели исключительно для охоты на вальдшнепов. Также специально для охоты в заболоченной местности и на водоемах вывели ныне вымершую породу английских водяных спаниелей. Они добывали птиц, которых охотники подстреливали из луков. Чаще всего попадание стрелы со значительного расстояния не приводило к моментальной смерти птицы. Поэтому собаки, которые могли доплыть до раненой добычи и принести ее в зубах, были незаменимы. Впрочем, в XVII веке английские аристократы массово перешли на гораздо более убойные ружья. Поэтому водяные спаниели, которые могли плыть километры до подстреленной дичи, стали не нужны. Порода вымерла к началу XVIII века.
С этого времени спаниелей ещё использовали на охоте, но постепенно они «переместились» из бескрайних полей, лесов и болот в гостиные, став собаками-компаньонами. Тем не менее, попадая на улицу, псы словно вспоминают своих предков и начинают неистово носиться за каждой букашкой или брошенной палкой.
А вот грозные на вид (а иногда не только на вид) бультерьеры — потомки вымершего древнеанглийского бульдога, смешанного с так называемым «старым английском терьером». Время их появления относят к началу XIX века, когда в Англии стали популярны бои животных. Обыватели в городах и селах с азартом наблюдали, как собаки дерутся между собой, а также травят кабанов, быков и медведей, привязанных к столбу. Разумеется, делались ставки. Заводчики экспериментировали: скрещивали разные породы, чтобы создать идеальную бойцовскую собаку. Недаром в одной из экранизаций «Оливера Твиста» спутником отъявленного негодяя и бандита Билла Спайкса сделали именно бультерьера.
Однако, в основном, собаки этой породы прославились как верные друзья. Преданный пес Теодора Рузвельта, бультерьер Пит, как-то раз заставил всех в присутствии президента говорить спокойно. Правда перед этим он больно укусил фельдъегеря, чересчур громко рапортующего президенту, а также французского посла, который что-то также чересчур громко доказывал. А в 30-е годы XX века на Аляске в порту Джуно жил глухой бультерьер, предсказывавший появление кораблей. За это ему недавно поставили памятник.
Но, пожалуй, самым известным бультерьером в истории был Вилли. Он родился в Англии в годы Второй Мировой войны и принадлежал английскому военному летчику. Пса лётчик назвал Панч. Бультерьера несколько раз брали в бомбардировщик, который бомбил стратегические объекты в Германии. В начале 1944 года летчик не вернулся с задания. Позже выяснилось, что он погиб. Благодаря череде случайностей, Панч попал к американскому генералу Джорджу С. Паттону. Паттон тогда прибыл на Британские острова для подготовки операции по высадке в Нормандии. Генерал дал псу новую кличку - Вилли. До сих пор историки ломают копья в великом споре: почему он выбрал ее. Одни связывают это с нормандским завоевателем Англии Вильгельмом. В основном, в публицистике любимого бультерьера Паттона зовут «Вилли Завоеватель». Но другие утверждают, что повадки пса напомнили Паттону одного мальчика Вилли, с которым он встретился в начале 30-х годов на просторах США.
Как бы то ни было, Вилли стал очень верным псом, который всегда бросался на защиту хозяина. Во время Операции «Оверлорд» Паттон и его непосредственный начальник — генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр — отплыли на судне в Нормандию. Пес Эйзенхауэра по странной для русского уха кличке Телек облаял Паттона. Вилли набросился на «нахала», завязалась драка. Эйзенхауэр оттащил Телека и хотел отправить его под арест. Но Паттон сказал, что его пес Вилли младше по званию. Завязав драку, бультерьер нарушил субординацию, поэтому именно Вилли отправиться на гаупвахту в каюту Паттона.
Во время наступления американской армии на Париж Вилли непрерывно сопровождал Паттона. Офицеры штаба вручили псу армейский жетон, приравняв к бойцу армии США. Пес побывал со своим хозяином в Париже, Люксембурге, Бельгии и дошел до самой Германии. Генерал Паттон, которого судьба хранила от смерти в боях и артобстрелах, получил тяжелое ранение в декабре 1945 года в банальной автокатастрофе. Вилли ни на минуту не отходил от страдающего хозяина. Спустя некоторое время генерал умер. После этого пёс долгое время отказывался от еды и воды.
Офицеры Паттона за свой счет отправили Вилли жене прославленного генерала. Оставшуюся жизнь (а надо отметить, что он пережил и жену Паттона) пёс бегал по поместью генерала. Когда Вилли умер, его похоронили у каменной стены. Позже, когда был создан Мемориальный музей генерала Паттона в Калифорнии, псу установили памятник в почти четыре метра высотой. На взгляд автора, вполне заслуженно.
Прежде чем вернуться на континент, мы заглянем на изумрудные поля Ирландии и узнаем о том, кто такой «ирландский волкодав» и как собаки помогали охранять остров от захватчиков викингов до англичан.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!
Группа Глеба Таргонского в ВК.
#ГлебТаргонский_ЦИ #СобачьяИстория_ЦИ