Найти в Дзене
НТВ

Тревожный звонок: безошибочные способы опознать телефонных мошенников

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]

Правоохранители постоянно сообщают о чудовищных суммах, которые мошенники крадут у россиян по телефону или через интернет. Уже введены защитные меры на государственном уровне. Преступники, тем не менее, тоже не спят и постоянно что-то изобретают. О некоторых изощренных способах обмана непременно стоит знать.

Заветное слово «да» теперь мечтают услышать не только влюбленные юноши, но и мошенники. Они хотят записать ваше согласие и использовать потом по своему усмотрению. Помочь тут и правда способны общедоступные нейросети. Это подтверждает специалист по кибербезопасности Роман Резников. Он провел наглядный опыт: после ответа на обычный телефонный звонок у мошенников появляется ваш голос, и они «скармливают» запись специально обученному боту. После этого нужно напечатать фразу, которая пригодилась бы мошенникам. Например, «я согласен взять кредит». Программа, способная озвучить новые слова голосом, — это не какой-то секретный софт, а обыкновенный бот в популярном мессенджере. Впрочем, сгенерированная запись вышла не очень похожей на оригинал — одного сказанного слова, конечно, недостаточно. Но когда боту предоставили больше голосового материала, получилось гораздо лучше.

К тому же мошенники могут использовать ваше «да» иначе. Например, просто записать это слово и включить его в разговоре с банком. Такие случаи были зафиксированы МВД. Другой способ захватить ваш голос — взломать соцсети и мессенджеры, где хранятся аудио- и видеосообщения. Тут библиотеки данных хватит для махинаций посложнее. С таким изощренным способом столкнулась Кристина из Перми.

Кристина Балмашева: «Мошенники отправляли мои голосовые сообщения, отправляли кружочки, то есть эти голосовые сообщения были просто сгенерированы. Я не знаю, собранные из моих голосовых сообщений, просто собранные в одно сообщение».

Данные они выкрали из аккаунта в мессенджере и сгенерировали из них сообщение, которое разослали контактам девушки. Как не поверить, когда знакомым голосом просят одолжить 16 тысяч рублей на пару часиков? О взломе Кристина узнала не сразу; увы, одна из подруг успела перевести деньги. Против такого эксперты рекомендуют простой способ проверки — кодовый вопрос.

Роман Резников, аналитик исследовательской группы компании сферы кибербезопасности: «Допустим, мы с вами пару дней назад ходили в хорошее новое кафе и попробовали там прекрасный капучино. И об этом знаем только мы. А какой-нибудь киберпреступник, естественно, понятия не имеет, в какой кафешке мы были два дня назад. Предположим, мне поступает звонок с вашим голосом. Я что-нибудь заподозрю, например, услышав чуть механический голос, и спрошу: слушай, а в какую кафешку мы ходили с тобой два дня назад?»

Еще одна рекомендация — просто перезванивать знакомым, которые неожиданно начали просить у вас деньги. С другой стороны, важно обезопасить свои соцсети и мессенджеры, установив двухфакторную аутентификацию, когда вход в аккаунт подтверждается не только кодом из СМС, но и еще, к примеру, по электронной почте. Важно, чтобы у вас всегда был доступ к обоим сервисам, иначе на вас могут, например, незаметно оформить кредит. Так случилось с Никой, пока она была в отпуске.

Ника Буйлова: «Я никогда не беру никакие незнакомые номера, никому не говорю никакие коды из СМС и так далее. То есть я думала, что максимально себя защищаю, но, как оказалось, номер телефона имеет такую большую значимость».

Перейдя ради более выгодного тарифа к другому оператору, Ника сменила и номер, но не обновила его на госуслугах, доступ к которым у нее остался только через электронную почту. Злоумышленники не только воспользовались старым номером, но и получили доступ к емейлу, а письма о новом входе в аккаунт госуслуг попросту удалили.

Ника Буйлова: «Я находилась в аэропорту и увидела на своей почте сообщение от интернет-магазина, в котором я была очень давно зарегистрирована, якобы я там совершила какую-то покупку, она прямо сейчас уже оформляется. Я, соответственно, ничего не оформляла, ничего не покупала».

Мошенники оформили на Нику несколько кредитов на 650 тысяч рублей. Девушке потребовался месяц, чтобы доказать во всех инстанциях, что займы она не оформляла. Но так происходит далеко не со всеми.

Ника Буйлова: «У меня есть много знакомых, которые уехали, допустим, в какую-то страну, и их номер телефона через полгода заблокировался. И на них также оформляются кредиты, они об этом узнают, когда уже коллекторские агентства пытаются с ними связаться и взимать с них какие-то средства».

Небольшие кредиты или микрозаймы часто можно оформить онлайн без личного присутствия. Впрочем, для защиты от мошенников с марта 2025 года заработала возможность включить самозапрет на кредиты через портал госуслуг. Правда, и сам этот сервис очень часто становится целью преступников.

Чтобы коды доступа не были легкой добычей, летом в России стали внедрять запрет на получение СМС во время звонков, ведь преступники любят, когда им диктуют эти цифры. Теперь, чтобы принять заветное сообщение, абонент сначала должен положить трубку. Оператор предупреждает, что поступают какие-то тревожные звонки, и сбрасывает вызов. При проверке этого механизма защиты выяснилось, что из четырех подозрительных звонков только в половине случаев сообщения были заблокированы. Получается, не все сотовые компании внедрили новую систему.

Дело не только в технологиях. Чтобы выманить код безопасности от госуслуг или мобильного банка, мошенники могут представляться кем угодно, например, службой доставки. Екатерина по просьбе родителей ожидала посылку. Звонку от почтовой службы она не удивилась, но, ответив, тут же попала в лапы злоумышленников.

Екатерина Калабина: «Я взяла трубку, мне ответила очень добрая бабушка, которая сказала, что что-то не так с посылкой. Посылку не могут доставить ко прямо ко мне домой, посылку могут достать только в отделении почты около моего дома. Я согласилась. Мне сказали, что нужно взять с собой паспорт, если же я не хочу брать с собой паспорт, то могу записаться в электронную очередь».

Это была изощренная и многоэтапная игра. Когда Екатерина все сообщила, звонок прервался, а роботизированный голос сказал, что она столкнулась с мошенниками. Чтобы обезопасить себя, надо срочно позвонить на горячую линию Роспотребнадзора.

Екатерина Калабина: «Они меня перенаправляли в разные отделы раза три, наверное. И я сама им звонила, каждому сама звонила, потому что это была такая схема мошенничества, такая многоступенчатая».

Последний человек был на связи с Екатериной несколько часов, успокаивал ее и в то же время взвинчивал, не давал рационально мыслить и связаться хоть с кем-то, ведь тогда она бы подвергла своих близких опасности (якобы). В итоге девушка сняла и перевела мошенникам 150 000 рублей. Автор и ведущий подкаста о киберпреступниках Алексей Малахов изучил уже около сотни разных схем и говорит, что фантазия аферистов просто безгранична.

Алексей Малахов, ведущий подкаста о мошенниках: «В нашем мозге есть два основных маршрута принятия решений: так называемый центральный, когда мы анализируем через всякие критические фильтры; и есть наша такая примитивная структура в мозге, которая отвечает за реакцию „бей и беги“. Мошенники как раз добиваются того, чтобы у нас мышление переключилось вот с этого центрального маршрута на периферический, на первобытный».

Главный признак того, что вас дурят, — просьба назвать код из СМС. Никакие реальные госорганы с таким не обращаются. Проверить сервисы доставки обычно можно в личном кабинете. Кладите трубку всегда, если у вас есть подозрения, перезванивайте сами близким, которые обращаются за экстренной помощью, или организациям по номерам, которые указаны на их официальных сайтах.