Все-таки успели посетить редкую выставку Александра Осмёркина «Непрерывный художник» в Центре IN ARTIBUS в Москве в предпоследний день. Пенсионерам вход бесплатный. Вдвойне приятно.
Выставка оказалась очень познавательной, дополняющей тему современников "Бубнового валета", интерес к которым возник после грандиозной выставки в ГТГ "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика"
Галерея In artibus находится в самом центре Москвы, на Пречистенской набережной, 17 (вход с Курсового переулка). Приятно прогуляться по центру. У Храма Христа Спасителя в конце ноября цветут розы. Фантастика.
Имена художников "бубнововалетовцев" уже не звучат абстрактно, а становятся вполне реальными. Стоит только пройтись по "следам" каждого из них. С каждой выставкой все ближе и понятнее.
«Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи», — вспоминал Кончаловский. «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир…» — говорил Машков.
Сами участники объединения "Бубновый валет" объясняли это необычное название так: «Бубновая масть — это горячее увлечение, порыв, а валет — молодость».
Так или иначе, зарождение русского авангарда начиналось с молодых бунтарей в искусстве и не могло не оказывать влияние на передовых художников в 1910-1917 годы, в т.ч. и на Александра Осмёркина, на выставку которого мы пришли.
Выставка охватывает последний период творчества 1940-50-е годы, но в этих работах явно прослеживаются все направления живописи, которыми владел мастер. Здесь же представлены его ученики. Он был прекрасным педагогом.
Александр Осмёркин (1892–1953) - родился в Елисаветграде, Херсонской губернии. В семье родных, в т.ч. дяди-архитектора, любили живопись, театр и приобщали детей к искусству с ранних лет. Отсюда стремление стать художником.
Самостоятельная поездка в Петербург, потом в Москву, горячее желание продолжать учиться живописи привели его в 1915 г. в студию Ильи Машкова. "В Академии я никогда не учился, я учился у Машкова. Я кровный сын "Бубнового валета".
Александр Осмёркин-прирожденный колорист, он ученик школы, которая занималась именно колористической живописью, где приоритет отдается цвету. Колористом нельзя стать без определенных способностей, эти способности редки. Цветом интересуются далеко не все, кто берется за кисть.
Однако те, для кого законы отношений цвета и пространства - основа искусства, в иерархии живописцев считаются особенно ценными. Они занимаются фундаментальным - внутренними законами живописи. Такие художники называются колористами.
В это время уже восхищают молодежь и шокируют общество своими коллекциями французской живописи предприниматели С. Щукин и И. Морозов. Молодые художники буквально учатся на картинах Курбе, Коро, Сезанна, Ренуара, Дерена. Они переносят французскую школу на московскую почву. Так появляется новое поколение художников, озадаченных не реалистичными социальными темами, а, прежде всего, живописными.
Молодой художник из провинции стремительно становится заметной фигурой в московском арт-сообществе предреволюционных лет. Он автор стильных лаконичных натюрмортов, элегантных портретов и пейзажей. Своим учителем считает Сезанна. "Сезанн так увлек нас, что мы оторвались в некоторой степени от почвы..."
Несмотря на отсутствие системного образования Александр Александрович Осмёркин стал прекрасным педагогом. Многие советские художники были учениками Осмеркина, его влияние на российскую, преимущественно московскую школу живописи ощущается и по сей день.
Понравилось, что на выставке были приведено множество цитат и воспоминаний художника, его учеников и коллег. Особенно красноречивы воспоминания студента Порфирия Крылова:
"В 1921 году я был принят во Вхутемас и попал сразу на 2 курс, в мастерскую Осмёркина - на дисциплину, звучавшую очень серьезно: "Выявление цветом формы в пространстве". Хорошо помню, как я впервые переступил порог мастерской. Дело было на Рождественке в бывшем здании Строгановки. Все стекла окон были вымазаны разными цветами масляной краски. Студенты, купив краски, пробовали на стеклах, тонко ли они стерты...
Очень ясно представляю себе первый натюрморт, который Александр Александрович ставил нам для живописи. Старостой у нас был Борис Борисов. Такой квадратный парень. Осмеркин просил его достать какой-нибудь реквизит для постановки натюрморта. Борисов постоял, подумал, а потом сказал:
-Ляксан Ляксаныч, там одна пыль и осколки остались".
-Ну, голубчик, давайте сюда пыль.
Борисов выгреб из пустого шкафа какой-то несусветный хлам. Мы все окружили Осмёркина, и он сразу приступил и начал священнодействовать. Мгновенно выудил из поданной кучи бывшую белую салфетку, опустил один край со стола и придал складкам живую форму. Поставил на стол треснувшую фаянсовую тарелку с синей каймой по краю. На салфетку он положил две груши-муляжи, а на тарелке расположил оставшиеся фрукты из того же материала. Постоял, порылся в куче и попробовал прикинуть железный проржавевший кувшин. Отошел, посмотрел. Взял черную бутылку с белой этикеткой и красным колпаком и заменил ею кувшин. Бутылку он поставил сзади тарелки, а на фон нашлась бумага из польверонеза. Сразу Александр Александрович засиял (видно ему понравилась постановка) и предложил нам приступить к живописи. Писали этот натюрморт мы с большим удовольствием, и вдруг у меня через несколько дней работы "заклинилось", и я не знал, как мне двигаться дальше. Александр Александрович предложил мне пойти с ним в Щукинский музей, и там на работах французских мастеров он "открыл мне глаза" и объяснил, как нужно работать дальше".
В 1920-е Осмёркин А.А. молодой преподаватель ВХУТЕМАСа, профессор с собственной мастерской. В 1932 году начинает преподавать в Ленинградской академии художеств. С 1937-го также стал преподавателем Московского института изобразительных искусств.
На рубеже 1920–1930-х он старается соответствовать духу времени. Большие полотна с многофигурными композициями на революционную тему «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927) и «Коммунистическое пополнение 1919 года» (1929) находятся сейчас в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Огромные полотна в это же время отнимают у художника много времени и сил. С начала 1930-х он старается отойти в сторону от социальных тем, подчеркивая, что не столько «художник», сколько «живописец».
"Боже, как же приятно жить на свете, если ничто не мешает заниматься живописью. Я буквально восстанавливаюсь, только скучаю и в нетерпеливом ожидании от тебя писем" - писал художник своей жене Е.К. Гальпериной в 1937 г. из Крыма.
Александр Осмеркин (1892-1953) был трижды женат. Первая жена (1916г.) - Екатерина Баркова, племянница Сергея Рахманинова, красавица и муза художника, часто встречается на его портретах. Вторая (с 1928 г.) - актриса, закончившая МГУ, Елена Гальперина. В этом браке выросли две дочери Татьяна и Лидия. Третья жена с 1945 г.-архитектор Надежда Навроцкая.
К, сожалению, в конце 1940-х годов на сессии Академии художеств педагогическая работа Александра Осмёркина была подвергнута резкой критике. Он был уволен в 1947 г. из Академии художеств в Ленинграде, в 1948 году из МГХИ им. В.И. Сурикова. Здоровье резко ухудшилось, но до 1953 года художник продолжал писать картины, не останавливаясь ни на один день. Выставка так и называется "Непрерывный художник. Александр Осмёркин".
Поинтересовалась на страницах интернета судьбами дочерей. И очень удивилась, когда узнала, что в советское время, самую известную модель платья на экспорт в 1967 году создала, ставшая модельером, Татьяна Осмёркина.
В своих моделях она всегда "смело сочетала образы авангарда с фольклорным наследием". Татьяна Осмеркина была дочерью известного живописца и участника художественной группы «Бубновый валет» Александра Осмеркина, так что в ее рисунках всегда чувствовалось, как хорошо поставлена у нее рука.
А ещё интереснее то, что в 2023 году на выставке в музее Москвы "Дом моделей. Индустрия образов" я видела это платье. Не запомнить его было невозможно.
Платье «Россия»было создано к 50-летию Великого Октября и в первую очередь должно было ассоциироваться с революционным духом. После Международного московского фестиваля моды, где его впервые увидела широкая аудитория, платье отправилось на Всемирную выставку в Монреаль, где произвело настоящий фурор. Вплоть до следующей всемирной выставки в Осаке в 1970 году платье постоянно гастролировало и буквально стало символом Дома моделей, олицетворением творческих поисков и идеологии модной советской индустрии. В Музее Москвы представлена его реконструкция, так как оригинал платья бесследно исчез.
"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух!" Словами А.С. Пушкина хочется закончить эту статью.
Кстати, в списке к посещению по теме "Бубнового валета", есть ещё одна выставка: «Давид Бурлюк. Возвращение», в Доме русского зарубежья. Её тоже можно посетить бесплатно ВСЕМ, в музейную неделю 21 декабря, но лучше заранее зарегистрироваться на сайте Mos.ru. Билеты разбирают быстро. Не пропустите!