Найти в Дзене
Рисую в 50

Голубь мира всегда опаздывает. Грустный карикатурный диагноз человечества

Пабло Пикассо недоумевал, почему именно голубь закрепился в сознании людей как символ мира, ведь в реальной жизни он чрезвычайно назойлив, жаден, драчлив и даже агрессивен. Но факт остаётся фактом: после того, как художник нарисовал в 1949 году плакат с голубем для Всемирного конгресса сторонников мира, этот образ стал порхать по рисункам, открыткам и карикатурам, выступая вестником надежды. Первый вариант «Голубки» Пикассо выглядел совсем не так, как тот, что потом сделался знаменитым. Это был не летящий символ мира, а вполне земная птичка – белая, красивая, с мохнатыми лапками. Позже Пикассо создал минималистичное графическое изображение голубки, добавив ей в клюв оливковую веточку. В античных культурах голубь всегда ассоциировался с любовью и привязанностью. В Ветхом Завете Ной трижды выпускал эту птицу из ковчега. В первый раз она вернулась ни с чем, во второй – принесла в клюве оливковый лист, а в третий – улетела и не вернулась. И праведник понял, что вода, покрывшая землю во в

Пабло Пикассо недоумевал, почему именно голубь закрепился в сознании людей как символ мира, ведь в реальной жизни он чрезвычайно назойлив, жаден, драчлив и даже агрессивен. Но факт остаётся фактом: после того, как художник нарисовал в 1949 году плакат с голубем для Всемирного конгресса сторонников мира, этот образ стал порхать по рисункам, открыткам и карикатурам, выступая вестником надежды.

Первый вариант «Голубки» Пикассо выглядел совсем не так, как тот, что потом сделался знаменитым. Это был не летящий символ мира, а вполне земная птичка – белая, красивая, с мохнатыми лапками. Позже Пикассо создал минималистичное графическое изображение голубки, добавив ей в клюв оливковую веточку.

-3

В античных культурах голубь всегда ассоциировался с любовью и привязанностью. В Ветхом Завете Ной трижды выпускал эту птицу из ковчега. В первый раз она вернулась ни с чем, во второй – принесла в клюве оливковый лист, а в третий – улетела и не вернулась.

И праведник понял, что вода, покрывшая землю во время Великого потопа, сошла, а гнев Бога сменился милостью. Так голубь в библейской традиции стал восприниматься в качестве посланника Всевышнего и символа надежды, мира, добрых вестей и примирения.

Зарубежные и отечественные карикатуристы часто делают голубя мира персонажем своих рисунков. Этот образ мгновенно узнаваем, универсален и позволяет показать непримиримые противоречия между идеалом мира для всех людей и проводимой странами реальной политикой.

-6

Голубь с оливковой веточкой превратился в символ мира, который всё никак не может наступить. Наш земной шарик постоянно сотрясают конфликты, и не успеет утихнуть один, как тут же разгорается другой. Крылатый миротворец не может их потушить и вынужден существовать в пространстве лицемерных лозунгов, которые ничего общего не имеют с действительностью.

Художники используют этот разрыв, показывая, что мир – это не благостная картинка на плакате, а работа, которая никогда не заканчивается. Она слишком часто превращается в борьбу с ветряными мельницами. Благородную, из лучших побуждений, но бессмысленную. На эту тему карикатуристами нарисованы многие тысячи работ в разных странах мира. И с каждым годом в их рисунках сквозит всё больше безнадёжности.

Сюжеты далеки от оптимистичных. В них голубь изображается грустным и усталым, ведь все его усилия не приносят результатов. Нередко под его оперением прячется ястреб или ворон, символизирующие отнюдь не миролюбивые инициативы. Но в то же время карикатуры дают хороший срез настроений в современном обществе, уставшем от новостей из многочисленных «горячих» точек на карте мира.