В современном медиапространстве отчетливо наблюдается эгоцентричная тенденция, когда личная выгода, собственный успех важнее вечных идеалов — дружбы, любви, верности, взаимопомощи. Молодежь активно смотрит каналы блогеров, которые делятся с аудиторией своими переживаниями, жизненными событиями, мнением по различным социальным, культурным, да и просто бытовым вопросам. Такой формат очень нравится молодому поколению, поскольку многие блогеры находятся в одной или близкой возрастной категории со своей аудиторией, что сильно сближает зрителя и автора того или иного контента, позволяет им лучше понять друг друга.
Безусловно, есть в этой среде и талантливые авторы, интересные и познавательные каналы, однако очень часто медиакумиры молодого поколения совершенно не способствуют его воспитанию, развитию в русле тех ценностей, которые из поколения в поколение являются опорой и основой нашего общества — залогом нашего будущего.
В то время как идёт неустанный спор о пользе или вреде интернета, разрабатываются механизмы контент‑фильтрации, особенности их применения, обсуждаются этические, гражданско‑правовые и другие вопросы, в плоскости которых лежит данная проблема, герой нашей статьи — Владимир Сергеевич Никологорский — написал и издал замечательную книгу «Кумиры не стареют». У автора получился увлекательный рассказ, в котором рассматривается пока ещё мало изученное, уникальное явление в эстрадной музыке — как на центральной сцене, так и в художественной самодеятельности — вокально‑инструментальные ансамбли. Упомянутое явление имело совершенно фантастическое влияние на общественную жизнь, особенно в молодёжной среде. И хотя книга описывает события небольшого подмосковного посёлка Фряново, влияние вокально‑инструментальных ансамблей как отдельного жанра эстрадной музыки на общественную жизнь распространялось, конечно же, повсеместно по всей стране.
Несмотря на то что связующей нитью повествования является музыка, сама книга рассказывает нам намного больше: позволяет прикоснуться к эпохе, почувствовать дух того времени, личные переживания героев и, вполне вероятно, по‑новому взглянуть на современную действительность.
В конце 60‑х — начале 70‑х годов с появлением в нашей стране электромузыкальных инструментов (электрогитар, синтезаторов) и на волне увлечения нашей молодёжи популярными направлениями западной музыки — рок-, поп-, фолк‑группами, играющими на таких же инструментах, — в отечественном музыкальном искусстве возник новый жанр — вокально‑инструментальные ансамбли (ВИА). Это поистине уникальный феномен, обладавший колоссальным воспитательным потенциалом, ведь в отличие от многих западных коллективов, пропагандирующих идеи протеста, песни ВИА помогали нам «строить и жить»: эта музыка вела слушателей к свету и добру, к созиданию и единству, делала нас чище, добрее и мудрее.
«Прежде всего мне хотелось показать, что развернувшаяся кампания по очернению нашего прошлого, пропаганда того, что всё в нашей жизни в СССР было неправильно и плохо, — это неправда. К сожалению, на этом фоне мы потеряли очень много хорошего, что было в то время, а может быть, и страну в 90‑е мы потеряли именно из‑за этого. Идея осветить в книге тему вокально‑инструментальных ансамблей была поддержана местным клубом краеведов, участником которого я являюсь. У меня уже были наработки по истории группы „Маски“, но было принято решение расширить тему и написать и про другие ансамбли. А ещё мне хотелось показать, как мы жили в то время, как проводили досуг, обменивались информацией. Когда, не имея всевозможных гаджетов, мы никуда не опаздывали, всегда знали, где и во сколько встретиться», — рассказывает Владимир.
Можно подумать, что такой традиционный формат, как бумажная книга, не столь актуален в настоящее время, однако многие находки прошлого активно возвращаются. Мы постепенно осознаём, что не всё можно заменить цифровизацией. Сегодня многие заново открывают для себя эстетику плёночной фотографии, музыки на виниловых пластинках; не исключением становится и чтение книг. Владимир Сергеевич по этому поводу говорит: «На мой взгляд, память в книге сохраняется дольше. Книгу можно поставить на полку, и она всегда будет у тебя на глазах, а электронные документы и доступ к ним сегодня есть, а завтра — нет. Особенно это актуально в условиях действия СВО, когда совершенно нельзя исключать террористических действий со стороны недружественных стран в цифровой сфере. Я думаю, что популярность бумажной книги обязательно вернётся».
У современной молодёжи значительно больше возможностей в музыкальном развитии, в то же время это не способствует росту числа коллективов наподобие вокально‑инструментальных ансамблей, которым посвящена книга нашего героя. «Время сейчас другое. Но хорошая, мелодичная, лирическая музыка будет появляться, люди начнут к ней тяготеть. Пока музыка ещё не изменилась, потому что само общество ещё не изменилось. Общество — это живой организм, который чем живёт, о том и поёт. А все те, кто сегодня в своей музыке пропагандирует самые низменные явления, чуждые нам ценности, — они очень скоро уйдут, и о них уже никто не вспомнит. Это надо просто пережить», — поясняет Владимир Сергеевич.
Музыка — совершенно фантастический феномен, выражающий эмоции и все человеческие чувства. Она обладает уникальным свойством проникать в самые сокровенные уголки человеческого сознания, наполняя душу и поднимая её до космических высот. Занятия музыкой способствуют воспитанию и развитию человека. Тем не менее часто, особенно среди родителей старших подростков, можно столкнуться с мнением, что если музыка не является основой будущей карьеры, то и серьёзно относиться к музыкальным занятиям ребёнка не стоит. Лучше потратить время на более важные вещи. По этому поводу Владимир Сергеевич поясняет: «Музыка очень помогла мне и в жизни, и в профессии. Прежде всего, она научила меня отделять плохое от хорошего, повысила мой вкус — это первое. Второе — музыка оказывает колоссальное влияние на характер человека. Она делает его добрее, формирует моральные и нравственные ориентиры. Благодаря своим родителям я с детства рос в музыкальной среде. Будучи ребёнком, я слушал, как мой отец, активно участвовавший в самодеятельности, разучивал песни. Через какое‑то время я обнаружил, что я и сам знаю наизусть слова этих песен. Мои родители часто рассуждали о музыке; слушая эти рассуждения, у меня и самого проснулся этот познавательный интерес. Я стал интересоваться какими‑то вещами, что‑то изучать, заучивать новые песни и так далее. Таким образом, всё это в дальнейшем сильно помогало мне и в учёбе. Ведь приходилось много читать, запоминать, вникать в суть учебного материала. Я считаю, что благодаря занятиям музыкой это давалось мне значительно легче».
В заключение хочется отметить, что книга «Кумиры не стареют» — увлекательная и неподдельная история, в которой автор раскрывает вечные и столь важные сегодня идеалы. Это история о жизни, дружбе, любви, объединённая связующей нитью — музыкой. Особую ценность повествованию придаёт и тот факт, что все события, описанные в книге, происходили в действительности. Герои, которых мы встречаем на страницах этого произведения, — реальные люди. А что, как не сама жизнь — реальный, живой пример — есть лучший учитель и воспитатель? М. Горький однажды писал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Книга «Кумиры не стареют» — отличный повод оглянуться назад, чтобы по‑новому, возможно, что‑то переосмыслив для себя, посмотреть в наше будущее!