Ноябрь в Петербурге, как обычно, серый, тоскливый и ветреный. Мокрый снег сменяется моросящим дождём, солнце не выглядывает из-за плотных облаков, поздно светает и рано темнеет.
Уже хочется настоящей зимы, а не этого непрекращающегося межсезонья.
Гулять в такую погоду не хочется, но и дома сидеть скучно.
Хорошо, что мы живём в Санкт-Петербурге: для нас плохая погода - это лишний повод посетить какой-нибудь интересный музей или новую выставку.
30 ноября, в последний день осени 2025 года, мы с мужем отправились в пригород Петербурга - Пушкин. Цель поездки - посещение экспозиции «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».
К выставкам оружия и военной техники я обычно равнодушна, а вот супруг мой их любит и всегда с удовольствием посещает.
Кто не знает, Пушкин - это не только "наше всё", но и город в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородское муниципальное образование.
Небольшая историческая справка:
До 1918 года город носил название Царское Село, а с 1918 по 1937 год — Детское Село.
Царское село было основано в 1710 году как загородная императорская резиденция. Император Пётр I подарил эти земли своей будущей супруге Екатерине Алексеевне — будущей императрице Екатерине I.
Город Пушкин известен не только дворцово-парковым ансамблем XVIII — начала XX века, в который входит знаменитый Екатерининский дворец, но и зданием бывшего Царскосельского лицея.
Именно в этот лицей окончил в своё время Александр Сергеевич Пушкин. В здании бывшего лицея сейчас находится Мемориальный музей-Лицей — один из шести филиалов Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Но вернёмся в наше время:
Доезжаем до города Пушкина, оставляем машину возле Александровского парка и направляемся в сторону здания арсенала.
Александровский парк — часть государственного музея-заповедника «Царское Село» в Пушкине.
Парк начали обустраивать в конце XVIII века, одновременно с возведением Александровского дворца. Дворец и прилегающий к нему парк были подарены императрицей Екатериной II на свадьбу внуку Александру I.
«Арсенал» — это павильон в центре Александровского парка, один из первых российских музеев.
По парку доходим до красивого здания из красного кирпича в неоготическом стиле:
Стены основного двухэтажного массива с примыкающими к нему трёхъярусными башнями увенчаны зубчатым парапетом. Здание напоминает небольшой средневековый рыцарский замок:
В оконные проёмы (прямые, полуциркульные и круглые) вставлены переплёты готического рисунка:
С 5 ноября по май павильон открыт по субботам и воскресеньям, а также в каникулярные и праздничные дни. Время работы музея: с 10.00 до 17.00 (касса рабртает до 16.00).
Стоимость билета для взрослого посетителя на ноябрь 2025 г. - 500 рублей с человека.
Заходим в холл здания, где нам открывается такая необычная картина:
Надеваем бахилы, спускаемся на цокольный этаж, приобретаем билеты и вешаем верхнюю одежду в гардеробе самообслуживания.
Нам повезло: в одном из залов цокольного этажа музея начинается мини-фильм об истории строительства здания Арсенала и первых экспонатах его коллекции.
Небольшой экскурс в прошлое:
До строительства здания Арсенала на этом месте находился «Монбижу» — охотничий павильон, построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Франческо Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
В 1819–1834 годах здание «Монбижу» перестроили в неоготическом стиле по проекту архитектора Адама Менеласа. Однако Менеласу не удалось осуществить замысел до конца: он умер в разгар отделочных работ в августе 1831 года от холеры. Отделку интерьеров завершил архитектор Александр Тон.
Название "Арсенал" павильон получил в 1834 году по повелению императора Николая I.
Павильон использовался для хранения и показа коллекции средневекового, европейского и восточного оружия Николая I.
Коллекция насчитывала свыше 5 тысяч предметов. Помимо оружия, экспонировались личные вещи Наполеона, золотые шпаги русских императоров, трости Екатерины II с бриллиантами и многое другое.
Внутри Арсенал был украшен в готическом вкусе. В высокие окна, дополненные пышными деревянными наличниками, были вставлены драгоценные витражи XV—XVII веков работы немецких и швейцарских мастеров.
Внутреннее пространство включало в себя на 1-м этаже — парадную лестницу, прихожую, столовую, кабинет, комнату императрицы, библиотеку, картинную и албанскую комнату. На 2-м этаже — три угловых комнаты (турецкая, индо-персидская, индо-мусульманская) и по центру здания — восьмиугольный Зал рыцарей, в центре которого был установлен круглый стол. К сожалению, первоначальное внутреннее убранство павильона до наших дней не сохранилось.
В 1885 году внук Николая I император Александр III решил передать богатую коллекцию оружия в Императорский Эрмитаж.
В Арсенале же была оставлена неиспользуемая фарфоровая и стеклянная посуда, а также коллекция небольших конных моделей офицеров и нижних чинов, демонстрирующая образцы форм русских полков времен Николая I.
Во время Великой Отечественной войны «Арсенал» подвергся значительным разрушениям. Долгие годы здание находилось в полуразрушенном состоянии.
Ремонтно-реставрационные работы проходили с сентября 2014 года по декабрь 2015 года.
В августе 2016 года в отреставрированном павильоне была открыта постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».
Сейчас в музее выставлены мемориальные вещи российских императоров и часть коллекции оружия, сохранившаяся в фондах музея-заповедника "Царское село".
Среди выставленных предметов (всего более 400) – коллекции восточного холодного оружия, огнестрельного оружия XVIII–XIX веков, предметы конской упряжи.
Экспозиция музея представлена на первом и втором этажах здания.
Оформление зала первого этажа:
В витрине первого этажа можно увидеть средневековое немецкое оружие, шлемы и доспехи:
На первом этаже, кроме оружия, разместилась экспозиция об истории Монбижу и Арсенала.
В царское время центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный Зал рыцарей, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты – таким образом, Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия; экспозицию составляли более 5 тысяч предметов.
Экспозиционным центром музея и сейчас служит восьмиугольный зал на втором этаже — «Зал рыцарей»:
В одной из витрин выставлено кавказское оружие - кинжалы:
В другой витрине "Зала рыцарей" находится оружие Османской империи XVIII-XIX веков:
В одном из боковых помещений второго этажа можно увидеть предметы конской упряжи различных стран, а также оружие стран Африки и Юго-Восточной Азии:
Возвращаемся в центральный зал и продолжаем осмотр витрин.
Перед нами витрина оружия из Персии. Моё особое внимание привлекли кованые шлемы с чеканкой:
Заходим в следующий боковой зал, где представлены образцы огнестрельного оружия XVIII-XIX веков.
Каждый экспонат - как произведение искусства:
Затравкой в кремнево-ударном оружии выступал порох, который хранили в специальных ёмкостях - пороховницах:
В нескольких витринах представлены кремнево-ударные пистолеты:
Кремнево-ударное оружие (с кремнёвым замком) отличается от обычного огнестрельного оружия (с капсюльным замком) механизмом воспламенения порохового заряда.
Кремнёвый замок — устройство для воспламенения порохового заряда, в котором сноп искр получается путём однократного удара кремня по кресалу.
В современном стрелковом оружии устройство аналогичного назначения называется ударно-спусковым механизмом (механизм в огнестрельном оружии, обеспечивающий разбивание капсюля патрона).
Капсюль (капсюль-воспламенитель или пистон) — устройство для воспламенения порохового заряда в огнестрельном оружии. Сейчас капсюль является составной частью унитарного патрона и содержит заряд чувствительного к удару взрывчатого вещества (например, гремучей ртути). В современном оружии порох содержится в самом патроне, а в кремнево-ударном оружии применялся дымный (чёрный) гранулированный порох.
В центральной витрине представлены великолепные турецкие ружья XVIII-XIX веков:
Ещё несколько витрин с кремнево-ударными пистолетами и пороховницами:
По музею мы бродили долго. Благо, что были единственными посетителями. Видимо, плохая погода напугала даже музейных завсегдатаев.
Несмотря на моё равнодушие к оружию, уверяю, в Арсенале есть на что посмотреть. Опасные сабли и клинки выглядят как произведения искусства. Стволы ружей и ножны холодного оружия великолепно украшены, инкрустированы полудрагоценными камнями и металлическими пластинами. Ковка и чеканка выполнены филигранно. Красота в деталях! А любители истории оружия не смогут не оценить богатую коллекцию раритетов, включенных в экспозицию музея!