А. А. Ислам, В. И. Пронин, Д. В. Медведев // Информационное моделирование. – 2025. – № 3. https://t.me/im_journal_forum/9469/9620
Ключевые слова: среда общих данных, СОД, администратор, информационная система, облачные технологии, инженерные системы.
Введение
После появления информационных систем (ИС) в работе специалистов
разных сфер прошло много времени. Теперь уже стало обычным делом, когда в вакансии на должность указывается требование знаний и умения пользоваться различными профильными ИС. В прошлом для управления ИС требовался специальный администратор, чаще всего — сотрудник отдела информационных технологий организации. Это было связано со сложностью систем, низким уровнем знаний и навыков специалистов, необходимостью подключать пользователей, устанавливать программное обеспечение (ПО), обновлять его и обучать сотрудников, как работать с системой. Нередки были случаи, когда администратор ИС занимался в том числе работой, которую должны выполнять сами пользователи. Но со временем системы развивались, становились гораздо проще и понятнее, опыт работы специалистов рос и потребность в администраторе стала менее актуальной. В статье мы расскажем о том, почему современным информационным системам больше не требуется администратор, на примере ИС для строительных проектов — среды общих данных (СОД).
Функции администратора информационных систем в СОД
На заре развития вычислительной техники информационные системы для строительства были сложными и требовали значительного ручного вмешательства для их установки и обслуживания. Это привело к появлению новых специалистов, основной обязанностью которых было обеспечение бесперебойной работы одной, или нескольких информационных систем в организации — администраторов информационных систем. По мере развития технологий роль администратора ИС расширилась, включив в себя такие задачи, как:
- внедрение информационных систем и адаптация их под индивидуальные потребности компании;
- консультация и сопровождение пользователей во время работы;
- координация действий пользователей;
- решение вопросов, связанных с работоспособностью систем;
- обновление систем до актуальных версий. [1]
Однако на сегодняшний день часть из перечисленных задач решает поставщик программного обеспечения, а часть задач взяли на себя сами пользователи, чьи навыки как специалистов по работе с различными информационными системами со временем вырос.
Концепция среды общих данных как информационной системы для строительных проектов в последние годы приобретает все большую популярность. Что же такое среда общих данных? Это единый программно-технический комплекс для совместной работы участников проекта с информационными моделями на всех стадиях их жизненного цикла [2]. Здесь стоит вспомнить и определение технологий информационного моделирования, так как они напрямую связаны с СОД: «технологии информационного моделирования — способ преобразования информации об объекте капитального строительства (ОКС) в информационную модель/модели ОКС путем построения взаимосвязей внутри и между различными информационными частями посредством использования среды общих данных» [2].
Почему для работы в СОД не требуется администратор
Итак, почему современным ИС и, в частности СОД для строительных проектов не требуется администратор? Ответ кроется в возможностях самих систем: с развитием облачных технологий большинство современных систем получили
веб-интерфейс, их не требуется устанавливать — облачные решения работают в любом современном браузере и не требуют обновления вручную (подробнее с преимуществами веб-приложений можно ознакомиться в статье «Десктопное или веб-приложение для организации СОД ОКС» [3]). Автоматически создаются и резервные копии данных, что устраняет необходимость в ручном резервном копировании и снижает риск потери информации. На рисунке 1 показана архитектура веб-приложений.
Но не все преимущества облачных технологий будут доступны, если в компании используется зарубежное ПО. В последние годы вопрос кибербезопасности в России стал особенно актуальным: разработчики зарубежного ПО массово блокируют российским пользователям доступ к своим продуктам, риск потери данных сохраняется. Использование облачных решений от отечественных разработчиков или хранение данных локально могут снизить эти риски и обеспечить более высокую степень контроля информации. Например, российский разработчик ПО «Ингипро» для своих решений использует облачные хранилища, предоставляемые компанией «Яндекс». Центры обработки данных «Яндекс.Облака» располагаются на территории Российской Федерации и имеют международный сертификат безопасности ISO/IEC 27001. Наличие такого сертификата доказывает, что данные надежно защищены в соответствии с лучшими мировыми стандартами безопасности. Также «Ингипро» предоставляет возможность разместить систему и хранить данные в инфраструктуре заказчика, то есть организовать локальное хранение. Но стоит отметить, что при локальном хранении данных потребуется больше затрат на обслуживающий персонал, и роль администратора ИС в этом случае будет заключаться в поддержании работоспособности системы на сервере или кластере серверов, где будет размещена система. Также разработчик ПО самостоятельно может предоставлять услуги по обслуживанию системы, размещенной локально, за дополнительную плату.
Для упрощения работы пользователей с системой разработчики СОД предлагают более автоматизированные и интуитивно понятные решения. Такие задачи, как добавление новых пользователей, распределение прав доступа между ними, настройка доставки обязательных уведомлений по проекту на почту и т.д., теперь не требуют помощи администратора ИС. Современные технологии в этом плане стали гораздо более гибкими, что позволяет решать вопросы непосредственно специалистам-участникам проекта (рисунок 2).
Всё чаще появляются комплексные решения, а также бесшовные интеграции между системами, которые позволяют организовать цифровую инфраструктуру предприятия, максимально сократив участки, где требуется участие администратора ИС. Также разработчики отечественного ПО предоставляют отдельные модули, необходимые для работы на разных уровнях и направлениях строительства. Например, линейка продуктов российского разработчика «СиСофт» обладает модульной архитектурой, проектировщик может набрать комплект модулей под свои задачи, а не покупать дорогостоящие пакеты программного обеспечения, используя лишь часть функционала. Это позволяет минимизировать затраты на приобретение системы и её поддержку.
Вопросы технической поддержки, обучения и внедрения СОД в основном
перешли на поставщика ПО или на консалтинговые компании. В этом вопросе неоспоримое преимущество будут иметь компании, использующие отечественное ПО. Это в первую очередь связано с более доступными условиями техподдержки пользователей и обслуживания: при возникновении каких-либо сбоев или вопросов при работе с системой пользователи могут обращаться к разработчику напрямую по одному, а чаще всего — по нескольким каналам связи на выбор. Вместе с программным обеспечением предоставляются материалы для самостоятельного обучения в виде руководства пользователя, а также предлагается комплекс дополнительных услуг, включающих работы по внедрению системы с целью ввода продукта в эксплуатацию и последующее методологическое сопровождение
Последняя, но не менее важная причина, по которой работа администратора ИС теряет актуальность, заключается в том, что опыт самих пользователей и уровень их знаний и навыков работы с подобными системами вырос. Это связано не только с появлением и популяризацией их на рынке, но и с государственными программами поддержки вузов, например, программой «Приоритет-2030». В образовательных учреждениях начали появляться цифровые кафедры, ориентированные на получение студентами дополнительной квалификации по ИТ-профилю [4]. Повышением квалификации кадров также занимаются консалтинговые компании и сами разработчики ПО.
Заключение
Сокращение значения роли администратора ИС имеет преимущества для организаций и сотрудников: исключая роль администратора ИС из процесса работы, компании не только сокращают фонд оплаты труда, но и, главное, уменьшают время производственных процессов. Похожие профессии и новые профстандарты, рассчитанные на наличие администрирующего персонала для работы в ИС, теряют свою актуальность, а вскоре и вовсе исчезнут. На их месте появятся специалисты с гибридными профессиями. Если раньше инженер был вынужден для выполнения какой-то операции обращаться к администратору, а в некоторых случаях писать заявку, то сейчас он может выполнить необходимое действие сам. Это ускоряет процесс. Да и для самих сотрудников приобретение дополнительных навыков и повышение «цифровых» компетенций — верный путь к повышению заработной платы.
Получается, что и компании, и персоналу выгодней вкладывать больше времени в обучение персонала, который будет эксплуатировать ИС, чем привлекать отдельного специалиста на роль администратора ИС.
Список литературы
[1] Бобынцев Д.О. Администрирование информационных систем / Д.О. Бобынцев, Л.А. Лисицин, А.Л. Марухленко, С.А. Кужелева. — Курск : Закрытое акционерное общество «Университетская книга». — 2019. — 201 с. — ISBN 978-5-907138-80-3. — EDN VWVEBS.
[2] Пронин В.И. Трактовка понятий «технологии информационного моделирования» (ТИМ) и «среда общих данных» (СОД) / В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 2 (54). — С. 140–146. — EDN YXDIPD.
[3] Ислам А.А. Десктопное или веб-приложение для организации СОД ОКС / А.А. Ислам, В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 3-3 (57). — С. 128–135. — EDN GHMTFS.
[4] Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли. — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. — Текст: электронный. — URL:ttps://digital.gov.ru/en/activity/
czifrovizacziya-gosudarstva/vedomstvennyj-proektnyj-ofis-vpo/administrirovanie-soprovozhdenie-ispolneniyanaczionalnoj-programmy