Такие роли для актёров – счастье. Такие персонажи для зрителя – страх и ужас. Такое кино для мозга – нервный сон с кошмарами. Сложилось такое впечатление, что Юрий Быков дорвался, как будто напоследок и вывалил на экран наслаждение всем запретным сразу.
Сериал снимался ещё до принятия запретов на показ шокирующего и пошлого. Успели ПК «Среда», «Плюс Студия» от Яндекса и ZOOM Production запрыгнуть в уходящий поезд вседозволенности. Иначе сказать о третьем сезоне шок-сериала невозможно. Ещё первый сезон вызвал множество споров на тему «а стоит ли так красочно показывать деяния маньяков?» Третий сезон с первой серии завораживает животным страхом на уровне «противно, но маняще обворожительно». Как от шока бывает два типа реакции – ступор или истерика. На меня напал ступор, потом разгорелось желание продолжить просмотр.
Это безусловно снято, сыграно, смонтировано, озвучено талантливо. Настолько талантливо, что может вполне расцениваться как пропаганда насилия. Юрий Быков, по-ходу, на пике творческой формы – такой напрашивается вывод. И повезло ему с автором сценария Александром Матвеевым, который внешне похож на одного из персонажей сезона. Сценарий явно прописан без тормозов и понят режиссёром буквально. И снова вопрос – а стоит ли так художественно показывать непотребства, творимые нездоровыми душевно персонажами? Не становится ли талантливое воплощение образов их рекламой? И где грань между искусством реализма и реальностью жести?
Есть зрители очень впечатлительные. Такие сериал смотреть не станут. Их напугает Зверь в исполнении Никиты Кологривого из первой же серии. А монтаж вперемешку с охотой хищников возбудит пугливую лань в глубинах эволюции – сбегут под одеяло. А вот те, у кого в психике нашлось место неуравновешенности, вполне могут расценить историю как инструкции к применению. Даже, майор Меглин с его обличающими речами и вскрытием нерва маньяков не поможет удержаться. Потому сериал перерос в историю именно о маньяках, а не их поимке. Впервые за три сезона нас ведут по историям душ заблудших в ощущениях эйфории. Кто бабочки в животе почувствовал, когда видел чужую гибель, тот и герой. Страшный герой!
Детские травмы – так просто всё теперь объяснить ранним неудачным пубертатом или пережитой несправедливостью в юном возрасте. Возможно, так оно и есть. Все психологи говорят, что так оно исторически сложилось и поколения друг от друга не отличаются. Потому каждому маньяку положено оправдание. А в сериале маньяк, который следует заветам своих же демонов, не оправдывает себе подобных, а уничтожает. Только делает это по своему, по-маньячьи жестоко. Оправдано ли? Может незря есть поговорка, что подобное рождает подобное…
Человек порой хочет выплеснуть, выговориться, излить душу, вытереть слёзы и сопли без разницы о чью жилетку. Но есть такие состояния, что от желания кому-то рассказать становится страшно. Вот тогда и начинает формироваться маньяк. И сериал об этом тоже, а может и в первую очередь. Но, чтобы это понять, надо обладать продвинутой психикой с подготовленной ментальностью. А таков ли в массе своей зритель? Не приучим ли мы зрителя, очередной красочной преступностью в особо жестоких формах относится к этому как к аттракциону?
Вот он капкан таланта – снять так, чтобы завораживало и вызывало глубоко спрятанный эволюцией животный инстинкт – мастерство. Но оно же и оружие против тех, кто шедевром наслаждается. И как по мне, то режиссёр Юрий Быков, автор сценария Александр Матвеев и весь актёрский ансамбль гениальность из себя вытащили, словно тот инстинкт. И тем самым заставили содрогнуться. Это как с атомом – можно дешёвую и чистую энергию по проводам в школы и детские сады подавать, а можно и на заводы по производству атомного же оружия.
В сухом остатке:
Смотреть обязательно только тем, кто за свою психику и разум уверен. Особо впечатлительным, со справками, нестабильным, в период депрессии и грудного вскармливания – категорически нет! Потому что это талантливо жестокий сериал с очень красивыми сценами насилия, смакующими с особым азартом демонов в головах маньяков и их деяния.
Решайте – ваш сериал или стоит воздержаться ради душеного равновесия.