Когда в школе писали сочинение про профессию своей мечты, то Вера написала про работу строителя. Как пригрезилось это девочке, которая жила в сельскохозяйственном районе, где было развито животноводство, неведомо. Но в итоге так и случилось.
53 года своей сознательной жизни Вера Егоровна Мелехова была тесно связана со строительной отраслью. Что касается Байкало-Амурской магистрали, то для ветерана это – вся её жизнь.
Вера родилась в селе Боровое Куйтунского района Иркутской области в многодетной семье, где была последышем, 12-м ребёнком. Папа - председатель колхоза, мама - домохозяйка. В селе была только начальная школа. После её окончания девочка уехала в село Барлук. Жила в интернате.
- Часто меня посещают воспоминания о родной деревне, которая сгорела дотла, - вздыхает Вера Егоровна, ещё довольно бодрая, разговорчивая женщина, которая много чего помнит о том, что было более 50 лет назад. – Я лет 10 назад попросила сына свозить меня на малую родину. Приехали в Боровое, а от нашей деревни осталась одна стела. Своих всех проведала, на кладбище сходила.
Говорит, что у них в интернате был хороший воспитатель, на выходные приезжали домой. Держали большое хозяйство – коровы, гуси, индюки, свиньи, даже конь был. Жили безбедно.
Старшие сёстры Веры после школы уехали в Ангарск, где работали на цементном заводе, а брат Аркадий – Герой Соцтруда, у него три Ордена Ленина.
Вера после школы поехала к сестре в Ангарск, где устроилась на швейную фабрику. Работала и училась в техникуме лёгкой промышленности, который окончила в 1974 году. Утром шла на фабрику, а после четырёх часов – на учёбу. Такой ритм жизни с детства был присущ активной, целеустремлённой, бойкой девушке.
В отряде Иркутского комсомола
- А тогда уже комсомольцы ехали на БАМ, - снова погружается Вера Егоровна в воспоминания,- и я тоже мечтала быть в числе первых. Сначала не отпустили, сказали: «Мы тебя растили, учили».
Я на фабрике была председателем Совета молодых специалистов, а Толя Орлов - секретарём комсомольской организации. И он помог мне. Получила комсомольскую путёвку, хотя в это время была уже членом партии. Отряд уехал из Иркутска 9 мая 1975 года, а я следом. 13 мая прилетела в Усть-Кут.
Рассказывает, сумку бросила в аэропорту и поехала искать городской комитет комсомола. Секретарём был Геннадий Зубарев, который и сказал, что отряд разместился в поселке Бирюсинка, рассказал, как туда доехать. Нашла.
Первую неделю жила в садике, где не было ни окон, ни дверей, а потом вновь прибывших на стройку распределили по вагончикам.
- В отряде было 130 человек, к нему прикрепили 11 солдат и 15 девчонок. Все уехали на Кунерму, а нас оформили в СМП-288. Начальником был Григорий Николаевич Загородний, мастером - Фёдор Васильевич Ковалёв.
Работали на строительстве второй очереди Нефтебазы. Вера была бетончицей. Улыбаясь, говорит, что строительного образования не требовалось – бери лопату и кидай гравий, песок и цемент.
Вспоминает, что пять хрупких девчонок тогда умудрялись сдавать семь машин по три куба до обеда и семь машин – после обеда.
Секретарь комсомольской организации СМП-288
В 1976 году инициативную, работящую девушку избрали освобожденным секретарём комсомольской организации СМП-288. В поселке Бирюсинка тогда располагался объединённый комитет комсомола. В то время уже готовили к сдаче поселок Нию.
- Сдавали нормы ГТО, строили танцплощадки, занимались подготовкой к праздникам, спортивным соревнованиям, но при этом не забывали о работе. Тогда развиты были соцсоревнования, в которых комсомольцы принимали активное участие. Дружно жили. Ударно работали, весело отдыхали.
Вагончик, в котором жила, стоял по улице Азовской. Рассказывает, что иногда утром не могли встать – волосы примерзали к подушке. Как-то женщина, топившая буржуйку, напилась и разморозила помещение. Их переселили в общежитие, где в крохотной комнате расселили семь девчонок.
Через год Вера перешла в монтёры пути, доводили до ума ст. «Лену-Восточную». Поезд прошёл, нужно было отлаживать путь.
- В бригаде азербайджанца Алиева тогда было столько рабочих, сколько сейчас на Бетонном заводе. Парни орудовали чаще домкратами, а подбойку, которая весила 22 килограмма, носили мы, девчонки. Ноги у всех были синие.
В то время у Веры уже была третья группа инвалидности – ещё в детстве упала и повредила тазобедренный сустав. Но разве кто-то об этом догадывался?
Ещё Вера Егоровна трудилась мастером погрузки – убирали звеносборку, старые рельсы резали и отправляли в металлолом.
В 2004 году её пригласили на работу в трест «ЛБС» инженером материально-технического снабжения. Окончательно на пенсию ушла только в 71 год из Бетонного завода. Признаётся, что никто не гнал – сама ушла.
В людях ценит открытость и порядочность
На первой комсомольско-молодёжной свадьбе Вера познакомилась с Николаем Морозовым, с которым в дальнейшем и свила уютное семейное гнёздышко. Сначала жили гражданским браком, а через восемь лет, когда родился второй ребёнок, расписались.
У супругов – дочь Оксана и сын Олег, два любимых внука. К сожалению, в 2022 году Николая Дмитриевича не стало, которым очень гордится и называет крановщиком от Бога.
Вера Егоровна вспоминает, как во времена БАМа ходила на все концерты приезжающих знаменитостей.
- Приезжали Ольга Воронец, Лев Лещенко, Валентина Толкунова. У Роберта Рождественского даже автограф взяла на книге его стихов. На стройке побывал космонавт Алексей Леонов. Тоже был очень открытым человеком.
По целевому чеку получили две машины. Часто выезжали с семьёй по путёвкам в Туапсе, Ессентуки, Трускавец; были в Крыму, Анапе.
Ветеран магистрали имеет многочисленные награды за поистине ратный труд, которые бережно хранит. В людях ценит открытость и порядочность. По возможности принимает участие во всех культурно-массовых мероприятиях бамовцев.
Пишите комментарии.
Делитесь своими воспоминаниями!