Найти в Дзене
SM Юрист

Почему россияне постепенно отказываются от товаров собственных торговых марок

За последние шесть месяцев в России заметно снизилась доля покупателей, предпочитающих товары собственных торговых марок (СТМ) крупных ритейлеров. Тенденция охватила как продукты питания, так и непродовольственные категории. Почему россияне постепенно отказываются от товаров собственных торговых марок А с вами на связи я, Станислав Марулёв, юрист по банкротству физических лиц и эксперт в области финансов с опытом более 10 лет. Вступайте в мое сообщество во Вконтакте, чтобы всегда быть в курсе последних новостей по финансам, пенсиям, долгам и кредитам. Особенно резкое сокращение интереса произошло в сфере товаров для личной гигиены, косметики и парфюмерии — здесь показатель упал с 44 % до 36 %. Похоже, шампуни и мыло народ стал выбирать с особым энтузиазмом — и далеко не всегда самые бюджетные варианты. Снижение спроса затронуло разные группы товаров «Замедление продаж наблюдается во всей непродовольственной группе. В этом году 45 % россиян выбирали молочную продукцию собственных торго
Оглавление

За последние шесть месяцев в России заметно снизилась доля покупателей, предпочитающих товары собственных торговых марок (СТМ) крупных ритейлеров. Тенденция охватила как продукты питания, так и непродовольственные категории.

Почему россияне постепенно отказываются от товаров собственных торговых марок
Почему россияне постепенно отказываются от товаров собственных торговых марок

А с вами на связи я, Станислав Марулёв, юрист по банкротству физических лиц и эксперт в области финансов с опытом более 10 лет. Вступайте в мое сообщество во Вконтакте, чтобы всегда быть в курсе последних новостей по финансам, пенсиям, долгам и кредитам.

Особенно резкое сокращение интереса произошло в сфере товаров для личной гигиены, косметики и парфюмерии — здесь показатель упал с 44 % до 36 %. Похоже, шампуни и мыло народ стал выбирать с особым энтузиазмом — и далеко не всегда самые бюджетные варианты.

Снижение спроса затронуло разные группы товаров

«Замедление продаж наблюдается во всей непродовольственной группе. В этом году 45 % россиян выбирали молочную продукцию собственных торговых марок, что на 7 процентных пунктов меньше, чем в апреле 2025-го и сентябре 2024-го.

Мясо, рыбу и птицу покупали 33 % респондентов — на 2 процентных пункта меньше по сравнению с апрелем и на 5 процентных пунктов меньше, чем год назад. Частично это связано с ростом онлайн-продаж.

На маркетплейсах товары для личной гигиены, косметика и парфюмерия занимают третье место по популярности.

То есть снижение наблюдается повсеместно — от еды до гигиены. И хотя покупки в интернете растут, офлайн-ритейл начинает уступать любимым маркетплейсам всё больше места под солнцем.

Люди экономят, но бренды возвращают позиции

Уменьшение спроса зафиксировано и в других категориях: молочная продукция потеряла долю с 45 % до 38 %, мясо, рыба и птица — до 33 %, товары для животных — до 15 %. Интересно, что покупатели нередко не замечают ощутимой разницы между СТМ и известными брендами в некоторых сегментах. И, конечно, желание сэкономить всегда играет свою роль — логично выбрать продукт чуть дешевле, если он ничем не хуже. Но сейчас бренды постепенно возвращают утраченные позиции.

Ограничение доли СТМ: к чему это может привести?

Не так давно в Госдуму внесли предложение ограничить долю товаров собственных торговых марок в супермаркетах. По инициативе она не должна превышать 25 %.

Ограничение доли СТМ: к чему это может привести?
Ограничение доли СТМ: к чему это может привести?

Если же такую меру реализуют, последствия могут быть весьма заметными: некоторые ритейлеры сейчас предлагают до 95 % ассортимента под своими марками. И если правила изменятся — на полках могут исчезнуть целые категории привычных продуктов. Представьте: зашёл за «обычной» солью, а там уже закон, который говорит — только 25 %. И ни грамма больше.

Моё личное мнение

Лично мне кажется, что снижение интереса к СТМ — не просто временный каприз покупателей. Люди начинают внимательнее смотреть на качество и сравнивать.

А если государство действительно ограничит долю собственных марок, рынок ждёт серьёзная перестройка — и далеко не факт, что она будет к лучшему.

С другой стороны, конкуренция всегда подстёгивает развитие, и хочется верить, что выиграет всё-таки покупатель.

А вы покупаете ли вы товары собственных марок или предпочитаете известные бренды? Обязательно делитесь своим мнением в комментариях — давайте обсудим.

Также подписывайтесь на мой канал, это мотивирует меня чаще писать для вас статьи на разные популярные темы.

Популярное на канале: