Призвание
11 декабря отмечается День танго. В Абакане немало любителей этого красивого латиноамериканского танца, есть и профессиональные школы, где обучают данному искусству. Наш корреспондент познакомилась с руководителем студии, хореографом, развивающим такое интересное направление, как tango barre (танго у станка). Мария ЖУКОВСКАЯ рассказала об особенностях этого вида танго, а также приоткрыла закулисье своего танцевального театра.
Эстетика и импровизация
– Мария, расскажите, что привело вас в мир танца?
– В этот мир я была погружена с детства. В возрасте четырех лет я уверенно заявила маме, что хочу танцевать. Рядом с нашим домом находился Дом культуры, где была студия бальных танцев. Правда, в группы там набирали детей лишь с шести лет, соответственно, я на тот момент по возрасту не подходила, поэтому просто приходила и наблюдала за тем, как проходили занятия. Мне очень нравилось смотреть, как дети танцевали, а педагог направляла их, подсказывала что-то. Я с жадностью вслушивалась в каждое слово и впитывала всю информацию.
– Сегодня у вас имеется высшее хореографическое образование. Где вы учились?
– Изначально хореографического образования у меня не было. Я получила высшее торгово-экономическое и окончила коммерческий колледж. Но уже в студенческие годы работала тренером по фитнесу и преподавателем по хореографии в колледже. И мне казалось, что я смогу работать и преподавать без получения специального образования. Ведь у меня были тяга к искусству и определенные знания, навыки.
Однако мне всё же потребовалось получить необходимые знания и компетенции в вузе – я поступила в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств в городе Улан-Удэ. Обучение там мне давалось непросто. Во-первых, я оказалась в другом регионе, причем в национальной республике, со своим языком, культурой, менталитетом, к тому же у меня на момент поступления не было ни одного знакомого в Улан-Удэ. Во-вторых, уже на первом курсе получила перелом ноги на занятиях по современному танцу. В тот момент мне казалось, что всё кончено, но благодаря поддержке друзей я справилась с трудностями и невзгодами.
Впоследствии успешно выполнила задание по подготовке постановки. Педагоги высоко оценили мои труды и заинтересовались моим творчеством. Окончив академию, вернулась в Абакан и создала собственный коллектив.
– На протяжении многих лет вы занимались с детьми эстрадным танцем и боролись за эстетику. А сегодня практикуете импровизацию. Чем вызваны подобные перемены в вашем подходе?
– Когда я открыла свою школу танцев, то в первые годы деятельности придерживалась тех стандартов, той эстетики, которым меня учили в академии. Боролась за эстраду, чистоту номера, синхронность и т. д. Однако в каждую постановку, даже эстрадную, я вкладывала определенную историю, идею. Таким образом, я плавно совершала переход от эстрады к театру. Также я продолжала получать новые знания: например, многое переняла от учеников известных израильских хореографов, которые к нам приезжали. Это – импровизация, театральное мастерство и, конечно же, перфоманс.
В тренде – аргентинское танго
– Когда у вас появилась идея создать собственную студию? С какими сложностями довелось столкнуться?
– Идея открытия студии появилась у меня в 2013-м. На протяжении года я готовилась к этому, делала косметический ремонт в помещении. Как правило, закупка материалов – процесс достаточно скучный. А меня охватил творческий азарт, поэтому даже подобная рутина мне нравилась. И в 2014 году я с гордостью открыла собственную студию. Единственное, что давалось достаточно сложно на протяжении определенного времени, – совмещать материнство (моему ребенку тогда был всего годик) и занятия. Но со временем я привыкла. В тот период я была настолько вдохновлена и окрылена, что не боялась ничего: что не смогу набрать группу, что не справлюсь как преподаватель. Тогда мне казалось, что и море по колено – всё обязательно будет хорошо. Так, в принципе, и получилось.
– Расскажите немного о направлениях обучения в вашей студии.
– В нашей школе я не единственный педагог, у нас дружная и сплоченная команда. Поэтому направления обучения достаточно разнообразны. Основное – это контемпорари, пластический театр, те внутренние ощущения, что мы воспроизводим в танце. Также развиваем современный танец, курс по импровизации «Я. Тело. Контакт». Лично я преподаю tango barre.
– Что же такое tango barre? В чем состоят его основные особенности, преимущества?
– Tango bar-re – одно из новых направлений аргентинского танго, набирающих большую популярность в последнее время. Мне всегда нравилось работать с женщинами. К тому же и академию я окончила по направлению «Современный бальный танец», где мы изучали танго. Занималась социальными танцами. Но меня не покидало ощущение, что будто чего-то не хватает. Поэтому я начала продвигать и развивать в Абакане tango barre. Когда я танцую танго, понимаю, что – это то, что мне и многим нашим женщинам сейчас нужно. Это уверенность, осанка, позиционирование себя, ощущение целостности. И мне хочется дарить эти эмоции и ощущения.
Вообще tango barre появилось у нас во время карантинных мероприятий, вызванных COVID-19. На тот момент в мире это направление искусства активно развивалось. В связи с тем, что в период пандемии действовали ограничения, залы закрывались, возможности встретиться, репетировать в паре у людей не было. Однако полученные навыки хотелось сохранить, не потерять свой уровень мастерства. Поэтому женщины стали репетировать дома. Впоследствии это направление танца обосновалось и в России. Занятия стали проводиться в залах у станка или стены, в танец начали добавлять более объемные элементы, а представительницы прекрасного пола – наряжаться на тренировки. И это многим понравилось, в залах появилось множество женщин, что желали танцевать танго сольно. Сейчас это направление стало достаточно популярным, покорило сердца многих, поэтому в двух моих группах набран максимально возможный состав и даже нет вакантного места.
– Я читала немного о tango barre в социальных сетях. И меня привлек комментарий женщины, которая рассказала о том, что подобные занятия помогли ей в тренировках по танго с партнером. Действительно ли это так?
– Конечно. В процессе изучения любого парного танца каждый участник сначала отрабатывает свои движения сольно. И только потом это всё должно быть соединено в единую картину. Благодаря tango barre женщины получили возможность вносить в парный танец новые элементы, импровизацию. Поэтому сольные тренировки, конечно же, могут стать отличным подспорьем.
Также хочу отметить, что современное танго развивается и меняется, появляются новые направления. Например, танго нуэво, street tango. Также оно приобретает элементы театра.
Когда процесс важнее результата
– Для многих важен, прежде всего, результат. Почему для вас процесс равен результату?
– На протяжении долгого времени я стремилась покорять новые вершины. Если в том или ином конкурсе моим ученикам не удавалось занять призовое место, казалось, что все приложенные усилия, потраченное время были напрасны. Впоследствии я поняла, что просто устала от этого соревновательного процесса. А состояние апатии для творческого человека – это настоящий кошмар. В столь непростой для меня период я познакомилась с известным хореографом – Мариной Лымарь. Она проводила занятия в формате «Мастерской творчества». В ней дети были вовлечены в процесс, что-то сами придумывали. И самое главное – все вдохновлены творческим порывом, педагог их не муштрует. Важно получить удовольствие от процесса. Постепенно и я стала вводить в занятия подобные элементы. Сначала в детской группе, а затем и во взрослой. И поняла, что это то, что и было мне необходимо. Меня перестал волновать результат, а сам процесс приобрел огромную значимость.
– С чего начинается ваш театр танца?
– Думаю, с идеи и знакомства с людьми, вовлечения их в процесс. У меня появляется желание, например, поставить спектакль. Потребность творить что-то интересное, новое, неожиданное для жителей нашего города. Затем ко мне приходят люди, желающие принять участие в будущей постановке, и мы приступаем к ее созданию. Но результат нашего совместного труда всегда будет неожиданным. Ведь у меня нет сценария, четкого плана и т. д. Через перформанс, импровизацию мы рождаем шедевр.
– Что для вас значит понятие «танец»?
– Занятия любым видом искусства или наблюдение за трудами его творцов исцеляют душу. Музыка оказывает терапевтическое воздействие на наш организм. А танец помогает выразить эмоции, чувства, прожить их, избавиться от зажимов в теле, сбросить «оковы». И выйти из студии уже другим, окрыленным, человеком. Танец – это рост души и тела.
– Поделитесь ближайшими планами. Над какими проектами сейчас ведется работа?
– В период с августа по январь у нас идет процесс подготовки. Мы тренируем наше тело, мозг, готовимся к чему-то новому, заряжаемся энергией. Постановочный процесс начнется уже с нового года. И, скорее всего, ближе к лету мы представим плоды наших трудов. Что именно это будет, пока не могу сказать, но думаю, что результат точно произведет впечатление.
Кристина ВОРОНИНА
Фото со страницы Татьяны Тимошенко в соцсети «ВК»