Автор Антонина Ащеулова - член МСРП
Гжельский народный промысел зародился в одноименной деревне Раменского района Московской области. Важный фактор его развития - геологическая особенность местности. Глинистая почва, малопригодная для земледелия, богата запасами высококачественной глины различных сортов и цвета: белой, жёлтой, кирпичной, красной, или горшечной, синей.
Истоки этого промысла уходят глубоко в историю России. Первые документальные сведения о Гжели относятся к периоду московского князя Ивана Калиты (1328 год). А совсем недавно археологи смогли обнаружить фрагменты глиняной посуды IV века. Значит, это занятие зародилось значительно раньше.
« Не землёй мы кормимся, а глиной », – эти слова гжельских мастеров отражают особенность их первоначального занятия. Крестьяне запасали глину, занимались заготовкой деревьев для топки печей, в которых обжигали свои изделия. До середины XVIII века традиционно производили гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы и глиняные игрушки. Изделия гжельских мастеров пользовались большим спросом в Москве и других города.
Позже умельцы научились изготавливать посуду из красной глины. Сверху покрывали её белой глазурью и расписывали четырьмя красками: жёлтой, зелёной, синей и коричневой. Эта многоцветная майолика получалась необычно яркой, расписанной по народным мотивам. Чаще всего, это были изображения птиц и животных или растительные элементы.
Важные изменения в развитии промысла произошли в XIX веке. К тому времени мастера освоили новую технологию - производство посуды из фаянса и фарфора. Полученные изделия были более изящными и тонкими по сравнению с майоликой.
Серьезные изменения коснулись и росписи. Ее многоцветная гамма сменилась сине-белой, впоследствии ставшей визитной карточкой гжели и ее классическим стилем. Это произошло под влиянием голландских изразцов и китайского фарфора, которые были популярны в России. Да и роспись кобальтом упрощала производство: наличие только двух обжигов существенно экономило топливо.
Ассортимент посуды значительно расширился. Появились изящные чайные и столовые сервизы, состоящие из множества предметов – блюдец, чашек, сахарниц, чайников, молочников, тарелок разного назначения.
Сочетание цветов на гжельских изделиях воспринимается с особой сердечной теплотой. Белый фон фарфора ассоциируется с чистотой, морозной зимой и искристым снегом – с образами, особенно близкими русскому человеку. Сочетание белого и синего создаёт ощущение свежести, лёгкости и воздушности, придаёт изделиям особую выразительность.
Однако к концу XIX века гжель начала уступать более крупным конкурентам, что привело к постепенному упадку промысла. После Великой Отечественной войны мастера - умельцы вновь решили вернуться к производству посуды. Сначала выпускались предметы первой необходимости, например, чернильницы-непроливайки, которые пользовались большим спросом. Когда жизнь начала налаживаться, и у людей появилась возможность приобретать предметы для украшения интерьера, было расширено производство расписной посуды и статуэток.
Пик популярности возрождённой гжели пришёлся на 1970-80-е годы. Яркий пример тому - Олимпиада-80 в Москве. К этому событию были выпущены десятки тысяч сувениров с гжельской росписью. Это были олимпийские мишки, вазочки, шкатулки, различные другие изделия.
Гжель как символ русской культуры вновь вернула себе былую славу. По-прежнему остаются традиционными элементы орнамента, растительные мотивы, изображения животных и птиц. Промысел находится в непосредственной зависимости от спроса общества: вкусов покупателей и модных тенденций. Но мастера сумели сохранить и донести до нас самобытность и особенности национальной культуры.
Гжельская роспись выполняется исключительно вручную. Каждый мастер владеет собственными приёмами. Благодаря индивидуальности, каждое изделие уникально, что позволило российским мастерам достичь всемирной известности. В данных изделиях органично сочетаются народные мотивы и аристократическая изысканность. Поэтому изящная белоснежная посуда из тонкой керамики с затейливым орнаментом сине-голубых оттенков - один из самых популярных российских брендов за рубежом.
Традиционный узор гжели – роза, или «агашка». Название произошло от женского имени Агафья, так как в XIX веке среди художниц было много девушек с таким именем. Профессиональные мастера различают на фарфоре около 20 оттенков синего цвета. Но нельзя определить заранее, какой будет оттенок изделия: он полностью зависит от положения мазка художника.
Набор его инструментов достаточно прост: различные кисточки, палитра для смешивания оттенков, шпатели, ёмкости для соединений кобальта. Работа требует большого терпения и высоких навыков, потому что рисунок наносится на необожжённое изделие, покрытое белой эмалью.
В современной гжели в широком ассортименте представлена декоративная скульптура. Особо популярны шкатулки, подсвечники, колокольчики, декоративные тарелки. В целях сохранения вековых достояний гончаров наблюдается обращение к историческим корням ремесла. Так, некоторые современные художники возрождают традицию многоцветной майолики, характерной для раннего периода гжельского промысла.
Еще одно направление – поиск новых форм, расширение ассортимента изделий с учётом современных потребностей и вкусов. Кроме традиционных, современные мастера создают целый ряд эксклюзивных изделий: от ювелирных украшений до предметов современного дизайна. Гжельская роспись используется в оформлении архитектурных сооружений, как элемент украшения одежды.
Для сохранения и популяризации гжельского промысла создаются музеи и экспозиции, посвящённые истории и современности промысла. Эти музеи играют важную роль в сохранении культурного наследия и просвещении широкой публики.
Гжельский промысел - яркий пример того, как традиционное искусство может сохранять свою актуальность и оставаться востребованным в современном мире.