Твои люди, Абакан!
Представьте себе чистый холст, на котором только что появился первый мазок краски. Он еще влажный, еще живой, еще хранит тепло руки художника. В этот момент происходит чудо – рождается новая история, доступная только тому, кто умеет видеть за пределами обыденности. Ольга Кноблох относится к числу тех творцов, для которых мир – настоящий космос красоты. Причудливые тени на асфальте превращаются в замысловатые узоры, трещины камней рассказывают древние истории, а случайный беспорядок на столе становится источником вдохновения.
Художник по духу
Ее творчество – не просто рисование, а создание параллельных вселенных, где реальность и фантазия сплетаются в удивительный узор. В ее картинах каждый мазок – это отдельная история, каждый цвет – отражение эмоций, каждая линия – воплощение мысли. Корреспондент «Абакана» поговорил с художницей о том, как рождаются творческие идеи, что служит источником вдохновения и какие тайны хранит душа настоящего творца.
– Ольга, расскажите немного о себе. Что наполняет вашу жизнь, вы художник по профессии или по призванию?
– Пожалуй, могу назвать себя художником по духу – это те люди, что на любой «кадр» окружающего мира смотрят сквозь объектив «как бы я это нарисовал и где». Рисунок теней на асфальте, трещины на камнях, облака, отблески заката на стеклах многоэтажек, случайный натюрморт из одежек и игрушек на диване – могу залипнуть буквально на всё, во всем есть гармония и ритм. Рисуй хоть всю жизнь – всего не нарисуешь. Другое дело, что мое воображение элементы реальности пересобирает по-своему, и получается то, что получается. Что касается образования, то в моем бэкграунде пять лет нашей знаменитой абаканской «художки» и один семестр академии, которую бросила на старте. Если «округлить» все мои три диплома о высшем образовании, то результат можно назвать «окололингвистическим». В настоящее время я преподаю английский язык ученикам начальных классов. А наполняют мою жизнь работа и хобби.
– Есть ли история, связанная с вашим первым произведением искусства?
– Честно, не припомню, чтобы была какая-то явная точка отсчета, когда я посмотрела бы на очередные свои каракули и решила: вот да, теперь это искусство. Рисую всю жизнь, особо не задумываясь, искусство это, или просто следование за воображением, или способ занять руки и мозг. Но у произведения искусства в моем понимании есть четкий критерий: оно вызывает эмоции и побуждает к размышлениям. Также искусство всегда многозначно: каждый считывает тот смысл, что сообразуется с его личным жизненным опытом. Один и тот же арт-объект люди с разным культурным бэкграундом будут воспринимать по-разному. И если все они в итоге не останутся равнодушными, соприкоснувшись с ним, – поздравляю, это оно самое. Насчет своих работ я робко надеюсь, что подобралась к этому рубежу.
– Случалось ли такое, что одна ваша работа кардинально меняла взгляды на собственное искусство? Можно ли сказать, что ваше творчество про абсолютное добро, где нет места злому?
– Нет, чтобы какая-то особо удачная или особо провальная работа заставляла меня повернуть совсем в другое русло – такого не было, я много лет медленно и тихо иду в сторону вовек недостижимого совершенства. И насчет абсолютного добра тоже не уверена, мне самой во всех видах искусства интересны персонажи не столько абсолютно добрые, сколько мятущиеся и принуждаемые обстоятельствами к трудным выборам. Но в итоге добро должно победить, да. И если мне представится возможность, я этому поспособствую. Избегаю романтизации зла. В реальной жизни и так достаточно мрачных сюжетов. Если на моих рисунках и встречаются отрицательные персонажи – они или пугающие, или смешные, но не привлекательные.
– Помните ли вы свою первую выставку?
– Моя первая персональная выставка состоялась в далеком 1995 году в помещении выставочного зала Хакасского политехнического института. Я тогда была студенткой педколледжа, одна из преподавателей увидела мои работы и каким-то чудом сумела договориться об организации экспозиции. Родители, друзья семьи и однокурсницы устроили пышное открытие, что меня шокировало немного, так как я заготовила собственный плейлист с музыкой, под которую творила и которая тогда для меня много значила. Но про мою музыку забыли, и на открытии звучали романсы (великолепно исполненные, замечу, но это было очень контрастно к тому, что экспонировалось на выставке – фантастические и сказочные сюжеты).
А вскоре состоялась моя выставка в стенах родной художки, и это было очень желанное возвращение домой, я почувствовала, что мои учителя мной гордятся. И я ужасно рада, что спустя много лет, после огромного перерыва, когда я почти не рисовала, в 2022 году еще раз вернулась в свою альма-матер с новыми работами, и очень надеюсь, что не в последний раз.
– Будучи художницей из Хакасии, чувствуете ли вы влияние местной культуры и традиций на ваше творчество?
– Да, конечно. Может, это и не сильно заметно, я не пишу пейзажей с курганами и не использую фольклорные мотивы напрямую, но я как личность сформировалась под влиянием мультикультурной атмосферы моей второй родины, Хакасии (наша семья приехала сюда из Украины в начале 1980-х годов). Мои родители также являются людьми искусства: папа – скрипач, мама была завлитом, а позднее директором русского драматического театра. Я росла за кулисами и даже сама выходила на сцену, ездила с театром на гастроли в Москву. Когда «Абахай Пахту» (16+) играли в театре на Таганке, я испытывала такую гордость, что не передать словами.
В годы учебы в университете история Хакасии была одним из самых любимых предметов, я дважды участвовала в археологических экспедициях. Так что прекрасно осознаю уникальность и величие места, где мне довелось прожить большую часть жизни. Мои корни проросли здесь, здесь родились мои дети, и, хотя во мне соединилось много европейских кровей (фамилия у меня чешская, однако в предках были не только славяне, но и прусcы, и даже шведы), чисто географически я ощущаю себя азиаткой.
Источник вдохновения
– Расскажите о самом не- обычном источнике вдохновения, который когда-либо приводил к созданию картины.
– Давайте я просто перечислю несколько, а вы сами решите, что наиболее необычно, для меня все эти факты равноценно рядовые, потому что я всегда ловлю дзен внезапно и сразу несусь фиксировать идею. У меня даже в классном журнале периодически появляются почеркушки, которые я потом старательно «распаковываю» в полноценный рисунок. Макросъемка губчатой части какого-то гриба-трутовика стала декорацией для сюжета «Постой пока тут». Гнездо шершней, перевернутое вверх ногами, замаскировано под «Обитель феникса». Ломтики макового штруделя разместились на «Альпийской горке». Корона в виде бабочки, которую моя бабушка склеила мне из картона и фольги в детстве, долго ждала своего часа и воплотилась в облачении героини «Бабочки», приносимой в жертву божеству огня. Увидела как-то видеоролик со спариванием глубоководных удильщиков, у которых полупрозрачные бесцветные самцы раз в двадцать меньше самок, а самки выглядят как новогодние елки, увешанные сверкающими гирляндами – итогом стали романтичные «Женихи». Бывает, что на идею наталкивает даже какой-то материал, будь то краска необычного оттенка или блестки для нейл-арта. Словом, я очень впечатлительный и отзывчивый к самым разным раздражителям человек, меня легко вдохновить.
– Чего, на ваш взгляд, современное российское общество пока не готово увидеть в искусстве?
– Трудный вопрос… В искусстве, похоже, нет запретных или несвоевременных тем, каждая найдет свою аудиторию. Россия тут ничем не отличается от других стран, я даже припомнить не могу, чего бы отечественные творцы не предлагали на суд публики, а я слежу за тенденциями.
– Какие новые техники или направления в искусстве вы хотели бы освоить в будущем? Есть ли что-то, что вы пока не пробовали, но очень хотели бы исследовать?
– Живопись маслом на холсте для меня пока что – невзятая высота, но, надеюсь, у меня еще есть время овладеть этим материалом. Засматриваюсь на мозаику, но это слишком дорого, чтобы даже просто попробовать. Гораздо больше того, что я попробовала и поняла, что это не мое. Поэтому да простят меня пастель, маркеры и гуашь, нам не по пути. И туда же (с огромным сожалением, потому что надежды не оправдались) диджитал арт, несмотря на корочку выпускника курсов компьютерной графики – не пошло.
– Какую главную мысль вы транслируете через свои работы?
– Что каждый художник в меру своих сил и возможностей в миниатюре повторяет акт Творения. И создавая свои вселенные, мы прославляем Автора, создавшего нас способными к созиданию. Творчество – бесконечное непредсказуемое приключение и лучшая инвестиция времени. Присоединяйтесь!
Мария ШАРМАЕВА
Фото работ предоставлены Ольгой Кноблох