Здравствуйте уважаемые подписчики и гости моего канала!
Вашему вниманию очередной обзор "коробки"😉
В этом обзоре мы рассмотрим набор с моделью советского истребителя И-16 тип 5 в масштабе 1:72, который был выпущен компанией Звезда в 2025 году.
Введение и первое впечатление
Набор предназначен скорее для моделистов с опытом от среднего и выше. Начинающий может справиться, но рискует утонуть в обилии деталей.
Коробка стандартного размера для семьдесят второго масштаба от Звезды. Выполнена в новом дизайне с красочным бокс-артом. На тоце коробке помещена информация о красках рекомендованных для окраски модели. Это краски компаний Тамия и Звезда, всего по рекомендации производителя нам потребуется четырнадцать цветов. На обратной стороне коробки представлено изображение собранной модели и краткая информация об истребителе.
Немного исторических фактов о прототипе модели.
И-16 («истребитель шестнадцатый»), рабочее обозначение ЦКБ-12 а летчики его прозвали «Ишак», «Ишачок» за его своенравность в полете. И-16 - советский одномоторный истребитель-моноплан 30-х годов прошлого века, разработанный и созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.
Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.
История создания советского истребителя И-16 — это история революции в мировом авиастроении. Этот самолет, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова, стал первым в мире серийным монопланом с убирающимся шасси, опередив все ведущие авиационные державы.
Предпосылки и рождение замысла (начало 1930-х)
- Контекст: В начале 1930-х гг. основу истребительной авиации мира составляли бипланы (например, предыдущий удачный самолет Поликарпова И-15). Однако скорость становилась главным приоритетом.
- Разработка И-16 первоначально велась на инициативных началах специалистами Бригады № 2 в ЦКБ-39 (находившемуся в то время в "шарашке" — тюремном КБ), где начальником бригады был Н.Н.Поликарпов. Первые проработки скоростного истребителя-моноплана выполнены в 1932 году. В середине 1933 года, в связи с трудностями в доводке И-14 (АНТ-31) П.О. Сухого руководство ВВС обращает внимание на инициативный проект скоростного истребителя-моноплана бригады Поликарпова, который получил название ЦКБ-12.
- Концепция: Поликарпов, вопреки консервативным взглядам, сделал ставку на радикальные решения: свободнонесущий моноплан, убираемое шасси и закрытая кабина.
Разработка, испытания и триумф (1933-1934)
- Двигатель: На самолёте устанавливались - английский двигатель Bristol Jupiter, выпускавшийся по лицензии в СССР как М-22, затем американский Wright R-1820 Cyclone, производившейся по лицензии как М-25, а после доработок получивший обозначения М-62 и М-63.
- Первый полет прототипа состоялся 31 декабря 1933 года. Летчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял И-16 в воздух. Самолет сразу показал свой "острый" нрав: был сложен в пилотировании, требовал высокой квалификации пилота. На Государственных испытаниях в феврале 1934 года лётчики-испытатели также давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с докладом лётчиков специальным приказом разрешил пилотировать самолёт И-16 только наиболее опытным лётчикам.
- Преимущества: Несмотря на сложность, И-16 показал феноменальную для своего время скорость — свыше 450 км/ч, превосходя большинство современных ему истребителей-бипланов на 100-150 км/ч.
- Государственные испытания: В 1934 году самолет был принят на вооружение под обозначением И-16 (тип 4). Его прозвища: "Ишачок" или просто "Ишак" — за упрямство в управлении, и "Крыса" (у немцев "Rata") за характерный короткий профиль.
Эволюция и модификации (1934-1942)
И-16 непрерывно модернизировался, став настоящей "летающей лабораторией":
- Вооружение: От двух пулеметов ШКАС (тип 4) до двух пушек ШВАК и двух пулеметов (тип 18, 24, 29). Некоторые типы несли реактивные снаряды РС-82.
- Двигатели: Мощность росла от 480 л.с. (М-22) до 1000 л.с. (М-62 и М-63 на поздних типах).
- Конструкция: Появилась закрытая фонарем кабина (не на всех модификациях, многие пилоты ее снимали для лучшего обзора), усилена конструкция, улучшена аэродинамика.
- Тип 5 (как на коробке из вашего изображения): Одна из первых массовых модификаций (1935-1936 гг.) с двигателем М-25, открытым фонарем кабины и характерным кольцевым капотом Тауненда для улучшения охлаждения.
- Участие в конфликтах: И-16 прошел боевое крещение в Гражданской войне в Испании (1936-1939), где получил от республиканцев прозвище "Моска" ("Муха") и наголову разгромил первые модификации немецких Bf.109. Затем воевал на Халхин-Голе (1939) против японцев, в Советско-финской войне (1939-1940) и принял на себя первый удар в Великой Отечественной войне (1941).
Значение и место в истории
- Революционный самолет: И-16 определил облик истребителя на следующее десятилетие: моноплан, убирающиеся шасси, мощное стрелково-пушечное вооружение.
- Символ эпохи: Он стал олицетворением стремительной индустриализации СССР 1930-х годов и главным "рабочим" истребителем предвоенного периода.
- "Солдат" войны: К 1941 году И-16 морально и технически устарел по сравнению с "Мессершмиттами" Bf.109F, но его маневренность на горизонталях и живучесть позволили опытным пилотам успешно вести бой. Он использовался на фронте до 1942-1943 годов, пока его не сменили новые поколения истребителей (Як-1, ЛаГГ-3).
- Наследие: И-16 стал школой для целого поколения советских летчиков и конструкторов. Его создание доказало, что СССР способен создавать передовую авиационную технику, не уступающую лучшим мировым образцам, а зачастую и опережающую их. И-16 — это не просто самолет, а авиационный прорыв, рожденный в уникальных и драматических условиях советских 1930-х. Он навсегда остался в истории как первый массовый скоростной моноплан, "истребитель нового типа" и один из главных символов советской авиации той эпохи.
2. Комплектация
Количество деталей: 72 детали из пластика на трех литниках.
Качество отливки: Отличное. Детали очень четкие, мелкие элементы проработаны идеально. Пластик умеренно твердый, хорошо режется кусачками, не ломается при очистке.
Декаль: отпечатана качественно, все надписи четкие, цвета насыщенные.
Количество вариантов: В наборе три варианта окраски самолета.
Один для ВВС Республиканской Испании
Два для ВВС СССР - Военной авиационной школы ВВС РККА (1940-41 гг) и 4-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота ВМФ СССР
3. Инструкция
Инструкция в наборе выполнена в стандартном для компании Звезда черно-белом стиле в виде гармошки на три листа, очень подробная, схемы сборки понятны, но требуют внимательности.
На первой странице представлена краткая информация о истребителе, варианты сборки
На второй странице показано расположение деталей на литниках и первый шаг сборки модели.
На третей странице представлены шаги сборки со 2 по 5
На четвертой представлены шаги сборки с 6 по 11
На пятой странице представлены шаги сборки с 12 по 13
На шестой странице завершающий этап сборки - шаги 14-15 и схем нанесения технических надписей
В инструкции представлены цвета окраки деталей самолета. Цветовые коды предоставлены для красок Звезда, и аналогов от Tamiya.
Литники
Всего в наборе два литника из серого пластика и один из прозрачного
Качество литья отличное, облоя не обнаружено.
Литник А
Обратная сторона литника А
Литник Б
Обратная сторона литника Б
Прозрачные детали
На прозрачном литнике козырек самолета представлен в двух вариантах
Заключение ⭐⭐⭐⭐⭐
В заключении хочу отметить, что модель давно ожидаема моделистами. Качество для настоящего времени довольно хорошее. Есть возможность собрать самолет с двумя вариантами капота, кабины и шасси.
Набор позволяет собрать довольно качественную модель истребителя "из коробки". Как и при любой сборке модели потребуется минимальное количество шпаклевки, чтобы закрыть швы там где их не должно быть.
Общее впечатление от набора довольно хорошее. к недостаткам могу отнести малое количество известных вариантов окраски самолета.