Здравствуйте, уважаемый читатель! Я уже давно не смотрю телевизор, а новости, какие мне надо, узнаю, в основном, из Интернета. И вот недавно я наткнулся на статью, где известный российский телеведущий Владимир Соловьев, рассуждая о Специальной военной операции России на Украине, проводит аналогию с Содомом и Гоморрой:
"На войне побеждают яростные, ломающие волю к сопротивлению. Поэтому мы начнем выносить все к чертям. Не будет жизни в Харькове, Полтаве, Николаеве, Одессе. Не будет этих городов, не будет Киева <...> Если нет сил [бороться с режимом] – хотя бы уйдите из городов. Поймите, что вас используют, как живой щит. Нет сил уйти – извините" (В. Р. Соловьев). Телеведущий напомнил украинцам библейский сюжет о Содоме и Гоморре – городах, разрушенных за свои грехи огнем с небес. Там наверняка тоже пострадали непричастные, которые просто не могли сбежать и «были вынуждены жить как все» - но что поделать. Так называемого сопутствующего ущерба избежать невозможно.
[Напылов А. Соловьев: Киев ждет судьба Содома, волю украинцев надо яростно сломать – либо они скинут режим Зеленского, либо останутся без городов // Блокнот URL: https://bloknot.ru/v-mire/solovev-kiev-zhdet-sudba-sodoma-volyu-ukraintsev-nado-yarostno-slomat-libo-oni-skinut-rezhim-zelenskogo-libo-ostanutsya-bez-gorodov-1466637.html (дата обращения: 01.12.2025).]
Не будем сейчас касаться вопросов СВО, уничтожения украинских городов и всего с этим связанного, так как я не являюсь военным корреспондентом, освещающим события на линии боевого соприкосновения, и доподлинно не знаю, что там происходит. Я хочу обратить Ваше внимание, дорогой читатель, именно на сравнение Харькова, Полтавы и прочих городов, которые назвал Владимир Рудольфович, с Содомом и Гоморрой. Дело в том, что я - член Русской православной церкви, являющейся частью Вселенской православной церкви, которая хранит апостольское учение и раннецерковное Предание, в парадигме которого мы толкуем Священное Писание. С Преданием Церкви я хорошо знаком, в отличие от ситуации на фронте, а потому заявляю: своим высказыванием о Содоме и Гоморре Владимир Соловьев оскорбил мои религиозные чувства (статья 148 УК РФ). Телеведущий публично, в эфире федерального телеканала, на всю страну заявил о том, что в Содоме и Гоморре были непричастные ко греху, но пострадавшие от гнева Божьего люди. (Напомню, что жители Содома и Гоморры были повинны в грехах мужеложества, деторастления и скотоложества). То есть, по мнению Владимира Соловьева, Бог действует по принципу "лес рубят - щепки летят". То есть, телеведущий допускает, что Бог может карать неправедным судом, то есть карать людей, не совершивших грех, что называется, "за компанию", потому что сбежать не смогли. Как православный человек заявляю, такое высказывание - это хула на Бога, произнесенная в эфире федерального телеканала, попрание учения Святой Соборной и Апостольской Церкви!
Чтобы не быть голословным, приведу цитаты из Священного Писания, повествующие о ситуации в Содоме и Гоморре:
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
(Книга Бытия, глава 18, стихи 20-33)
Уже из этих слов Господа, явившегося Аврааму в виде Трех Ангелов, понятно, что Бог не карает людей, не причастных ко греху. Да, все люди грешные, но грех греху - рознь. Нельзя судить мужеложника так же, как человека, который просто оказался в ненужное время в ненужном месте - и Бог это напрямую говорит: "не истреблю ради десяти"! Но, к сожалению, десяти праведников ни в Содоме, ни в Гоморре не оказалось. Однако в Содоме жил племянник Авраама Лот с женой и дочерями и их мужьями - они единственные, кто не согрешил по-гоморрски и по-содомски, но просто жили в этом городе. И вот что сделал Бог ради них четверых и двух зятьев Лотовых, которые, однако не ушли из города, не поверив Лоту:
Тогда мужи те [Ангелы] простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот. И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе́, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
(Книга Бытия, глава 19, стихи 10-30)
Как видите, Бог сделал все, чтобы праведники не пострадали, но при этом грешники получили по заслугам. А потому высказывание Владимира Рудольфовича о том, что в Содоме и Гоморре пострадали непричастные - это самая настоящая хула на Бога, более того - это еще и страшная маркионитская ересь! Именно Маркион - один из гностиков - во II-III веках учил, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета - это две разные личности: первый злой демиург, а второй - Добрый Иисус. Но ересь Маркиона уже давным-давно опровергнута и осуждена.
По-хорошему, Владимира Рудольфовича Соловьева за такие высказывания надо вывезти за город и там побить камнями. Однако, мы христиане, и наш Учитель запретил нам это делать (Ин. 8:7). А значит, рабу Божьему Владимиру надо, как говорил Иоанн Предтеча, за свои слова "сотворить плод, достойный покаяния" (Мф. 3:8) - как минимум, извиниться перед Господом и христианами всего мира за ту страшную хулу на Бога, которые произнес Владимир Соловьев, о том, что Бог может, якобы, вершить неправедный суд. Затем - ответить перед законом по 148 статье Уголовного кодекса Российской Федерации. А потом, если для раба Божьего Владимира есть хоть что-то святое, например, Церковь Христова, пусть Церковь и решает, что с ним дальше делать: назначить епитимью (например, изучить Предание Церкви) или вовсе отлучить. А отлучать, действительно, есть за что: Соловьев сравнивает действия российского военного командования с действиями Бога; телеведущий считает, что Верховный Главнокомандующий РФ В. В. Путин вправе карать так же, как карает Бог, однако давайте обратимся к Библии - узнаем, что Сам Бог думает о светской власти:
Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою; итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними
(Первая книга Царств, глава 8, стихи 1-9)
Уповать на государство - это то же самое, что идолопоклонствовать. Уверовавший в непогрешимость власть имущих, в их право решать судьбы целых народов отвернулся от Истинного Бога. А потому, раб Божий Владимир, покайтесь, пока еще не поздно, ведь вам уже 62 года! В таком почтенном возрасте пора бы уже и о жизни вечной подумать. Покайтесь в своих хулах на Бога и ересях, Владимир Рудольфович, ибо "Жертва Богу дух сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Псалом 50, стих 19)!