Вчера обещал разобрать текст один с громким заголовком "Наука против "старой школы" дрессировки!" Да, прямо вот с восклицательным знаком.
Я не буду сюда переписывать весь текст, а только так, выборку сделаю, которая, на мой скромный взгляд, весь этот текст превращает в безграмотную писанину.
Я на самом деле понимаю, почему эти все новокинолухи так стараются и шедевр за шедевром выдают на гора - до людей начинает доходить вся бессмысленность их действий. Они изобретают упражнения, они придумывают массу откровенно жестоких приёмов (не кормить, не давать игрушки, дрессура на истерике), дабы человек ходил бесконечно и нёс им денежки, ведь собаки, как показывает практика, решают сами, делать или не делать, или вообще послать хозяина.... и хозяин, в тщетных попытках начать радоваться прогулкам с собакой, а то и вовсе просто проживанию на одной площади, несёт и несёт денежки... а тут явно поток иссякает и люди начинают понимать потихоньку.
Ну и, давайте тезисы?
1. "Положительное подкрепление - это когда вы добавляете что-то приятное сразу после нужного поведения собаки, чтобы она захотела повторить это снова. Собака села - получила вкусняшку. Подошла по команде - её похвалили и дали игрушку. Животное быстро запоминает: "Ага, вот это действие приносит мне что-то классное!" - и стремится повторить его.
Этот принцип обучения через приятные последствия разработал психолог Б. Ф. Скиннер, и он работает не только для собак, но и для людей."
Ну вот смотрите, для начала, вот что есть вкусопоощрительный метод? В чём его отличие от положительного подкрепления? Что в первом абзаце противоречит моей любимой "старой школе"???? Ни-че-го.
ПП - всего лишь один из нескольких методов дрессировки собак в той самой ужасной "старой школе". Самый эффективный для начала, но и самый бесперспективный в конце обучения и в жизни. Что, собственно, и демонстрируют адепты ПП, гуляя с полными карманами вкуснях просто потому, что без них собака может забить на команды вообще.
А теперь Скиннер.... Я уж думал это какой другой Скиннер или может он уже воскрес и чего новое придумал и полез проверять... Нет, всё тот же, что и был. Этакий импортный Павлов и для развития человековой психологии изучал собаковую...
А знаете как выглядит схема оперантного научения Б.Ф. Скиннера, прямо ещё с 1938 года?
А смотрите))
И представьте себе! Отрицательное подкрепление там тоже имеется!
Или вот извольте, более навороченный квадрант Б.Ф.Скиннера
Я не буду вдаваться даже в подробности всей его теории и каждый сам может воспользоваться поисковиком, кому интересно, но он точно так же, как и Павлов рассказывает об оперантном научении. А что такео оперантное научение??? Это ничто иное, как выработка УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ, просто иными словами.
Только Павлов их, можно сказать, открыл, а этот искал пути наибыстрейшей выработки. И только подтвердил, что лучше всего на поощрении они вырабатываются, а пресечением убирается нежелательное поведение. И не более того!
А как Скиннер опыты проводил знаете? Которого просто флагманом пп они в тексте объявили? А вот:
а как думаете решётка с током для позитива? Лапки крыске щекотала, чтоб та посмеяться могла вдоволь?
как-то так ребята...
Ну да ладно, что-то я на Скиннера много времени потратил...
Вруны!
2. Собаки, обученные через поощрения, на 68%(!!) лучше помнят выученное по сравнению с теми, кого дрессировали через наказания.
Вот снова оно! Вруны! Никто и никогда в старой школе не дрессирует через наказания! Не врите!
И дальше они даже вон чего приводят "научного":
"Вот конкретные цифры: в эксперименте по обучению команде подзыва собаки откликались в 90% случаев при использовании лакомств и похвалы против жалких 30-50% при методах с наказаниями."
Серьёзно???? А подскажите мне, где же я, как старовер, кому-либо сказал, что надо подозвать собаку и наказать её??? Если мне не изменяет память, а я помню точно, то я всегда толмачу одно и то же - НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМАНДЫ ПОДЗЫВА ДЛЯ НАКАЗАНИЯ. Не? Так я что тогда, не старошкольный???
Вруны!!!!
3. "Вот в чём главная проблема: собаки не понимают наказание так, как мы. Они не думают "ой, я сделал что-то не то". Они думают "этот человек/это место пугает меня". НАКАЗАНИЕ УЧИТ БОЯТЬСЯ, А НЕ УЧИТ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Рывок поводком может остановить нежелательное поведение прямо сейчас, но он не объясняет собаке, что делать вместо этого."
Ещё раз повторю - не существует дрессировки наказанием!!!! Не было никогда и не будет никогда!!! А кто так делает, (да-да есть и такие и называют себя тоже кинологами "старой школы"), то это какие-то вообще неправильные кинологи и я удивляюсь, что к ним вообще кто-то ходит.
А теперь про рывок поводком.
Вот смотрите, чему я учу вас:
а) При отработки команды "рядом" рывок поводком никогда не сопровождается командой "фу" или её аналогами. Рывок поводка ВСЕГДА сопровождает команду "рядом!", а точнее следует за ней, особенно в начальной стадии, а в дальнейшем за невыполнение. Ну да, встречается такое и после обучения, хоть и редко. Почему же так? А потому, что мы ВОЗВРАЩАЕМ собаку к выполнению команды "рядом" и никак иначе! Мы как раз рывком и показываем собаке, и объясняем, что же надо делать ВМЕСТО рвания не пойми куда своих лап. Мы корректируем рывком команду Рядом. А за правильное действие хвалим и угощаем.Собака - не д.е.б.и.л! Рывок и применяется именно тогда, когда надо прекратить непотребство и вернуться к команде. Когда уже эти новокинологи научатся понимать элементарное? Равно как и прутик используется не вместе с командой, а при её невыполнении и возвращает собаку к реальности в самых сложных случаях!
б) когда собака начала "пылесосить" и не слышит вас. Собака не слышит "фу", после чего и следует рывок. Рывок поводка не способен нанести собаке ущерба, но он есть способ показать, что так делать нельзя, а уж показать, что можно делать, это уже как раз ваша задача. Если вы ведёте себя логично, собака поймёт.
в) когда собака кидается на кого-либо. Это снова же прекращение нежелательного действия и никак не может служить наказанием! Эти люди просто не понимают даже самого слова "наказание" и его сути.
Именно рывок или прутик выполняют функцию отрицательного подкрепления, а не наказания! И направлено их действие на прекращение игнора и "прочистку ушей" и никак иначе.
Вот смотрите, так нагляднее будет:
"Отрицательное подкрепление. Цель — усилить поведение за счёт исчезновения неприятного стимула или события. собака думает о неприятном стимуле и старается избежать нежелательных последствий, выполняя действия, которые их предотвращают."
Важно: отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не даёт возможности изменить поведение в текущий момент.
Понимаете???? Наказание - следствие уже сделанного, а отрицательное подкрепление - нечто, влияющее на поведение в моменте!
Рывок поводком - не наказание!
А они учат вас водить собаку куском мимо раздражителей и это продолжается у вас годами! Очнитесь люди! Несколько раз дёрнуть и не париться или годами отвлекать и надеяться, что поможет, а при неправильном отвлечении, вы ещё и усугубите проблему!
4. "Так почему методы, основанные на страхе и дискомфорте, до сих пор применяются в дрессировке?"
Вруны!!!
Нет в дрессировке методов, основанных на страхе и дискомфорте! Нажать на круп собаки, чтобы села, ни разу не травматичнее, нежели наступить на поводок, чтоб собака не встала! Когда с чем-то боретесь, хоть изучите материал, неучи!
И вот так вот, основываясь на откровенной лжи и выворачивании фактов, эти "специалисты" годами тянут из вас деньги, а собака становится всё неуправляемее и агрессивнее.
За последнюю неделю я уже столько подтверждений дал моих слов, что просто ой. Не ведитесь на эти псевдовыводы, которые на первую же поверку оказываются простой ложью и выворачиванием фактов. Они - вруны!
Не существует дрессировки, основанной на наказании! А отрицательное подкрепление было, есть и будет самым эффективным способом объяснить собаке, что она ведёт себя неправильно! И только именно тогда, когда собака ведёт себя неправильно...Я же всегда говорю, что отругать, дёрнуть поводок или даже шлёпнуть можно только в момент совершения нарушения, а вот наказание постфактум собаки не понимают. И это я твержу всегда уже много-много лет....
Так что:
- наказание в дрессировке не применяется!
- нет методов дрессировки, основанных на страхе и дискомфорте в классической дрессуре!
- нет морения голодом и создания "дефицита ресурсов"!
- дрессировка длится 1-2 месяца, а не годы и при хозяйской адекватности сохраняется всю жизнь!
- есть только научно обоснованный подход без фантазий, додумываний и выворачивания фактов научных.
Злата прямо говорит: "ой, чО творят..."