Найти в Дзене

Исповедь ребёнка 2 ( 4 )

(Вторая книга летописи «Как я помню этот мир» Отрок) Без Бога не до порога, а он всё время меня спасал. Виктор Винничек Третье воспоминание из моей жизни… Первая в жизни олимпиада. Я сказал отцу, чтобы он разбудил меня в половине седьмого и спокойно уснул. Проснулся я сам в половине восьмого и понял, что проспал. Отец после бессонной ночи и перенесённого стресса спал без задних ног. Я быстро оделся и пошёл на восьми часовой автобус, но тот, как назло не пришёл, сломался. На попутках, я добрался до города. Три квартала прошёл пешком, нашёл нужную школу и класс, на десять минут опоздал. Водители, и по дороге прохожие, украдкой, бросали на меня косые взгляды, уж больно им не нравился мой вид. Наконец, я открыл двери класса. Он был заполнен победителями олимпиад в разных школах района. Они сидели по одному за партой. Только парта прямо перед столом оказалась свободной. Сзади за ней сидел Янковский Влад. В классе было две учительницы. Одна молодая, как наша учительница Елена Ефимовна,

(Вторая книга летописи «Как я помню этот мир» Отрок)

Без Бога не до порога, а он всё время меня спасал.

Виктор Винничек

Третье воспоминание из моей жизни…

-2

Первая в жизни олимпиада.

Я сказал отцу, чтобы он разбудил меня в половине седьмого и спокойно уснул. Проснулся я сам в половине восьмого и понял, что проспал. Отец после бессонной ночи и перенесённого стресса спал без задних ног. Я быстро оделся и пошёл на восьми часовой автобус, но тот, как назло не пришёл, сломался. На попутках, я добрался до города. Три квартала прошёл пешком, нашёл нужную школу

-3

и класс, на десять минут опоздал. Водители, и по дороге прохожие, украдкой, бросали на меня косые взгляды, уж больно им не нравился мой вид. Наконец, я открыл двери класса. Он был заполнен победителями олимпиад в разных школах района. Они сидели по одному за партой. Только парта прямо перед столом оказалась свободной. Сзади за ней сидел Янковский Влад. В классе было две учительницы. Одна молодая, как наша учительница Елена Ефимовна, другая - лет на двадцать постарше. Председатель комиссии представитель Райкома, грузный мужчина лет пятидесяти пяти отбывал разнарядку за учительским столом, читал газету. Учительницы ходили по проходам между партами и следили, чтобы конкурсанты, не пользовались, шпаргалками и справочниками. На моё: «Здравствуйте!»,- обернулся председатель комиссии и язвительно произнёс:

- Вы наверно ошиблись дверью, здесь проходит олимпиада.

- Нет, мне сюда и надо, - произнёс я, а дальше у нас завязался следующий разговор.

- Что у вас за вид?

- Не обращайте внимания, упал сегодня ночью.

- А почему опоздал?

- Автобус сломался.

- И какое место ты собираешься занять?

- Первое.

Разразился дружный смех. Только Янковский не смеялся. Он единственный, кто был рад моему появлению. Он опоздал на первый автобус на несколько секунд. Шофёр уехал раньше времени на несколько минут, Янковский даже увидел хвост автобуса, который уже был переполнен. Салон был забит людьми с котомками, едущими в воскресенье на базар. Тогда он поднял руку и уехал в город на попутке, шедшей сразу за автобусом, и приехал на автовокзал раньше автобуса.

-4

Не найдя меня при выходе из автобуса, он понял, что и я опоздал. Он ждал меня на автобусной остановке, но когда узнал, что автобус сломался и на второй рейс не пойдёт, то пошёл в школу, надеясь, что я туда доберусь. Влад записался последним и сел сзади одной из оставшихся парт. До моего прихода он решил примеры, и как многие обдумывал, как подступится к задачам. Кроме примеров, которые решили все конкурсанты, было пять задач. На решение всех заданий отводилось четыре часа.

Примеры и первые четыре задачи я решил быстро, у меня они не вызвали затруднений. У меня осталось два часа на решения последней задачи. Задача была с подковыркой, высшей степени сложности. После кошмарной ночи решение не лезло в голову. Но все же, с Божьей помощью я не сдался, и решение само пришло в мою больную голову. Через час я решил все задачи и собрался уехать домой первым вечерним автобусом, не дожидаясь окончания олимпиады. Если я уйду прямо сейчас, то успеваю на него. Мне очень сильно болела голова и сломанная переносица, к тому же начал болеть правый бок. Меня подташнивало, и я стал бояться, что не добегу до туалета, и меня вырвет прямо в классе. Я поднялся и неожиданно пошел к столу, даже для Янковского, он не успел списать последнюю задачу в черновик. Учительницы в это время вышли из класса, вроде, как в туалет и их давно не было. Я почувствовал, что не дождусь их прихода.

- Примите, пожалуйста, мою работу и запишите время сдачи.

Обратился я к председателю комиссии.

- А что так скоро, позже пришёл, раньше уходишь? Трудиться не любишь, решай, как все у тебя ещё час. Я не хочу, как все, может я уже всё решил.

- Ну, ну давай.

Пробурчал себе под нос председатель комиссии, поставил второй штамп, время сдачи и расписался. Я еле добежал до туалета, меня опять вырвало прямо в унитаз одной жёлчью. По пути домой, я услышал через неплотно закрытую дверь голоса двух учительниц вышедших якобы в туалет. Они решили четвёртую задачу для своего любимца и планировали передать ему листочек, когда уйдёт председатель комиссии. Ведь их ученик не смог решить последние две задачи. Последнюю задачу они не смогли решить даже сами, как не старались. Учительницы вернулись в класс, заметили моё отсутствие и спросили у председателя комиссии:

- Где этот?

Показав при этом на первую свободную парту. Председатель комиссии махнул рукой:

- А этот, он ушёл вскоре за вами, не волнуйтесь, работу я отметил.

Учительницы снова пошли ходить по рядам, а председатель комиссии ушёл в туалет, и в это время учительница постарше, незаметно, подложила листок с решением задачи своему ученику. Когда вернулся председатель, Янковский Влад переписал задачи с черновика в чистовик и положил задание на стол, сказал председателю:

- Извините, четыре задачи я решил, боюсь опоздать на автобус, иначе мне придётся добираться на попутках.

Влад побежал на автовокзал и успел на мой рейс.

-5

По дороге домой он спросил:

- Где тебя избили? Почему ты опоздал?

Мне пришлось рассказать эту ужасную историю, которая приключилась со мной.

- Не верю, скажи правду, наверно опять доказывал своё мнение. В городе не всё так просто, здесь ребята крутые, они в спортивные секции ходят, вот тебе и навешали.

- А в это поверишь? Учительницы, которые ходили по рядам и контролировали нас, боясь, что мы спишем со справочника какую-нибудь формулу, решали задачи своему ученику.

И я рассказал нечаянно услышанный мной разговор двух учительниц. На что он мне ответил:

- А в это верю. Что ты брат удивляешься? Это жизнь! Не зря ученики их школы всю жизнь первые места занимают в Районе.

- На этот раз перебьются!

Озлоблено ответил я. Я не рассказал Янковскому, что учительницы не смогли решить последнюю задачу, и был уверен в своей победе.

Но судьба преподнесла мне сюрприз. Вот как развивались события в классе дальше. Время пролетело неумолимо быстро. Учительницы собрали работы конкурсантов. Потом старшая спросила:

- Поднимите руки, кто решил все пять заданий. Нет движений.

- Поднимите руки, кто решил четыре задания.

Ученик Шучинской школы поднял руку.

- Поднимите руки, кто решил три задачи.

Десяток рук поднялись вверх.

- Вы понимаете, что между этими ребятами и будут разыграны первые три места. До свидания! Желаем вам победить в своих школах и приехать к нам на следующую олимпиаду.

Ученики ушли, а младшая учительница в первую очередь проверила работу Янковского Влада и озвучила:

- Права была Ленка, когда говорила, что у неё учится талантливый мальчик, он ведь решил четыре задачи, и четвёртую более коротким способом, чем наш. Она улыбнулась и посмотрела на старшую учительницу.

- Ленка была лучшая у нас на факультете, и говорила, что она иногда не может сама решить задачу из научных сборников, это после окончания института, а ученик восьмого класса решает её. А ведь меня распределили в ту школу, но она, вдруг, выскочила замуж за водителя, который нас подвозил и мы обменялись школами.

- Да хороший мальчик, он мне понравился, дорогой костюм, рубашка с накрахмаленным воротничком, обложенным поверх воротника костюма, всё по моде, не то, что этот «забулдыга», в школьной форме с разбитым лицом. Смотреть противно, а с той же школы. Проверьте его работу не забудьте, мне интересно, какое место он занял. Сколько времени вам на всё про всё надо, чтобы я подписал протокол?

Своим диалогом охарактеризовал Янковского председатель комиссии.

- Час!

- Ладно, милые девочки, дерзайте, а я удалюсь с вашего позволения на базар,

-6

тут жена задание дала, целый список написала. Через час вернусь, а то скоро базар закроется.

Учительницы проверили работы, начали заполнять протокол и обнаружили, что нет моего задания. В это время позвонили с Гродненской областной комиссии. Старшая учительница взяла трубку. Вот их разговор по телефону.

- Почему не передаёте итоги олимпиады?

- Подводим.

- Почему так долго?

- Два претендента на первое место, не можем решить, кому дать.

- Так дайте, два первых.

- А так можно?

- Можно, только второго уже не будет, а сразу третье.

- Скажите, сколько задач решили победители?

- Четыре.

- Скажите, может, кто решил пятую задачу, не обязательно победитель.

- Нет.

- Ни в одной школе области эту задачу, пока не решили, вы не расстраивайтесь.

Тут вошёл председатель комиссии с авоськой продуктов.

- Не находим работу того «забулдыги», как вы выразились. Доложили учительницы.

- Так она на столе лежала.

Председатель снял пальто, повесил на вешалку авоську, подошёл к столу с лежащим на ней свежим номером Правды, поднял газету. Под ним лежала моя работа. Они открыли её и учительницы потеряли дар речи. Все пять задач были решены. Редкий, почти чертёжный, чёткий красивый подчерк ни помарки. Четвёртая задача была решена коротким способом. Стало ясно, что Янковский списал её с меня.

- Чего молчите? Что подчерк красивый и пятая задача решена, это я вижу. Какое место он занял?

- Сейчас будем решать, - сказала учительница постарше.

- Как скажете, так и будет. Вы ведь председатель комиссии.

Молодая учительница, сидела, обняв голову руками, и молчала. Потом проронила:

- Всё же счастливая Ленка, талантливого паренька воспитывает. А мы, его даже разглядеть не сумели. Вы даже посмеялись над ним, когда спросили, какое место он собирается занять, а он честно ответил, первое. Мальчишка даже с разбитым лицом, не постеснялся, пришёл на олимпиаду, кто знает, что у него там случилось. Тот Янковский Влад, который нам понравился, списал у него все четыре задачи, это по символам видно. Списал бы и пятую да не успел, тот ушёл. Но как? Обвёл нас вокруг пальца.

- Никто по школам в области пока не решил пятую задачу. А мы уже согласовали два первых места. И сказали, что у нас тоже никто не решил пятую задачу. Потому, что не знали, что нам выпала такая удача. Сейчас бы прогремели на всю область. Пришли бы вы немного пораньше, хотя в отведённое время, вы вложились. Как быть?

Спросила старшая учительница у председателя комиссии.

- Как быть, отдадим ему первое место. А городу второе и прогремит наш район на всю область. Сказал председатель комиссии, представитель Райкома, ратуя за свой район.

- А нам что, тогда новое место работы искать, а то вы не знаете нашего директора. В один голос, чуть не плача сказали учительницы.

- Я хочу, чтобы всё было по справедливости, - сказал председатель

- По справедливости, уже не будет, - сказала старшая учительница.

- Мы ведь не уличили, Янковского в списывании, а сейчас … после драки кулаками не машут.

Произнесла старшая учительница, а потом добавила:

- У нас уже не второе, а третье место будет, а второе придётся отдать Янковскому, у него лучше показатели, чем у нашего ученика. Сдал он раньше, да и списал более короткий способ.

- Этот проходимец будет выше моего ученика? Я такого не допущу. Ладно, тот решил, а этот списал все задачи и будет выше? Да и для Леночки, только пришла, сразу первое и второе место, у её учеников, когда до этого представители их школы выше десятого места не поднимались. А я, получается, работала не покладая рук, опустила вашу школу на третье место. Нет, как отчитались, пусть, так и будет. А у этого таланта не последняя олимпиада, он с такой головой и такой учительницей в следующем году и областную олимпиаду выиграют. Да Лена говорила, что он физику знает лучше, чем математику, смотри через две недели опять приедет.

- Я согласен, но как это сделать?

Пожалел председатель молодую, хорошенькую, даже красивую в гневе учительницу.

- Очень просто. Давайте наложим на него дисциплинарное взыскание, как нарушившего условия олимпиады, ему это не повредит. Снимем три балла за опоздание, три бала за чистый оставленный на парте со штампом черновик, и дадим два первых, ему третье место. Вы ведь предупреждали, чтобы ученики сдали черновики, с любыми пометками, только не чистыми. Сами ведь говорили, что чистая проштампованная бумага может попасть в руки не доброжелателя, что там должны быть какие-нибудь пометки, если нет текста, то перечеркните лист. Выдала учительница постарше.

- Но он опоздал и не слышал этого, - вступился, вдруг, за меня председатель комиссии.

- Незнание закона, не освобождает от ответственности за нарушение этого закона и вам, как юристу, это хорошо должно быть известно.

Ответила ему предложившая взыскание учительница. Она подошла к моей парте и взяла в руки оставленный чистый лист бумаги со штампом

-7

и продолжила, обратившись к молодой учительнице:

- А этот талантливый парень, за два года пока будет учиться, ещё не раз прославит наш Щучинский район. А ты милочка позвони Леночке и поздравь её с первым и третьим местом, и расскажи ей всё, как есть, а они там сами разберутся. Да предупреди, чтобы сор с избы не выносили.

Всех устроило такое решение, и они подписали протокол, взяв грех на душу.