Найти в Дзене

ВОНГ ШУН ЛЕУНГ: ЛЕГЕНДА, СТОЯВШАЯ ЗА ЛЕГЕНДОЙ. Дэвид Петерсон

28 января 1997 года стал черным днем для мира боевых искусств и, косвенно, для поклонников гонконгского кино, в особенности для поклонников легенды по имени Брюс Ли. В тот день мастер Винг Чун кунг-фу, Сифу Вонг Шун Лёнг, в возрасте 61 года, учитель и друг покойной суперзвезды боевых искусств, проиграл свою последнюю битву — за жизнь — после обширного инсульта и последовавшей за ним комы, сразившей его шестнадцатью днями ранее. Многие считали Сифу Вонга бойцом и инструктором несравненного мастерства; он был известен тем, что заслужил титул «Гон Сау Вонг» («Король Разговора Руками»), выстояв в бесчисленных беймо, или «сравнениях мастерства», на протяжении 50-х и 60-х годов, неизменно выходя из них непобежденным и бесспорным чемпионом. Это были не турнирные бои, проводимые на Западе, — с правилами, защитной экипировкой или ограничением по времени. Нет, это были полноценные схватки между представителями различных школ боевых искусств Гонконга, и, как говорят, Сифу Вонг «позволял своим ру

28 января 1997 года стал черным днем для мира боевых искусств и, косвенно, для поклонников гонконгского кино, в особенности для поклонников легенды по имени Брюс Ли. В тот день мастер Винг Чун кунг-фу, Сифу Вонг Шун Лёнг, в возрасте 61 года, учитель и друг покойной суперзвезды боевых искусств, проиграл свою последнюю битву — за жизнь — после обширного инсульта и последовавшей за ним комы, сразившей его шестнадцатью днями ранее. Многие считали Сифу Вонга бойцом и инструктором несравненного мастерства; он был известен тем, что заслужил титул «Гон Сау Вонг» («Король Разговора Руками»), выстояв в бесчисленных беймо, или «сравнениях мастерства», на протяжении 50-х и 60-х годов, неизменно выходя из них непобежденным и бесспорным чемпионом.

Это были не турнирные бои, проводимые на Западе, — с правилами, защитной экипировкой или ограничением по времени. Нет, это были полноценные схватки между представителями различных школ боевых искусств Гонконга, и, как говорят, Сифу Вонг «позволял своим рукам говорить», выигрывая большинство этих «состязаний» всего за три удара! В одном из таких поединков, организованном репортером из влиятельной гонконгской газеты того времени, Вонг (ростом едва достигавший 168 см и весом около 54 кг) с легкостью победил приезжего русского боксера по имени Гико — гиганта весом более 113 кг и ростом на тридцать сантиметров выше динамичного адепта Винг Чун.

Вонг почти в одиночку вывел это прежде малозаметное боевое искусство на всеобщее обозрение, снискав великий престиж для своего учителя, покойного Великого Мастера Ип Мана. Репутация Вонга как непобедимого бойца также привлекла внимание юного Брюса Ли, который лишь недавно присоединился к школе Винг Чун Ип Мана, будучи представленным этой системе своим другом Уильямом Чёнгом, которому впоследствии было суждено стать видным, — некоторые скажут, противоречивым, — представителем клана Винг Чун. Изначально Ли тренировался со своим другом Чёнгом, но когда тот уехал в Австралию для продолжения образования, Ли стал протеже Вонг Шун Лёнга, который, будучи почти на шесть лет старше и помощником инструктора в школе, пользовался безоговорочным уважением юного (около 16 лет от роду) Брюса Ли.

В начале их отношений ученика и учителя Вонг находил молодого Ли довольно ленивым в подходе к тренировкам, вследствие чего его прогресс в искусстве был относительно медленным. Однако вскоре, воочию убедившись в сокрушительной эффективности мастерства Вонга, Ли начал относиться к своим тренировкам Винг Чун куда серьезнее. Настолько серьезно, что Ли, страстно желавший учиться у Вонга, даже находил хитроумные способы монополизировать время своего сихинга. В то время Вонг проводил тренировки у себя дома (отец помог ему оборудовать для этого небольшое пространство), а также помогал своему учителю Ип Ману вести занятия в куне. Не сумев уговорить Вонга на частные уроки, юный «Маленький Дракон» нашел иной способ добиться своего.

Не раз, после окончания занятий в школе, Ли мчался к дому Вонга, чтобы прибыть раньше своих сихиндай. Позднее Сифу Вонг часто рассказывал эту историю своим ученикам, включая автора этих строк: Брюс проверял, действительно ли он пришел первым, после чего придумывал какую-нибудь отговорку, чтобы ненадолго отлучиться, спускался вниз и ждал прибытия одноклассников. Сидя на ступенях с унылым видом, он встречал друзей новостью, что Вонг болен, ушел по делам или иным образом занят, а затем шел с ними по улице, даже помогая им сесть в автобус домой. Убедившись, что все они удалились, Брюс возвращался назад к Вонгу, чтобы воспользоваться тем, что теперь превращалось в частный урок. В конце концов Вонг раскрыл эту маленькую хитрость и, согласно рассказам других людей той эпохи, провел своему юному ученику особенно «реалистичный» урок, завершившийся (как гласит история) синяками под глазами, разбитыми губами и окровавленным носом!

Несмотря на свою грозную репутацию бойца, Вонг не был по натуре жестоким человеком, но он наслаждался возможностью проверить свои навыки и эффективность искусства Ип Мана. «Я учил Винг Чун не для того, чтобы выходить на улицу и драться, — говорил он в интервью, данном несколько лет назад в Австралии. — Кунг-фу на самом деле должно использоваться как способ защитить себя в ситуациях, когда вам угрожает физическая опасность. Научившись у Ип Мана навыкам Винг Чун, я часто имел возможность проверить их. Экспериментируя со своими умениями, я мог обнаружить их ограничения, сравнить их с другими дисциплинами и таким образом совершенствовать себя». Именно в этот период «экспериментов» Вонг Шун Лёнг впервые познакомил Брюса Ли с опытом беймо, и в самом первом поединке Ли именно Вонг (который на самом деле был судьей этого боя) давал ему советы между раундами, уговаривая продолжить, когда казалось, что Ли вот-вот сдастся.

Можно с уверенностью сказать, что последовавшая победа изменила ход жизни Брюса Ли; несомненно, она возвестила начало того тренировочного режима, который превратит его в суперзвезду боевых искусств, какую мир узнает много лет спустя. Сообщается, что Великий Мастер Ип Ман, узнав о произошедшем, отвел Вонга в сторону и сказал: «Хорошо, что ты сопровождал его на место встречи и побуждал продолжать бой. Это испытание боевым мастерством, вполне возможно, окажет на него решающее влияние в будущем. Если однажды Сиу Лун (Брюс) добьется успеха, заслуга по праву должна принадлежать тебе». Описывая этот период в жизни Ли, Джесси Гловер (его первый американский ученик) заявлял: «Вонг был на четыре года старше Брюса (по времени обучения) в клане Ип Мана, и Брюс занимался частным образом в течение полутора лет и у него, и у Ип Мана». Гловер также писал, что Вонг был «...человеком, в наибольшей степени ответственным за развитие Брюса Ли», и что «в 59-м Брюс сказал мне, что Вонг — величайший боец в стиле Винг Чун и что он успешно победил всех бросавших ему вызов».

Так сложились обстоятельства, что Брюсу пришлось уехать на новую жизнь в Америку, что прервало его возможность тренироваться с Вонгом. В последующие несколько лет, за исключением редких визитов Ли в Гонконг для съемок или к семье, их отношения ограничивались оживленной перепиской между учителем и учеником. Многие из этих писем сохранились до сих пор, и в одном из них Ли писал: «Хотя я (формально) ученик Ип Мана, на самом деле я учился своему кунг-фу у тебя». На протяжении многих лет Ли стремился превзойти мастерство своего учителя, используя уровень expertise Вонга как эталон, по которому он измерял собственное развитие как бойца, но как бы он ни старался, Брюсу Ли так и не удалось победить Вонг Шун Лёнга в поединке.

Многие личные боевые концепции, которые в конечном итоге прославят Ли, можно проследить до уроков, полученных им от Сифу Вонга, и даже обретя славу и богатство благодаря карьере в боевых искусствах и кино, Ли никогда не забывал о своих корнях, проводя все возможное время со своим учителем во время визитов в Гонконг в последние годы перед своей собственной безвременной кончиной. Сифу Вонг как-то рассказывал мне о случае, когда они с Ли начали обсуждать свою любимую тему ранним вечером, удалившись в прихожую, пока их жены сидели с детьми у телевизора. В семь утра следующего дня они все еще были там, проговорив, потренировавшись и проверив свои боевые теории всю ночь напролет!

Ли стремился привлечь Вонга к своим фильмам, предложив ему роль в «Игре смерти», а именно ту роль, которую позже сыграл баскетболист Карим Абдул-Джаббар — роль последнего противника Ли на вершине «Башни смерти» в конце фильма. «Мой персонаж должен был победить Брюса, — рассказывал Вонг Бей Логану в интервью 1986 года для британского журнала ‘COMBAT’, — ...но ему все равно удалось бы меня убить! Я сказал ему, что не хочу идти и умирать в своем первом же фильме!» Вонг также добавил: «...К тому же, в то время я не был в стесненных финансовых обстоятельствах, так что мне не пришлось сниматься в фильме (просто) ради денег».

Однако Ли не был тем, кто легко сдается, и, снимая «Выход дракона» в Гонконге, он пригласил Вонга приехать на съемочную площадку, чтобы обсудить сцены драк. Любой, кто смотрел документальный фильм «Брюс Ли: человек и легенда», может мельком увидеть Вонга на съемочной площадке «Оружейной комнаты Хана», «спаррингующего» со статистом и реагирующего на удары, наносимые самим Ли. На протяжении многих лет Сифу Вонг участвовал в ряде кино- и телевизионных проектов, включая фильм 1976 года «Пальцы Брюса» с двойником Брюса Ли Брюсом Ли (Лу Сяолуном), где Сифу просто сыграл самого себя, учителя героя. Он также был консультантом по Винг Чун и постановщиком боевых сцен для фильма «Незнакомец из Шаолиня» (также известного как «Грозная леди из Шаолиня») с участием Мишель Йим, а также гонконгского телевизионного мини-сериала «История Винг Чун».

Сифу Вонг Шун Лёнг также «снялся» в учебном видео о своем стиле под названием «Винг Чун: Наука ближнего боя», которое было выпущено в начале 80-х как часть серии инструктажных кассет. Он также иногда писал статьи о своем любимом Винг Чун для ряда китайских журналов о боевых искусствах и был героем нескольких статей и интервью в журналах по всему миру. Многие из этих статей касались его знаменитого ученика, Брюса Ли, и углублялись в отношения между ними, пытаясь определить его роль в карьере суперзвезды и часто пытаясь выудить спорные мнения о Ли и других практикующих Винг Чун. Всегда оставаясь дипломатом, Вонг никогда не позволял втянуть себя в такие обсуждения, предпочитая либо ограничиваться положительными комментариями, либо вовсе отказываться от комментариев, отвечая на расспросы кривой улыбкой.

В целом Вонг предпочитал приуменьшать свою роль учителя Ли, не желая извлекать выгоду из чужих достижений. Вместо этого он просто занимался своим делом — передачей навыков Винг Чун, которые он постоянно проверял и оттачивал на протяжении многих лет, следуя девизу «Совершенствоваться с каждым днем тренировок». Помимо преподавания кунг-фу, Сифу Вонг был практиком древнего китайского искусства тит да («вправление костей»), традиционного метода лечения растяжений, ушибов, вывихов и переломов (очень полезный навык, учитывая род его деятельности!). Он также был accomplished самоучкой-каллиграфом с глубокими познаниями в древних формах письма, неизвестных многим современным китайцам, и проводил многие часы, переписывая классическую поэзию как форму отдыха и самосовершенствования.

Вместо того чтобы взбираться на личную трибуну и провозглашать свое собственное величие, как многие из его современников в мире боевых искусств имели обыкновение делать в последние годы, Вонг не делал таких заявлений и отвергал множество громких титулов, которые другие пытались ему присвоить, предпочитая тихо разрушать мифы и «кунфьюжн», связанные с китайскими боевыми искусствами. Он учил преданную группу последователей, которые приезжали со всех уголков мира, чтобы получить его наставления, и регулярно ездил в Европу и Австралию, где проводил семинары и мастер-классы для учеников своих представителей там. Сифу Вонг делился своими знаниями с огромным энтузиазмом, веря, что любого, независимо от расы, цвета кожи или вероисповедания, стоит учить. Пока человек был готов упорно трудиться, Сифу был более чем готов называть его своим учеником.

Отказываясь наживаться на своей связи с Брюса Ли или на своей собственной грозной репутации бойца и инструктора высшего класса, Сифу Вонг настаивал, что он простой человек, без особых талантов, и никогда не был тем, кто «трубит о себе». Вы с большей вероятностью услышали бы о его прошлых подвигах от других людей, и в тех редких случаях, когда он все-таки говорил о таких событиях, он всегда отказывался называть имена или критиковать соперничающие стили; его единственной настоящей претензией были инструкторы, тратившие время своих учеников на бесконечные бесполезные техники и боевые упражнения. «Деньги ты всегда можешь раздобыть (если они закончатся), — говаривал он, — ...но время ты не раздобудешь». На тему Винг Чун его самым частым советом преданным ученикам был: «Вы должны быть хозяевами Винг Чун, а не его рабами», — подразумевая, что нужно брать концепции системы и заставлять их работать, а не запутываться в излишнем анализе и потенциально опасном ограниченном мышлении.

Казалось, после стольких лет Сифу Вонг наконец-то должен был получить признание и награды, так долго ускользавшие от него. В месяцы, предшествовавшие его безвременному уходу, обсуждались всевозможные проекты книг, фильмов и видео, наиболее значительным из которых был предложенный фильм «История Ип Мана» с участием не кого иного, как комедийной сенсации Стивена Чау Синг Чи, самого бывшего ученика Вонг Шун Лёнга и пожизненного поклонника кунг-фу и Брюса Ли. Чау тренировался со своим бывшим инструктором в рамках подготовки к предстоящей роли и договорился о том, чтобы Вонг стал техническим консультантом фильма. Также была реальная возможность того, что Вонг получит роль перед камерой и, скорее всего, будет вовлечен в постановку боевых сцен.

Ко времени смерти Сифу Вонга быстро приближалась 25-я годовщина смерти Брюса Ли, и много говорилось об интервью и книжных проектах, включая один, организованный Стивеном Чау. Писатели и продюсеры из Гонконга и со всего мира обращались к Сифу с предложением включить его в свои задуманные предприятия, и предварительная работа по крайней мере по двум из них уже велась. Австралийский продюсер, мастер боевых искусств и поклонник Брюса Ли Уолт Миссингем уже был готов начать съемки в начале апреля того года, когда на меня выпала печальная обязанность сообщить ему о смерти моего учителя. К сожалению, этот и все другие проекты теперь либо не состоятся, либо будут завершены без того вклада, который обширные знания и опыт Сифу могли бы в них привнести. Еще более досадно осознавать, что Сифу Вонг теперь не сможет лично порадоваться признанию, которое так давно ему причиталось.

Человека, которого часто называли «Живой Легендой Винг Чун», больше нет с нами, но его влияние будет ощущаться в течение многих лет благодаря усилиям его многочисленных учеников как в Гонконге, так и по всему миру. Члены всемирной «Ассоциации боевого искусства Винг Чун Вонг Шун Лёнга», включая автора этих строк, посвящены распространению навыков и знаний, переданных им этим выдающимся учителем и адептом искусства. Хотя Вонг Шун Лёнг не был тем, кто воспринимал громкие титулы всерьез, всегда настаивая, что называться учениками «Сифу» — достаточное признание того, кем он был, в сердцах и умах всех, кто был свидетелем его потрясающего таланта или кому посчастливилось испытать на себе его мудрость и наставления, он был одним из величайших Мастеров Винг Чун (и китайских боевых искусств в целом) в этом, да и в любом другом веке.

Трагично, что, как и его знаменитый ученик Брюс Ли до него, Сифу Вонг покинул нас слишком рано, но, как и в случае с Ли, мы, те, кому посчастливилось соприкоснуться с его величием, — будь то непосредственно как его ученики или опосредованно через кинематографические подвиги его знаменитого ученика и друга, — стали неизмеримо богаче, познав его. «Легенда, стоящая за Легендой», возможно, ушла и будет очень не хватать, но Сифу Вонг Шун Лёнг, отец, учитель и друг для многих, определенно никогда не будет забыт. В следующий раз, когда вы будете наслаждаться просмотром вашего киногероя Брюса Ли на большом или маленьком экране, вспомните о великом человеке, который вдохновил его на это величие.

Вонг Шун Лёнг... 1935-1997