Найти в Дзене
Ростовский Кремль

Необыкновенно красивый сад. Воспоминания о бывшем саде Титовых

Сад при ростовской усадьбе А. А. Титова на Покровской улице (ныне – ул. Ленинская), а в советское время «биосад» сельскохозяйственного техникума – объект многочисленных восторженных откликов современников, как в XIX – начале XX века, при жизни его устроителей и владельцев, так и в последующем, когда он превратился в опытное хозяйство учебного заведения. Давно нет уже знаменитого сада, но каждое свидетельство о нем ценно. Крупицы исторических фактов, почерпнутые из разных источников, должны способствовать историко-культурной реконструкции уникального городского садово-паркового пространства с почти двухвековой историей. Поражающий ныне своей неприглядностью пустырь с зияющей впадиной пруда вполне мог бы со временем преобразиться и вернуть былое значение обширного приусадебного участка, став вместе с домом А. А. Титова новой в Ростове музейно-рекреационной зоной. Тем более что преемник сельхозтехникума – колледж отраслевых технологий – относительно будущего этой своей территории вынашива

Сад при ростовской усадьбе А. А. Титова на Покровской улице (ныне – ул. Ленинская), а в советское время «биосад» сельскохозяйственного техникума – объект многочисленных восторженных откликов современников, как в XIX – начале XX века, при жизни его устроителей и владельцев, так и в последующем, когда он превратился в опытное хозяйство учебного заведения. Давно нет уже знаменитого сада, но каждое свидетельство о нем ценно. Крупицы исторических фактов, почерпнутые из разных источников, должны способствовать историко-культурной реконструкции уникального городского садово-паркового пространства с почти двухвековой историей. Поражающий ныне своей неприглядностью пустырь с зияющей впадиной пруда вполне мог бы со временем преобразиться и вернуть былое значение обширного приусадебного участка, став вместе с домом А. А. Титова новой в Ростове музейно-рекреационной зоной. Тем более что преемник сельхозтехникума – колледж отраслевых технологий – относительно будущего этой своей территории вынашивает сходные идеи.

Публикуемые воспоминания – еще одно свидетельство о том, как выглядел сад сельскохозяйственного техникума еще в середине XX столетия. До той поры начала 1960-х гг., когда профиль учебного заведения претерпел существенные изменения, приобретя технический уклон, с последующим упразднением агрономического отделения. Именно тогда был «упразднен» и бывший титовский сад.

У титовской беседки. Библиотекарь Л. Л. Смирнова и преподаватель Н. К. Кратирова в саду Ростовского сельскохозяйственного техникума. Конец 1940-х гг.
У титовской беседки. Библиотекарь Л. Л. Смирнова и преподаватель Н. К. Кратирова в саду Ростовского сельскохозяйственного техникума. Конец 1940-х гг.

Автор воспоминаний – Тамара Васильевна Пеункова (1937–2020), уроженка Ростова, почти всю свою жизнь прожившая в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Здесь она окончила вуз и работала по специальности инженера-программиста, а выйдя на пенсию, приобщилась к музейному делу. В качестве смотрителя и организатора этой работы трудилась в Меньшиковском дворце, Эрмитаже. Тамара Пеункова – творческий человек, с детства любила рисовать, петь, сочинять стихи, вплоть до последних дней жизни она вела свою поэтическую страничку на литературном портале «Стихи.ру».

Короткие воспоминания, на один машинописный лист с оборотом, о городе своего детства, людях Ростовского сельхозтехникума и его «необыкновенно красивом саде» Т. В. Пеункова записала в 2003 г. Этот текст в 2006 г., зная о моих исследовательских интересах, связанных с Титовыми, мне передала Наталья Сергеевна Землянская, известный ярославский историк-краевед, автор многих публикаций об архитектурных памятниках Ярославля. Являясь двоюродной сестрой Т. В. Пеунковой, она вновь после нашего разговора обратилась к ней с просьбой прислать копии фотографий из упоминаемого в тексте воспоминаний альбома, и Тамара Васильевна с охотой отозвалась. Семь фотоснимков, два из которых воспроизводятся в публикации (ил. 1, 2), дополнили мемуарные заметки (к сожалению, не все фотографии хорошего качества).

Бывший дом Титовых, в котором с начала 1920-х гг. разместился сельскохозяйственный техникум, огромный сад при нем – для автора воспоминаний «единственное, незабываемое место». Здесь библиотекарем работала Лидия Леонидовна Смирнова, приходившаяся родной тетей и Тамаре Васильевне, и Наталье Сергеевне. Т. В. Пеункова с теплотой вспоминает о своей родственнице и других замечательных людях из «талантливого коллектива преподавателей и студентов». Огромным уважением у всех учащихся и работников техникума пользовался Николай Васильевич Чижиков (1891–1964) – преподаватель растениеводства, прекрасный педагог и краевед. Его дом на улице Ленинской, ближайший к дому Титовых, также был центром притяжения для ростовской и приезжей столичной интеллигенции. Здесь бывали архитектор В. С. Баниге, писатель Е. Я. Дорош и еще «много известных людей». Н. В. Чижиков и его жена Мария Алексеевна остались запечатленными в «Деревенском дневнике» Ефима Дороша под фамилией Зябликовых (Николай Семенович и Татьяна Алексеевна). Фигурирует здесь и знаменитый реставратор Ростовского кремля Владимир Сергеевич Баниге (1905–1973), в «дневнике» он Сергей Сергеевич.

Фрагмент планировки сада Ростовского с Фрагмент планировки сада Ростовского сельскохозяйственного техникума. Конец 1940-х гг.
Фрагмент планировки сада Ростовского с Фрагмент планировки сада Ростовского сельскохозяйственного техникума. Конец 1940-х гг.
Творческая, артистическая и даже театральная атмосфера царила в стенах сельхозтехникума. Она была естественной продолжательницей атмосферы титовского особняка, где постоянно звучала музыка, ставились детские театральные постановки, собиралась интеллигенция. Эта атмосфера распространялась и на волшебный сад – титовский, а затем училищный – «с бесконечным разнообразием цветов и ароматов». Доставшийся в «наследство» его новым хозяевам – талантливым, увлеченным людям, сад еще несколько десятилетий хранил «впечатление манящей глубины» и память о его создателях. Как записала Т. В. Пеункова, «сам А. А. Титов, положивший начало устройству сада и его коллекции», не мог бы и мечтать «о лучших хранителях сада».
Передо мной старый альбом, вытянутый в ширину, с тиснеными цветами и птицей на обложке и старыми черно-белыми фотографиями. И только лица на фотографиях молодые. И все такие знакомые, близкие и родные. Родные, даже если знакомы по фотографиям. Они окружали меня в детстве, в юности, они жители города моего детства. Большинство из них живет, к сожалению, лишь в моей памяти. И вот на этих снимках. И город моего детства живет в разновеликих островках старых особнячков, в поредевших бульварах, в аллеях старого парка, отражением в водах древнего Неро, и опять-таки в памяти.
На последней странице альбома надпись: «Все проходит… Прошло хорошее. Кончилась моя замечательная летняя практика. Будем ждать – пройдет и плохое. Люся. 1.10.1948 г.». Это Люся Чижикова, тогда студентка Московского университета, дочь Николая Васильевича Чижикова. Фотографии сделаны ею, и все эти милые лица – лица людей, связанных с этим единственным, незабываемым местом – Сельскохозяйственным техникумом в городе Ростове Великом. Техникум со схожим наименованием существует и сейчас, и даже место почти то же, но как мало все похоже на то, что было здесь в 40-х и 50-х годах.
На углу Ленинской и Московской улиц и сейчас стоит желто-белый двухэтажный особняк Титовых, главный учебный корпус техникума. Рядом тоже двухэтажный деревянный особнячок, где жили преподаватели техникума. За каменной оградой с арочными воротами, соединяющей два эти дома, за этими домами и еще рядом домов по Ленинской улице был мощеный булыжником двор, где находился длинный хозяйственный корпус, а дальше огромный необыкновенно красивый сад. По крайней мере, тогда, в детстве, он казался мне таким. Глядя сейчас на старые фотографии, я понимаю, что красив и уютен сад действительно был, а впечатление огромности его достигалось не только за счет детского восприятия, а скорее за счет разумной планировки, разнообразия посадок и растений.
Иностранные слова «рабатки», «боскеты», «куртины» я узнала в том саду не только потому, что моя тетя, Лидия Леонидовна Смирнова, долгие года проработала библиотекарем в этом техникуме, а потому, что живописные боскеты старых деревьев и цветущих кустов отделяли сад от городских улиц и создавали впечатление манящей глубины. Рабатки с флоксами, душистым табаком вдоль дорожек, клумбы с вазами посредине и цветочными узорами, куртины с бесконечным разнообразием цветов и ароматов – все это было в саду сельскохозяйственного техникума. На консолях стояли огромные вазы с растущими в них цветами. И все несло на себе печать заботы и вкуса. Безусловно, принцип научного подхода лежал в основе устройства сада и подбора коллекции растений, но это дело посвященных, а ребенком, каким я была в те годы, да, впрочем, и сейчас при отсутствии специальных знаний, сад воспринимается как изумительно красивый уголок природы, созданный человеком. Маленький пруд со склоненной ивой над ним, ажурные мостики над дренажными канавами, большая беседка при входе в сад и кругом цветы, цветы. На фотографиях молодые женщины с целыми охапками астр, ромашек, гербер и, бог знает, какой еще красоты, которые и назывались тогда букетами. А в беседке, помню, девушки-студентки, готовясь к очередному спектаклю, лепили из хлеба жареных гусей для княжеского пира в «Русалке».
В конце сороковых – начале 50-х в техникуме сложился удивительно талантливый коллектив преподавателей и студентов, увлеченных своим делом, коллектив, сделавший бы честь любому учебному заведению. Многие, окончившие техникум, поступали в Тимирязевскую академию и другие столичные вузы. На спектакли, устраиваемые в бывшем титовском особняке, собиралась вся ростовская общественность. И это притом, что в городе тогда еще действовал драматический театр. Со спектаклем «Русалка» коллектив приглашали в Москву.
Центром притяжения была семья Чижиковых – Марии Алексеевны и Николая Васильевича. У нее дворянские корни, он человек, в образовании и воспитании которого огромную роль сыграл Н. А. Морозов, народник, ученый, литератор, и оба они, Николай Васильевич и Мария Алексеевна, настоящие русские интеллигенты, в свою очередь посвятившие себя воспитанию молодого поколения и самим своим присутствием вызывавшие ощущение прикосновения к чему-то светлому и настоящему. Даже на фотографии, а, может быть, особенно на фотографии, милые и симпатичные молодые лица уступают благородной, я бы сказала, элегантной некрасивости Марии Алексеевны, самой старшей из запечатленных. Николай Васильевич кажется проще, доступнее, и, тем не менее, всегда чувствуешь в нем Учителя. Он неутомим, он любознателен и энергичен, он увлекается и увлекает, он движитель. О лучших хранителях сада, чем Н. В. Чижиков и биологи Кратировы – Александр Сергеевич и Нина Карловна, я думаю, не мог бы мечтать и сам А. А. Титов, положивший начало устройству сада и его коллекции.
Сад не просто сохранялся – у Н. В. Чижикова были там селекционные участки, а Нина Карловна увлекалась розами. Лучшего знатока почв и растительности Ярославского края, чем Николай Васильевич Чижиков, наверное, не было. Карты почв, составленные им, вошли в атлас. Он возил своих студентов в экспедиции и принимал специалистов из других районов. Краеведение было его величайшим увлечением. Боюсь утверждать, но не исключено, он один из первых в наше время вновь привлек внимание к трудам и заслугам А. А. Титова. Первую поездку преподавателей и студентов на Кавказ в 30-х годах тоже организовал Чижиков. Уже в семидесятых техникумцы снова последовали этому примеру. Когда после урагана в 1953 году стали восстанавливать Ростовский кремль, с каким энтузиазмом и с какой пользой стал помогать Николай Васильевич в этом деле архитектору В. С. Баниге. Много известных людей перебывало в те годы в доме Чижиковых. Неоднократно бывал писатель и журналист Е. Дорош. Академик В. Н. Сукачев в 1953 году дарит Николаю Васильевичу «Словарь русского языка» С. И. Ожегова «с горячей благодарностью за большую и разностороннюю помощь в исследованиях в Ярославской области».
Я не была студенткой этого техникума, я лишь едва прикоснулась к этому миру, и все-таки в чем-то эти люди, эта среда отложили свой отпечаток и на мою жизнь. Это здесь, пожалуй, я впервые получила представление о высоте нравственной планки. И как хорошо, что все они жили в городе моего детства. И как жаль, что проходит все.

Т. Пеункова

Февраль 2003 г.

г. Санкт-Петербург

Автор: Ярослав Смирнов

Статья опубликована в газете «Ростовская старина» Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», март 2023 г., № 23 (192).