Вообще, я призываю не выбирать Сан-Пауло первым городом для знакомства с Бразилией. Или, скажем так, единственным городом, потому что Сан-Пауло очень самобытен, своеобразен и неповторим.
Для неподготовленного, изнеженного туриста он может показаться своего рода "гарлемом" - слишком черный, слишком грязный, слишком застроенный, слишком суетный и даже небезопасный. Особенно его историческая часть, а это как раз районы площади Республика, кафедрального собора Se, городского театра.
Еще этот город смело можно сравнить с Дели, причем это не только мои собственные ощущения - именно с Дели Сан-Пауло сравнивают мои друзья бразильцы, с которыми я путешествовала по стране. Они как раз в апреле этого года посещали Индию и теперь называют свою страну так: Бразилия почти как Индия, но в ее лайтовой версии. Сан-Пауло же справедливо сравнивается с индийской столицей, но тоже в сut version - некоторые районы бразильского города как нарезки из фильма ужасов про Дели - жуть, грязь, вонь, бездомные.
И кстати, не только внешнее сходство отдельных районов позволяет Бразилию сравнивать с Индией, но и ее внутренние проблемы, которые так же признают и сами бразильцы. Я говорю о невероятном расслоении в обществе. И пусть в Бразилии нет официальных каст именно в том виде как они четко и строго обозначены в Индии, но, по сути, они так же существует и в бразильском социуме, где чернокожее население, имеющее африканские корни, приравнивается к индийским "неприкасаемым". И чем темнее кожа у человека, тем сложнее ему стать образованным, успешным, получить хорошую работу, проживать в благополучном районе, учить своих детей в хорошей школе.
Среди бездомных, наводнивших крупные города Бразилии, вы не встретите белокожего. Причем бездомных вы не встретите и в провинции - их место "прописки" центр Сан-Пауло, центр Рио и центральные, исторические районы других крупных городов страны. Но о неравенстве и прочих проблемах поговорим чуть позже, а пока вернемся же к теме культурных достопримечательностей самого густонаселенного города Бразилии Сан-Пауло. А одной из его главных достопримечательностью смело можно назвать городское граффити.
Вообще, творческие наклонности бразильцев попрактиковать свои художественные навыки на стенах домов и на заборов наблюдаются повсеместно во всех крупных городах, но такого количества городских рисунков как в сан-Пауло я не встретила больше нигде в этой стране. Кажется, что любой кусочек дома, будь то даже высотка, взмывающая в небо этажей в двадцать-тридцать, в этом городе "разукрашен". Балконы, фасады, даже окна - везде и всюду встречаются какие-то рисунки, надписи, иероглифы. Причем их умудряются рисовать даже там и на такой высоте, что остается только догадываться КАК ЭТО могло там вообще появиться.
Различий между зданиями не делается никаких - любой участок любой стены любого строения используется как холст для воплощения своих художественных фантазий. Здание музея, банка, жилого дома или даже церкви - ограничений нет никаких. Не знаю, принимает ли городская администрация какие-либо меры с откровенным вандализмом, но выглядит все так, что или не принимает вовсе, или, даже если стена и отмывается городскими клининговыми службами, то на следующее утро на свежей краске появляется и свежее граффити.
Причем, рисунок рисунку рознь. Поэтому некоторые граффити можно смелом назвать произведением искусства и реальным украшением на самом-то деле серенького и невзрачного города, застроенного бетоном и стеклом. Гуляя по Сан-Паулу, можно встретить настоящие шедевры уличного художественного искусства - удивительные, фантастические сюжеты, пейзажи, анималистику, абстракции, реально украшающие здания и стены, придающие городу в целом цвет, яркие эмоции и краски.
Но, к сожалению, присутствие откровенного уродства и пакастничества, вандализма часто вытесняют хорошие эмоции от увиденного. Особенно странно и удивительно видеть граффити, причем явно далеко на самого талантливого уличного художника, на исторических зданиях, которые наверняка находятся по защитой государства как минимум, являясь исторической ценностью и культурным наследием. Или граффити на стенах церкви? Как вам такое художество?
А представьте, что прогуливаясь возле Большого театра в Москве, вы вдруг наблюдаете рисунки и надписи на стенах центрального городского фонтана? На парапетах лестниц? А ведь муниципальный театр Сан-Паулу - это один из самых известных театров Южной Америки, одна из самых значимых достопримечательностей этого города. Но даже в сквере этого шикарного театра вы увидите граффити... И оно не столь шикарное, увы.
Для полного завершения образа Сан-Пауло вы смело, как художник, можете нарисовать себе вот такую картину в своем воображении: на главном фоне невероятное по красоте и стилю великолепное историческое здание, с лепниной, с резными балконами, в стиле бозар, а это, на минуточку, архитектурный стиль, преподававшийся в Школе изящных искусств в Париже в 1830–1890-х годах, и его особенностями является массивность, масштабность, обилие декоративных украшений, строгая симметрия, гармония утилитарных и благородных пространств.
Так вот, это великолепие ставьте на фоне тонкой, как карандаш цвета графита, высотки, с антеннами на крыше, царапающими небосвод. Фасад этой скучной и бездушной высотки украшает яркая, запоминающаяся, колоссальная работа уличного художника, которой смело может называть себя таковым, ибо это не просто граффити - это настоящее произведение искусства. С другой стороны этой высотки - автографы менее талантливых райтеров, чей "талант" позволяет рисовать лишь какие-то убогие, уродливые надписи и нелепые картинки. зато они обладают невероятной обезьяньей ловкостью и находчивостью, поэтому даже самые последние этажи высотки "облагорожены" и подписаны.
А на переднем фоне рисуемой вами картины представьте зеленый, густо засаженный декоративными деревьями сквер с газонами, цветами и даже с фонтаном, но он без воды. В его бассейне мусор и грязь, а в тени цветущего дерева, прямо под парапетом фонтана с лепниной, возраст которой очень солиден и на котором изображены безмятежная рыба, безмятежно и умиротворенно спит темнокожий бездомный житель города, прикрытый каким-то грязным пакетом и картонкой. Вот такой он этот бразильский мегаполис - многообразный, шокирующий, невероятный, отталкивающий и одновременно притягивающий, яркий, харизматичный, шумный Сан-Пауло.
Еще про Бразилию здесь: