Найти в Дзене
Автоэксперт на пенсии

Сюрприз под конец 25 года — суд решил судьбу японских автомобилей в России: новые подробности запрета "праворулек"

Под занавес 2025 года произошло событие, которое всколыхнуло российское автомобильное сообщество. Арбитражный суд Приморского края рассмотрел дело об аккредитации испытательной лаборатории — и внезапно вся страна заговорила о полном запрете праворульных автомобилей. Паника захлестнула ценителей японских машин, особенно на Дальнем Востоке, где 73% всех автомобилей имеют правый руль. Но так ли всё критично на самом деле? Что взорвало информационное пространство История началась с публикации в одном из крупнейших Telegram-новостников Mash, который сообщил: суд якобы запретил ввоз в Россию праворульных и гибридных автомобилей. Причина — технические несоответствия. Левая фара у таких машин светит ярче правой, что не подходит для правостороннего движения. Кроме того, гибриды невозможно проверить на выбросы стандартными методами, ведь на холостом ходу у них работает электромотор, а не двигатель внутреннего сгорания. Новость мгновенно разлетелась по всем федеральным СМИ. И это неудивительно —
Оглавление

Под занавес 2025 года произошло событие, которое всколыхнуло российское автомобильное сообщество. Арбитражный суд Приморского края рассмотрел дело об аккредитации испытательной лаборатории — и внезапно вся страна заговорила о полном запрете праворульных автомобилей. Паника захлестнула ценителей японских машин, особенно на Дальнем Востоке, где 73% всех автомобилей имеют правый руль. Но так ли всё критично на самом деле?

Что взорвало информационное пространство

История началась с публикации в одном из крупнейших Telegram-новостников Mash, который сообщил: суд якобы запретил ввоз в Россию праворульных и гибридных автомобилей. Причина — технические несоответствия. Левая фара у таких машин светит ярче правой, что не подходит для правостороннего движения. Кроме того, гибриды невозможно проверить на выбросы стандартными методами, ведь на холостом ходу у них работает электромотор, а не двигатель внутреннего сгорания.

Новость мгновенно разлетелась по всем федеральным СМИ. И это неудивительно — речь идёт о более чем 100 тысячах автомобилей, ввезённых только за первое полугодие 2025 года. Для Дальнего Востока и Сибири такой запрет был бы катастрофой: альтернативы японским праворульным машинам в этих регионах практически нет.

Что на самом деле происходило в суде

А теперь — самое важное. Росаккредитация накануне официально опровергла информацию о запрете. В ведомстве подчеркнули: судебное разбирательство касалось исключительно правомерности действий одной конкретной испытательной лаборатории, которая выдавала свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) без фактической проверки автомобилей.

-2

Ещё в феврале 2025 года несколько лабораторий во Владивостоке лишили аккредитации именно за это нарушение. Одна из компаний решила оспорить решение Росаккредитации в суде — и проиграла. Суд подтвердил законность отзыва аккредитации. Но никакого общего запрета на ввоз праворульных автомобилей вынесено не было.

Почему возникла паника

Судебное заседание проходило в закрытом режиме, решение официально не опубликовано. Вся информация, которая попала в СМИ, — это чья-то интерпретация событий, причём неизвестной степени точности. Официальных комментариев от Росаккредитации, Минпромторга или МВД на момент появления новости не было.

Более того, в самом МВД категорически выступают против каких-либо ограничений для праворульных машин. Статистика ведомства показывает: доля погибших в авариях с участием таких автомобилей составила в 2024 году всего 12% от общего объёма. Никакой повышенной опасности они не представляют.

Что говорит закон

Здесь важно понимать юридический нюанс. Даже если суд вынес какое-то решение относительно проверки фар и выхлопа, в его компетенцию не входит запрет на ввоз или вывоз товаров. Такие решения принимают совсем другие государственные структуры. Суд может лишь создать прецедент, на основании которого эти структуры потенциально изменят правила.

-3

К тому же решение суда первой инстанции пока не вступило в силу — дело находится в апелляционной инстанции, заседание назначено на 18 декабря. То есть всё может измениться.

Реальная проблема на поверхности

А вот что действительно беспокоит специалистов: требования по проверке света фар и замерам выхлопа, о которых говорится в судебном решении, в России не проверяются при оформлении СБКТС. Просто нет аккредитованных лабораторий, способных это делать. Если такие требования введут завтра, ввоз автомобилей действительно станет невозможным — но не из-за запрета, а из-за отсутствия технической возможности оформить документы.

Что будет дальше

Возможны два сценария. Первый: решение суда будет отменено в вышестоящей инстанции, и всё останется как прежде. Второй: решение вступит в силу, что парализует работу всех испытательных лабораторий в стране. Тогда торговля праворульными автомобилями действительно прекратится.

Однако второй вариант маловероятен. Представьте реакцию жителей Дальнего Востока и Сибири, которых оставят без привычных японских машин и предложат пересесть на отечественные модели. Это не просто непопулярная мера — любой чиновник, кто попытается её протолкнуть, собственноручно похоронит свою карьеру.

Статья была полезна? Тогда подписывайся на канал и ставь лайк! Дальше — больше!

Что такое 3D номера и почему после их установки ГАИшники лишают прав водителей: предупреждаю об ответственности
Автоэксперт на пенсии29 ноября