Найти в Дзене

Истории, которые превратились в мифы Екатеринбурга. Часть вторая. Кто придумал белую даму.

Существует легенда, что в доме Железнова в Екатеринбурге водится призрак белой дамы. Рассказываю как и почему появилась эта история и кто ее автор. Пролог. Меня зовут Татьяна Мосунова и с 1992 года по 2023 я работала в Свердловском областном краеведческом музее. Музей большой, в то время позиционировал себя как самый авторитетный исторический музей. Участвуя в жизни музея, я имела прекрасную возможность наблюдать за многими событиями культурной жизни изнутри. Мне всегда было интересно заниматься просвещением. Потому практически со школьного возраста я пишу статьи и книги, популяризирующие историю. Позднее я стала осознавать, то что было для меня повседневностью, стало историей, а некоторые события уже послужили для формирования городских легенд. На уже существующие накладывались все новые изводы. Захотелось изложить свою версию событий. Ценность в ней в том, что я была очевидцем событий и знакома со многими героями. Когда у историков беллетристика была не в моде В конце XX века среди п

Существует легенда, что в доме Железнова в Екатеринбурге водится призрак белой дамы. Рассказываю как и почему появилась эта история и кто ее автор.

Пролог. Меня зовут Татьяна Мосунова и с 1992 года по 2023 я работала в Свердловском областном краеведческом музее. Музей большой, в то время позиционировал себя как самый авторитетный исторический музей. Участвуя в жизни музея, я имела прекрасную возможность наблюдать за многими событиями культурной жизни изнутри.

Мне всегда было интересно заниматься просвещением. Потому практически со школьного возраста я пишу статьи и книги, популяризирующие историю. Позднее я стала осознавать, то что было для меня повседневностью, стало историей, а некоторые события уже послужили для формирования городских легенд. На уже существующие накладывались все новые изводы. Захотелось изложить свою версию событий. Ценность в ней в том, что я была очевидцем событий и знакома со многими героями.

Когда у историков беллетристика была не в моде

В конце XX века среди профессиональных историков было не модно писать увлекательно. К исторической беллетристике отношение в кругу профессиональных ученых было слегка брезгливое. Но в обществе рос интерес к локальной истории. Речь идет о 1990-х гг. Постепенно статьи про историческое наследие, написанные профессиональными историками, стали писать не только для журнала "Уральский следопыт", но и для "Урала", "Родины", "Домостроя" и других.

Появилось желание представить прошлое Екатеринбурга более художественно. Историки, которые считали себя монополистами, владеющими правами на информацию и ее освещение, занервничали. Кое кто из них снизошел до написания живым языком путеводителей и заказных книг. Над непрофессионалами, бравшимися писать исторические тексты, посмеивались. Между тем первый городской путеводитель по Екатеринбургу в новом формате написали не историки. За дело взялись литераторы Майя Никулина и Валентин Лукьянин. В 1998 году они выпустили книгу "Прогулки по Екатеринбургу". Составили несколько маршрутов. Можно было изучать город, путешествуя по городским кварталам и изучая частные истории. Слышали бы вы как шипели профессионалы, после выхода этой книги! На их территорию вторглись любители! Они же все переврали! (цитата)Звучало немало уничижительных комментариев. Но книга оказалась востребованной и выдержала несколько изданий.

Стало понятно, что людям нужно больше эмоций. А вот эмоций в исторических книгах было маловато. Не принято тогда это было.

Быть может, мое видение немного искажено кругом общения. В это же время (конец 1990-х) на местном ТВ выходили сюжеты, созданные к юбилею Екатеринбурга. Очень большой отклику вызвала серия сюжетов "Виват, Екатеринбург", к 275-летию города. В съемках участвовали профессиональные историки. И здесь критики не было. Возможно, критика была только тех, кто не обратился за консультацией.

Мать призрака из дома Железнова

Границы того как показывать историю начали расшатываться и в эту брешь вошли телевизионщики, которые добавили немного желтизны в исторические повествования. Если сравнивать с другими форматами это было еще очень нежно. Достаточно вспомнить,что 1990-е - это золотой век существования ТАУ (Телевизионное агентство Урала) с их кроваво-циничным выпуском новостей 9 1/2, время экспериментов в области искусства. Чего только стоил Ихтиандр Голиздрина.

Не успели отболеть, что литераторы решили выступить экспертами истории и позволили вплести в нее элемент фантазии, как новая беда - на ТВ появилась журналистка, которая решила во чтобы-то ни стало обнаружить в Екатеринбурге тайны.

-2

Это была Инна Марковна Гладкова. По роду деятельности она собирала разные истории, упаковывала их в телеочерки, а в конце 1990-х решила создать цикл "Екатеринбургские тайны". Ей наивно говорили - ну какие у нас тайны? Инна Марковна считала иначе. Нет? Значит будут. Метод был прост она брала перспективный сюжет, придумывала драматургию, приглашала экспертов, которые придавали вес передаче. Все что не дотягивало до завершенности сюжета, она просто придумывала. Дописывала новых героев, новые повороты.

-3

Снято было немало.Теперь очень сложно отличить, где она озвучивает мнение экспертов, а где повествует от себя. И вот именно Инна Марковна подарила Екатеринбургу привидение.

Призрак белой дамы

Один из сюжетов Инна Марковна снимала в доме предпринимателя Алексея Железнова. Особняк был очень перспективен для развития сюжета о тайнах. Он был построен в старорусском стиле, обращал на себя внимание. Сохранились интерьеры, лепнина на полотке, лестницы. А вот истории были скучноваты. Жил, торговал динамитом, был женат. Для драматургии маловато. В стенах особняка Железнова в конце 1990-х находился Институт истории и археологии. История и тайна. И Инна Марковна попросила одну из сотрудниц института, кажется из библиотеки, мелькнуть на лестнице в качестве привидения.

-4

Историю о привидении она придумала сама от начала и до конца. Мария Железнова, которая была клептоманкой (об этом рассказали Инне Марковне историки) умерла и теперь обитает здесь как призрак.

Правда, умерла Мария Железнова в Оперном театре. Только для сюжета об особняке полном тайн, именно здесь должен жить призрак. И в Екатеринбурге появилось первое привидение. Это случилось в 1999 году.

А в 2001 году Инна Марковна стала лауреатом премии губернатора Свердловской области 2001 года за телесериал «Екатеринбургские тайны».

-5

Инна Марковна работала в тандеме с супругом Эдуардом Гильманом. В середине нулевых чета перебралась в Германию.

В интернете можно найти выпуски "Екатеринбургских тайн", а в библиотеках книгу "Екатеринбургские тайны" авторства Инны Гладковой.

Читая, понимаешь, почему бомбило профессиональных историков - факты перемешаны с домыслами, а ответственность с автора снята жанром. Фильмы, записанные еще на аналоговую пленку, ценны тем, что в качестве рассказчиков выступают многие известные персонажи 1990-х и показаны многие места, которые сейчас изменились до неузнаваемости.

Огненный гид Татьяна Мосунова в 1990-х
Огненный гид Татьяна Мосунова в 1990-х

С Инной Марковной мы были шапочно знакомы. Не помню, попала ли я в какой-то из ее сюжетов. Но ее лихость поражала даже меня. Историю о том как Инна Марковна подселила призрака в дом Железнова рассказывали сами сотрудники Института истории и археологии буквально на следующий день после съемок.

А что же с приведениями? Я, мотивированная запросом Инны Марковны, поискала легенды о екатеринбургских привидениях, которые рассказывали в XIX веке. Но наткнулась только на утверждение, что привидений нет, разве что в Харитоновском доме живет кикимора.

Теперь тема упаковки исторической информации имеет довольно пластичные формы. Рациональный Екатеринбург, в котором нет привидений, превратился в эмоциональный Екатеринбург, в котором привидения нужны. И Инна Марковна в этих обстоятельствах уже выглядит не как создатель фейков, а как упаковщик истории.