Найти в Дзене
Хорошкола

Игры с правилами как инструмент нейропсихологического развития ребёнка

Image by freepik Игры с правилами – это не просто весёлое, но и целенаправленное на развитие мозга занятие. С нейропсихологической точки зрения, игра – мощный инструмент для формирования и тренировки высших психических функций: произвольности, внимания, памяти, мышления, речи и пространственных представлений. Рекомендации по играм в зависимости от развиваемой функции 1. Развитие произвольности и самоконтроля (умение "СТОП" и "ИДИ")
Это основа для всех последующих функций. Без произвольности ребёнок не сможет сознательно следовать правилам.
Для малышей (3–5 лет): «Море волнуется раз...». Тренирует умение замирать по сигналу (торможение) и действовать по команде (возбуждение); «Съедобное-несъедобное». Развивает реакцию выбора на основе правила. Для дошкольников и младших школьников (5–8 лет): «Симон говорит» (или «Король commands»). Нужно выполнять команду только при произнесении волшебной фразы, что тренирует избирательное внимание и контроль импульсов; «Кричалки-шепталки-молчалки» (с
Image by freepik
Image by freepik

Игры с правилами – это не просто весёлое, но и целенаправленное на развитие мозга занятие. С нейропсихологической точки зрения, игра – мощный инструмент для формирования и тренировки высших психических функций: произвольности, внимания, памяти, мышления, речи и пространственных представлений.

Рекомендации по играм в зависимости от развиваемой функции

1. Развитие произвольности и самоконтроля (умение "СТОП" и "ИДИ")

Это основа для всех последующих функций. Без произвольности ребёнок не сможет сознательно следовать правилам.

Для малышей (3–5 лет):

  • «Море волнуется раз...». Тренирует умение замирать по сигналу (торможение) и действовать по команде (возбуждение);
  • «Съедобное-несъедобное». Развивает реакцию выбора на основе правила.

Для дошкольников и младших школьников (5–8 лет):

  • «Симон говорит» (или «Король commands»). Нужно выполнять команду только при произнесении волшебной фразы, что тренирует избирательное внимание и контроль импульсов;
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» (с цветными сигналами: красный – молчи, жёлтый – шепчи, зелёный – говори громко). Развивает переключение и регуляцию поведения.

2. Развитие внимания (устойчивость, переключение, распределение)

Для всех возрастов:

  • Настольные игры с бросанием кубика. Ребёнок должен следить за ходом, считать ходы и не терять свою фишку, что тренирует устойчивое внимание;
  • «Мемо» (Memory) и другие игры на поиск пар требуют концентрации и удержания в памяти расположения карточек;
  • «Доббль» (Dobble / Spot It!) – игра на скорость реакции, переключение внимания и зрительное восприятие.

Для школьников (7+ лет):

  • «Уно» (Uno). Необходимо следить за цветом, цифрой и действиями других игроков, а также планировать свои ходы, что отлично тренирует распределение внимания;
  • «Джунгли» (Jungle Speed) – сочетание игры «Мемо» и быстрой физической реакции, тренирует переключение внимания и контроль импульсов.

3. Развитие пространственных представлений

Для дошкольников (4–6 лет):

  • «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие головоломки-мозаики помогают ребёнку мысленно вращать и совмещать фигуры;
  • Лабиринты на бумаге и в виде настольных игр;
  • Конструкторы и Lego с пошаговыми инструкциями. Следование схеме также является правилом.

Для школьников (7+ лет):

  • «Шашки» и «Нарды» – простые игры, требующие понимания стратегии и просчёта ходов в пространстве;
  • «Катамино» (Katamino) – усложнённый «Танграм» для одного или двух игроков;
  • «Кварто!» – абстрактная стратегия, в которой нужно выстроить ряд фигур по четырём признакам.

4. Развитие речи и логического мышления

  • «Имаджинариум» (Imaginarium) развивает абстрактное мышление и умение понимать метафоры и ассоциации;
  • «Крокодил» – игра, в которой нужно показывать слова без речи, развивает невербальный интеллект и креативность;
  • Шахматы и нарды – лучшие игры для развития стратегического мышления, планирования и прогнозирования.

5. Развитие рабочей памяти (память и действие)

Умение удерживать в памяти информацию и одновременно с этим выполнять действия.

  • «Снежный ком» – игра в слова, где каждый игрок повторяет всё, что говорили перед ним, и добавляет своё слово.
  • «Слушай и выполняй» – выполнение последовательности команд с постепенным увеличением их количества.
Что важно помнить родителям
Проигрыш – часть игры. Не стоит постоянно огорчаться. Умение проигрывать и справляться с фрустрацией – важный социальный навык, который развивается именно в игре.
Адаптируйте правила. Если игра слишком сложна, упростите её. Главное – чтобы ребёнок ощущал «зону ближайшего развития», а не полное поражение.
Комментируйте свои действия: например, «я сейчас пропускаю ход, потому что выпала такая карта». Это помогает ребёнку понять логику правил.
Чередуйте игры. Если у ребёнка слабый самоконтроль, делайте упор на игры из первого пункта. Если есть проблемы с вниманием – игр из второго.

Игры с правилами – это «тренажёрный зал» для мозга ребёнка. Регулярные игровые сеансы продолжительностью 20–30 минут могут дать значительный нейропсихологический эффект, который проявится как в учебе, так и в общении. Играйте с удовольствием!

Ещё больше полезных материалов в Telegram-канале и на сайте Хорошколы.