Найти в Дзене
Компания СТЕК

Конституционный Суд признал, что действующее законодательство содержит пробел

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П меняет подход к разрешению споров об изменении цены в длящихся договорах при смене налогового законодательства.
КС признал, что действующее законодательство содержит пробел. НК и ГК РФ не предусматривают механизмов адаптации длящихся договоров к резкому изменению фискальной нагрузки. Взыскание с покупателя полной суммы НДС, которая изначально не была учтена в цене, признано несправедливым.
До тех пор, пока выявленный в законе пробел не будет устранен, КС утвердил переходный механизм. Если стороны не смогли договориться о корректировке цены или расторжении договора, поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены. Однако ограничение состоит в том, что повышение может составить не более половины суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Это право возникает только при одновременном соблюдении двух условий: Как же это применимо к сфере ЖКХ и расчетам с покупателями РСО, УК, ТСЖ и других?
Для начала разберемся в

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П меняет подход к разрешению споров об изменении цены в длящихся договорах при смене налогового законодательства.

КС признал, что действующее законодательство содержит пробел. НК и ГК РФ не предусматривают механизмов адаптации длящихся договоров к резкому изменению фискальной нагрузки. Взыскание с покупателя полной суммы НДС, которая изначально не была учтена в цене, признано несправедливым.

До тех пор, пока выявленный в законе пробел не будет устранен, КС утвердил переходный механизм. Если стороны не смогли договориться о корректировке цены или расторжении договора, поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены. Однако ограничение состоит в том, что повышение может составить не более половины суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Это право возникает только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Дальнейшее исполнение договора на старых условиях причиняет поставщику существенные убытки.
  2. Покупатель не имеет права на налоговый вычет по этому НДС и отказался от изменения договора.

Как же это применимо к сфере ЖКХ и расчетам с покупателями РСО, УК, ТСЖ и других?

Для начала разберемся в том, что такое длящийся договор.
Длящийся договор — это договор, по которому обязательства сторон длятся относительно долгий период времени. Такие правоотношения возникают на протяжении всего периода действия договора. К длящимся договорам относятся, например, договоры энергоснабжения. Они характеризуются невозможностью совершения единичной сделки по перенесению права собственности на определенный объем энергии с продавца на покупателя.

То же с договорами поставки электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и прочими.

При этом в деле, которое рассматривал КС, речь идет о договоре на реализацию ПО, в котором стоимость была прописана на 3 года. В договорах энергоснабжения же, заключаемых с потребителями, чаще всего нет прямого указания на цену по договору. Стоимость передаваемых работ (услуг) рассчитывается относительно утвержденных тарифов и потребленных объемов. При этом тарифы для прочих потребителей утверждаются без учета НДС, и налог вычисляется исходя из стоимости потребленного ресурса.

Несмотря на эти уточнения, все еще непонятно, как действовать при изменении налоговой ставки.

На данный момент Конституционный Суд своим решением породил больше вопросов, чем ответов, и для УО/РСО сохраняются временная неопределенность и риски, связанные с возможными судебными спорами:
— Считаются ли договоры с бюджетными организациями длящимися договорами с заранее оговоренной стоимостью, ведь бюджетники закладывают определенные лимиты обязательств и бюджетируют контракты?
— В случае, если законодатель закроет пробел и договоры энергоснабжения все-таки будут подчиняться решению конституционного суда, как высчитать половину суммы НДС для оплаты потребителю, но при этом в бухгалтерской отчетности показать полную сумму налога?
— Необходимо ли перезаключать договоры в срочном порядке, чтобы изменить условия расчетов?
— Потребуется ли заключение дополнительных соглашений с прочими потребителями, четко регламентирующих взаимоотношения сторон, связанные с исчислением НДС?

Пока законодатели ищут ответы на эти вопросы, компания СТЕК продолжает обеспечивать надежность и стабильность бизнес-процессов для предприятий ЖКХ. Наше программное обеспечение позволяет массово формировать договоры и дополнительные соглашения к ним в соответствии с актуальными требованиями, а также оперативно отправлять документы через ЭДО и по электронной почте.

Со СТЕКом вы можете быть уверены в непрерывности и юридической корректности вашего документооборота — даже в период правовой неопределенности.