Найти в Дзене

О выставке Александра Осмёркина «Непрерывный художник» и неожиданном открытии

Все-таки успели посетить редкую выставку Александра Осмёркина «Непрерывный художник» в Центре IN ARTIBUS в Москве в предпоследний день. Пенсионерам вход бесплатный. Вдвойне приятно.

Выставка оказалась очень познавательной, дополняющей тему современников "Бубнового валета", интерес к которым возник после грандиозной выставки в ГТГ "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика"

Вход
Вход

Галерея In artibus находится в самом центре Москвы, на Пречистенской набережной, 17 (вход с Курсового переулка). Приятно прогуляться по центру. У Храма Христа Спасителя в конце ноября цветут розы. Фантастика.

Цветут розы в конце ноября
Цветут розы в конце ноября

Имена художников "бубнововалетовцев" уже не звучат абстрактно, а становятся вполне реальными. Стоит только пройтись по "следам" каждого из них. С каждой выставкой все ближе и понятнее.

Петр Кончаловский. Портрет актрисы. 1929. Собрание Инны Баженовой.
Петр Кончаловский. Портрет актрисы. 1929. Собрание Инны Баженовой.

«Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи», — вспоминал Кончаловский. «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир…» — говорил Машков.

Илья Машков. У подножия Ай-Петри. 1923. Собрание Инны Баженовой.
Илья Машков. У подножия Ай-Петри. 1923. Собрание Инны Баженовой.

Сами участники объединения "Бубновый валет" объясняли это необычное название так: «Бубновая масть — это горячее увлечение, порыв, а валет — молодость».

На выставке «Непрерывный художник. Александр Осмёркин» в Центре In artibus
На выставке «Непрерывный художник. Александр Осмёркин» в Центре In artibus

Так или иначе, зарождение русского авангарда начиналось с молодых бунтарей в искусстве и не могло не оказывать влияние на передовых художников в 1910-1917 годы, в т.ч. и на Александра Осмёркина, на выставку которого мы пришли.

Александр Осьмеркин. Автопортрет 1941-1947. Собрание Романа Бабичева
Александр Осьмеркин. Автопортрет 1941-1947. Собрание Романа Бабичева

Выставка охватывает последний период творчества 1940-50-е годы, но в этих работах явно прослеживаются все направления живописи, которыми владел мастер. Здесь же представлены его ученики. Он был прекрасным педагогом.

Владимир Вейсберг. Цветы. 1950. Собрание Инны Баженовой.
Владимир Вейсберг. Цветы. 1950. Собрание Инны Баженовой.

Александр Осмёркин (1892–1953) - родился в Елисаветграде, Херсонской губернии. В семье родных, в т.ч. дяди-архитектора, любили живопись, театр и приобщали детей к искусству с ранних лет. Отсюда стремление стать художником.

Александр Осмеркин. Портрет дочери. 1947. Екатеринбургский МИИ
Александр Осмеркин. Портрет дочери. 1947. Екатеринбургский МИИ

Самостоятельная поездка в Петербург, потом в Москву, горячее желание продолжать учиться живописи привели его в 1915 г. в студию Ильи Машкова. "В Академии я никогда не учился, я учился у Машкова. Я кровный сын "Бубнового валета".

Александр Осмёркин. Фрукты в белой вазе. 1940. Музей ИИ Кузбаса, Кемерово
Александр Осмёркин. Фрукты в белой вазе. 1940. Музей ИИ Кузбаса, Кемерово

Александр Осмёркин-прирожденный колорист, он ученик школы, которая занималась именно колористической живописью, где приоритет отдается цвету. Колористом нельзя стать без определенных способностей, эти способности редки. Цветом интересуются далеко не все, кто берется за кисть.

Александр Осмёркин. Натюрморт с торсом Венеры. 1951. Собрание Инны Баженовой.
Александр Осмёркин. Натюрморт с торсом Венеры. 1951. Собрание Инны Баженовой.

Однако те, для кого законы отношений цвета и пространства - основа искусства, в иерархии живописцев считаются особенно ценными. Они занимаются фундаментальным - внутренними законами живописи. Такие художники называются колористами.

Александр Осмёркин. Натюрморт. Сухие листья. 1948. Чувашский ГХМ. Чебоксары.
Александр Осмёркин. Натюрморт. Сухие листья. 1948. Чувашский ГХМ. Чебоксары.

В это время уже восхищают молодежь и шокируют общество своими коллекциями французской живописи предприниматели С. Щукин и И. Морозов. Молодые художники буквально учатся на картинах Курбе, Коро, Сезанна, Ренуара, Дерена. Они переносят французскую школу на московскую почву. Так появляется новое поколение художников, озадаченных не реалистичными социальными темами, а, прежде всего, живописными.

Александр Осмёркин. Натюрморт с бутылкой пива. 1946.  Собрание Инны Баженовой.
Александр Осмёркин. Натюрморт с бутылкой пива. 1946. Собрание Инны Баженовой.

Молодой художник из провинции стремительно становится заметной фигурой в московском арт-сообществе предреволюционных лет. Он автор стильных лаконичных натюрмортов, элегантных портретов и пейзажей. Своим учителем считает Сезанна. "Сезанн так увлек нас, что мы оторвались в некоторой степени от почвы..."

Александр Осмёркин. Крым. Татарская деревня. 1938. ГМ А.С. Пушкина. Москва.
Александр Осмёркин. Крым. Татарская деревня. 1938. ГМ А.С. Пушкина. Москва.

Несмотря на отсутствие системного образования Александр Александрович Осмёркин стал прекрасным педагогом. Многие советские художники были учениками Осмеркина, его влияние на российскую, преимущественно московскую школу живописи ощущается и по сей день.

Александр Осмёркин. Волга. Рыбы. 1938. Музей ИИ Республика Карелия, Петрозаводск.
Александр Осмёркин. Волга. Рыбы. 1938. Музей ИИ Республика Карелия, Петрозаводск.

Понравилось, что на выставке были приведено множество цитат и воспоминаний художника, его учеников и коллег. Особенно красноречивы воспоминания студента Порфирия Крылова:

Порфирий Крылов. Натюрморт. 1967.
Порфирий Крылов. Натюрморт. 1967.

"В 1921 году я был принят во Вхутемас и попал сразу на 2 курс, в мастерскую Осмёркина - на дисциплину, звучавшую очень серьезно: "Выявление цветом формы в пространстве". Хорошо помню, как я впервые переступил порог мастерской. Дело было на Рождественке в бывшем здании Строгановки. Все стекла окон были вымазаны разными цветами масляной краски. Студенты, купив краски, пробовали на стеклах, тонко ли они стерты...

Евсей Решин. Натюрморт с рыбами. 1938. Собрание Инны Баженовой.
Евсей Решин. Натюрморт с рыбами. 1938. Собрание Инны Баженовой.

Очень ясно представляю себе первый натюрморт, который Александр Александрович ставил нам для живописи. Старостой у нас был Борис Борисов. Такой квадратный парень. Осмеркин просил его достать какой-нибудь реквизит для постановки натюрморта. Борисов постоял, подумал, а потом сказал:

-Ляксан Ляксаныч, там одна пыль и осколки остались".

-Ну, голубчик, давайте сюда пыль.

Евсей Решин. Уголок мастерской. 1930. Собрание Инны Баженовой.
Евсей Решин. Уголок мастерской. 1930. Собрание Инны Баженовой.

Борисов выгреб из пустого шкафа какой-то несусветный хлам. Мы все окружили Осмёркина, и он сразу приступил и начал священнодействовать. Мгновенно выудил из поданной кучи бывшую белую салфетку, опустил один край со стола и придал складкам живую форму. Поставил на стол треснувшую фаянсовую тарелку с синей каймой по краю. На салфетку он положил две груши-муляжи, а на тарелке расположил оставшиеся фрукты из того же материала. Постоял, порылся в куче и попробовал прикинуть железный проржавевший кувшин. Отошел, посмотрел. Взял черную бутылку с белой этикеткой и красным колпаком и заменил ею кувшин. Бутылку он поставил сзади тарелки, а на фон нашлась бумага из польверонеза. Сразу Александр Александрович засиял (видно ему понравилась постановка) и предложил нам приступить к живописи. Писали этот натюрморт мы с большим удовольствием, и вдруг у меня через несколько дней работы "заклинилось", и я не знал, как мне двигаться дальше. Александр Александрович предложил мне пойти с ним в Щукинский музей, и там на работах французских мастеров он "открыл мне глаза" и объяснил, как нужно работать дальше".

Порфирий Крылов. Цветы в стеклянной кружке. 1988. Собрание Инны Баженовой
Порфирий Крылов. Цветы в стеклянной кружке. 1988. Собрание Инны Баженовой

В 1920-е Осмёркин А.А. молодой преподаватель ВХУТЕМАСа, профессор с собственной мастерской. В 1932 году начинает преподавать в Ленинградской академии художеств. С 1937-го также стал преподавателем Московского института изобразительных искусств.

Александр Осмёркин. Патриаршие пруды. 1947. МЗ Абрамцево.
Александр Осмёркин. Патриаршие пруды. 1947. МЗ Абрамцево.

На рубеже 1920–1930-х он старается соответствовать духу времени. Большие полотна с многофигурными композициями на революционную тему «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927) и «Коммунистическое пополнение 1919 года» (1929) находятся сейчас в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Огромные полотна в это же время отнимают у художника много времени и сил. С начала 1930-х он старается отойти в сторону от социальных тем, подчеркивая, что не столько «художник», сколько «живописец».

Александр Осмёркин. Портрет жены. 1939. Екатеринбургский МИИ
Александр Осмёркин. Портрет жены. 1939. Екатеринбургский МИИ

"Боже, как же приятно жить на свете, если ничто не мешает заниматься живописью. Я буквально восстанавливаюсь, только скучаю и в нетерпеливом ожидании от тебя писем" - писал художник своей жене Е.К. Гальпериной в 1937 г. из Крыма.

Алекандр Осмёркин. Пейзаж. Крым. Роща. 1938. ГМ им. А.С. Пушкина. Москва.
Алекандр Осмёркин. Пейзаж. Крым. Роща. 1938. ГМ им. А.С. Пушкина. Москва.

Александр Осмеркин (1892-1953) был трижды женат. Первая жена (1916г.) - Екатерина Баркова, племянница Сергея Рахманинова, красавица и муза художника, часто встречается на его портретах. Вторая (с 1928 г.) - актриса, закончившая МГУ, Елена Гальперина. В этом браке выросли две дочери Татьяна и Лидия. Третья жена с 1945 г.-архитектор Надежда Навроцкая.

Александр Осмёркин. Натюрморт с дыней. 1948. Курская КГ им. А. А. Дейнеки
Александр Осмёркин. Натюрморт с дыней. 1948. Курская КГ им. А. А. Дейнеки

К, сожалению, в конце 1940-х годов на сессии Академии художеств педагогическая работа Александра Осмёркина была подвергнута резкой критике. Он был уволен в 1947 г. из Академии художеств в Ленинграде, в 1948 году из МГХИ им. В.И. Сурикова. Здоровье резко ухудшилось, но до 1953 года художник продолжал писать картины, не останавливаясь ни на один день. Выставка так и называется "Непрерывный художник. Александр Осмёркин".

Александр Осмёркин. Пейзаж. Плесково. Лето. Июнь. 1953. МЗ "Абрамцево".
Александр Осмёркин. Пейзаж. Плесково. Лето. Июнь. 1953. МЗ "Абрамцево".

Поинтересовалась на страницах интернета судьбами дочерей. И очень удивилась, когда узнала, что в советское время, самую известную модель платья на экспорт в 1967 году создала, ставшая модельером, Татьяна Осмёркина.

В своих моделях она всегда "смело сочетала образы авангарда с фольклорным наследием". Татьяна Осмеркина была дочерью известного живописца и участника художественной группы «Бубновый валет» Александра Осмеркина, так что в ее рисунках всегда чувствовалось, как хорошо поставлена у нее рука.

А ещё интереснее то, что в 2023 году на выставке в музее Москвы "Дом моделей. Индустрия образов" я видела это платье. Не запомнить его было невозможно.

Фото с выставки "Дом моделей. Индустрия образов".  Реконструкция платья "Россия". Татьяна Осмёркина. 1967.
Фото с выставки "Дом моделей. Индустрия образов". Реконструкция платья "Россия". Татьяна Осмёркина. 1967.
Платье «Россия»было создано к 50-летию Великого Октября и в первую очередь должно было ассоциироваться с революционным духом. После Международного московского фестиваля моды, где его впервые увидела широкая аудитория, платье отправилось на Всемирную выставку в Монреаль, где произвело настоящий фурор. Вплоть до следующей всемирной выставки в Осаке в 1970 году платье постоянно гастролировало и буквально стало символом Дома моделей, олицетворением творческих поисков и идеологии модной советской индустрии. В Музее Москвы представлена его реконструкция, так как оригинал платья бесследно исчез.

"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух!" Словами А.С. Пушкина хочется закончить эту статью.

Кстати, в списке к посещению по теме "Бубнового валета", есть ещё одна выставка: «Давид Бурлюк. Возвращение», в Доме русского зарубежья. Её тоже можно посетить бесплатно ВСЕМ, в музейную неделю 21 декабря, но лучше заранее зарегистрироваться на сайте Mos.ru. Билеты разбирают быстро. Не пропустите!