Поиграли в российскую RPG, где даже лесной жук может отправить в могилу
С Of Ash and Steel я познакомился еще в рамках демо. Тогда российская RPG, которая и дизайном, и геймплеем напоминала «Готику», показалась мне любопытной. По-настоящему творческий проект от небольшой команды энтузиастов, которые делают то, что им нравится. Проблемы были, но теплилась надежда, что к релизу все поправят.
И вот Of Ash and Steel официально вышла. Да, в чем-то она стала лучше. Но чем больше в нее залипаешь, тем сильнее осознаешь, что разработчикам стоило выпустить игру в раннем доступе. В этом обзоре расскажу, кому Of Ash and Steel точно понравится, а кто от нее, возможно, будет плеваться.
Главный герой — жалкий лох
Сеттинг Of Ash and Steel — достаточно реалистичное и мрачное фэнтези. Существует несколько островов, связанных одним стягом. Со временем они начинают терять связь с административным центром. К таким потерянным островам отправляют вооруженные отряды рыцарей, чтобы восстановить порядок. Раз путешествие происходит по морю, солдатам нужен картограф. Например, главный герой — Тристан. С группой бравых воителей он плывет к Грейшафту.
По ходу пролога выясняется, что спокойно выполнить задачу и вернуться домой не получится. Тристана настигает череда неудач. Теперь придется учиться выживать на Грейшафте, попутно ища ответы на свои вопросы. И это не будет расслабляющей прогулкой.
Картограф Тристан — откровенный лох. Зажатый в себе, не способный связать двух слов, еле машущий мечом. Его образ чем-то напоминает Индро из первой части Kingdom Come: Deliverance. Этот старт за жалкого неумеху — одна из цепляющих фишек игры. Первые противники, которых мы встречаем, способны отправить Тристана на тот свет за пару ударов. Если повернешь не туда, получишь по башке от очередного волка, таракана или нежити. Ну а первые драки с бандитами можно сравнить с потасовкой алкашей. Тристан медленный, быстро выдыхается и не знает азов фехтования.
Разумеется, все меняется по мере прокачки и продвижения по сюжету. Если наши первые поручения связаны со сбором сорняков или поиском колес для телеги, то уже в городе можно отыскать серьезные задания. С прокачкой то же самое. Растет сила, ловкость, выносливость и другие статы. Параллельно мы можем открывать новые умения в различных ветках: от кузнечного дела до боевых навыков. Спустя 8-10 часов Тристан уже неплохо машет длинным мечом. Глядишь, к середине игры станет искусным фехтовальщиком.
Мир, в котором нужно учиться жить
Второе, чем может зацепить Of Ash and Steel — погружением в игровой мир. На старте у вас не будет карты: ориентироваться на местности придется самостоятельно. Запоминать развилки, холмы, пригорки и памятные места с деревнями. Иногда встречаются указатели, но они отрисованы слегка криво, что мешает точно определить расположение нужной локации.
Умения по типу новых боевых стоек с мечом или улучшенного парирования не приходят Тристану в голову просто так. Необходимо отыскать учителя фехтования, заплатить ему. Жители Грейшафта благотворительностью не занимаются. В игре в целом достаточно живые NPC. Если вы упали в лужу и испачкались, они пошлют куда подальше и назовут вонючкой. Носите много хлама в рюкзаке? Скажут, что вы странный. Стражник в городе не пустит вас внутрь за красивые глаза: попросит монету за вход. А если денег нет? Тогда пошел вон отсюда, нищеброд-картограф. При этом основной сюжетный квест как раз за городскими стенами.
По теме:
Из-за этого в Of Ash and Steel и сам стараешься действовать менее шаблонно. Если нет денег на еду и сил на охоту, то выход есть — рыбалка. Здесь это отдельная мини-игра, как и кулачные бои. Можно вовсе пойти воровать. Решать проблемы Тристана можно разными способами: как в квестах, так и вне них.
Отдельно отмечу, что жители Грейшафта — те еще эгоистичные подонки. Как-то раз на меня напал бандит возле лагеря рыцарей. Я решил, что заманю лиходея поближе к солдатам, а они уже порубят его на капусту. Сильно удивился, когда рыцари вместо помощи собрались в кучку и стали глазеть на мои побегушки от бандита. Еще и кричали в след: «Может, стражу позвать? Драка началась!». В итоге бандит порубил на капусту меня.
Чем дольше играешь, тем лучше познаешь те правила, по которым работает игра. В Of Ash and Steel неплохо чувствуется общая прогрессия. И круто, что рост скилла игрока параллельно совпадает с улучшением навыков самого Тристана. Ты прокачиваешься вместе с главным героем, что также работает на погружение.
Кривая, косая, забавная
Пришла пора остановиться на техническом состоянии игры. Я не хочу сильно ругать разработчиков за отвратительные анимации лиц и сражений. Здесь натурально можно с метра промахнуться по гигантскому огру, который застрял в двух соснах. Визуальные баги с графикой возникают регулярно: объекты прорисовываются в паре метров, в некоторых местах проседает FPS. Для игры с такой графикой это странно и неоправданно.
Но баги можно поправить, а кривость оправдать тем, что RPG создавала молодая инди-команда энтузиастов. А вот за что я точно пожурю студию Fire & Frost, так это за отсутствие смены уровня сложности по ходу игры. Я стартовал на легком, но потом захотел переключиться на средний или самый высокий. Нельзя: сиди и грусти, казуал.
Баги легче всего воспринимать с улыбкой и юмором. Игра способна развеселить и занять активностями. Но у Of Ash and Steel есть более фундаментальные проблемы, которые могут испортить впечатление от игры. И причина их в том, что игра вдохновлена «Готикой».
Похожа на «Готику» — и это плохо
Я пишу обзор не от лица фаната «Готики»: я к этой серии был равнодушен, а когда опробовал первые две части, то и вовсе начал ненавидеть. Мне не понять великих задумок немецкой Piranha Bytes со сбором капусты в огороде, отвратительной боевкой и кривыми механиками. Но я знаю, что «Готику» очень любят: у многих это игра детства или молодости, как-никак. И разработчики Of Ash and Steel тоже это знали.
Если открыть отзывы об этой игре, то вы встретите общую тенденцию. Многие пишут: «Это же как моя любимая Готика!». Большинство положительных оценок связаны с ностальгическими чувствами. Разработчики называют Of Ash and Steel «данью уважения ролевым играм 2000-х», и подражают хитам прошлого они вполне успешно. Я считаю, что это проблема.
Игра действительно ощущается как RPG из прошлой эпохи. Здесь можно бродить несколько часов по стартовой локации и заблудиться без карты. Постоянно умирать от монстров, ведь уровень врагов не уравнивается с вашим: хардкорно, но душно. В огромном городе тоже можно заплутать, а местные NPC не подскажут дорогу. В итоге часто теряешься и не понимаешь, что от тебя хотят. Поиски нужного квестового персонажа — пытка. И пока ты часами плутаешь в неведении, наступает очевидное последствие — скука.
Врагов на локациях, по ощущениям, очень много. Схватки частые, но с учетом местной боевки сражения превращаются в агонию. Это грустно, потому что диалоги в игре хорошие. Мне было интересно их слушать: родная русская речь, еще и Гланц на озвучке главного героя. Как во всеми любимой «Готике». Но бои меня настолько задушили, что и разговоры стали неинтересны.
Плохая ли Of Ash and Steel игра? Ни в коем случае. Она точно понравится любителям старых RPG и тем же фанатам «Готики». В ней есть что-то чарующее, а мир хочется исследовать в поисках новой брони или меча. Да и видно, что разработчики вложили в игру частичку души. Но буду ли я рекомендовать Of Ash and Steel всем? Особенно тем, кто в «Готику» не играл или не любит? Тоже ни в коем случае.
Оценка: 7/10