От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего.
Теоретические сведения - здесь. Все последующие части будут появляться здесь:
Напоминаю градацию оценок:
0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально
18 - "Опасно Для Жизни!" (1985)
Оценка: 2/10
Один из самых явных промахов Акеллы советской комедии имел вполне очевидную причину – снимать ленту Гайдай не особо хотел и вообще занялся картиной исключительно из-за того, чтобы не возникало простоя.
Короче, что-то надо было делать, что-то надо было снять, дабы отчитаться перед шишками из Мосфильма – вот великий режиссёр и снял что-то такое, что окончательно убедило публику в том, что он, Леонид Иович, выдохся и потерял хватку.
Да что там, даже своим ассистентам на площадке Леонид Иович открыто заявлял, что «снимаем не то, что надо» – употребляя при этом крепкое словцо из шести букв, первая из которых «д», а последняя «о» (нет-нет, у нас тут не «Поле Чудес» и Якубовича тоже как-то не предвидится, поэтому догадывайтесь самостоятельно, без моих подсказок).
Можно, конечно, обвинить во всём застой и кризис идей – а заодно и попенять на соавторов сценария, Романа Фурмана и Олега Колесникова (а это вам не Слободской с Костюковским и не Владлен БАхов - именно с этими людьми Гайдай и сделал большинство своих самых удачных картин), однако застой здесь совершенно ни при чём, ибо наблюдать за тем, как Куравлёв в течение почти полутора часов охраняет оголённый провод – так себе развлечение.
Нет, понятное дело, что Гайдай хотел (возможно!) высмеять определённые вещи – что, мол, слишком уж много в стране всего такого, что не работает и работать не должно, но усиленно охраняется.
Однако вышло плоско, нелепо и убого – даже несмотря на наличие Вицина, Брондукова и Носика. Что же до Куравлёва, то он просто отбывает номер и чётко следует указаниям режиссёра. Лежит оголённый провод, Куравлёв его в образе Спартака Молодцова охраняет – а зритель дупля не рубит, к чему это всё вообще и зачем. Лариса Удовиченко, кстати, тоже как будто не понимает, к чему это и почему ей в фильме дали такую странную роль – она здесь пятое колесо в телеге и на развитие сюжета как-то не влияет.
В общем и целом – самая неудачная лента великого режиссёра, что, впрочем, с одной стороны вполне себе объяснимо, а с другой – досадно до слёз.
17 - "Трижды Воскресший" (1958)
Оценка: 3/10
Это самый, пожалуй, неискренний и фальшивый фильм Леонида Иовича – за прошлую ленту, «Жених С Того Света», ему устроили такую взбучку, что пришлось срочно снимать что-то такое, что пришлось бы по нраву партийным боссам и способствовало бы его, Гайдая, скорейшему прощению на всех уровнях и милостивому позволению творить дальше. Вот Леонид Иович и снял, но..
Но получилось настолько неестественно, что хочется в затылке весь оставшийся вечер чесать. При просмотре «Трижды Воскресшего» возникает ощущение, что всё происходящее на экране – чистой воды фарс, что всё это не всерьёз, что это завуалированное такое глумление над патриотическими картинами тех лет, в которых всё было предельно идеализировано и стерилизовано.
Диалоги вымученные, актеры усердно изображают веру в коммунизм – и даже Надежда Румянцева не очаровывает, а раздражает неестественностью произносимых реплик.
Создаётся ощущение, что снимал всё это Гайдай с дулом у виска – и так оно, честно говоря, и было, ибо прощение от родной партии заслужить – это не поле (маковое) перейти, здесь мимикрировать надо тонко и очень аккуратно.
Леонида Иовича родная партия, к счастью, простила, так что это кинематографическое посыпание головы пеплом свою функцию выполнило. Сам режиссёр наверняка был рад тому, что ему опять дали карт-бланш, а вот по поводу зрителей ничего определённого сказать нельзя, ибо наблюдать за перипетиями буксира «Орлёнок» готовы далеко не все – и я говорю не только о нэпманах проклятых, а ещё и о тех, кто руками своими трудовыми коммунизм усердно строил вплоть до самого конца.
16 - "Частный Детектив Или Операция "Кооперация"" (1989)
Оценка: 4/10
Мне очень трудно критиковать эту картину – в детстве я её очень любил (хотя не особо понимал, о чём она вообще). Но я, к сожалению, вырос и уже будучи взрослым как-то раз этот фильм пересмотрел и ужаснулся тому, что происходило на экране. Те моменты, над которыми я смеялся в детстве, показались мне глупыми и лишенными какого-либо намёка на оригинальность.
И в самом деле, о чём лента-то? О кооперативах? А кто-то ещё помнит, что это вообще такое, кто-то понимает вообще, что стремился высмеять в этом фильме великий режиссёр? Вот и я не понял – хотя что такое кооперативы со слов родителей знал.
Есть ещё один фактор, который сгубил «Кооперацию» практически на корню – попытка создать нового Шурика. Вглядитесь внимательно в Харатьяна – белесый, с обострённым чувством справедливости, не в меру активный.
Никого не напоминает? Ну так вот, Харатьян не Демьяненко, а частный детектив Дима Пузырёв не Шурик со стройки. Объяснять, что «Операция “Кооперация”» - не «Операция Ы» надо или дойдёте всё же до такого вывода самостоятельно? И вообще, есть у Харатьяна один весомый такой минус – он по инерции всегда играет гардемарина, поэтому бесполезно давать ему какие-то другие роли – он всё равно будет Алёшей Корсаком, даже если сценарий требует чего-то совершенно противоположного.
Неудачный эксперимент по адаптации клона Шурика к новым временам. И беззубая сатира на реалии тех лет плюсов картине также не добавляет. Раньше у дорогого Леонида Иовича было лучше.