Найти в Дзене
Ратибор Волхов

4-й этап Гран-при России прошёл под знаком «особого режима» Петросян и Гуменника

Удивительные вещи происходили во время создания этой публикации: дважды текст полностью исчезал после описания короткой Аделии Петросян. Тут невольно поверишь во всякую чертовщину, словно мой компьютер подхватил какой-то вирус «непредвзятости». Дважды приходилось переписывать полстатьи заново, потому, разумеется, не обошлось и без корректировок, связанных с уже завершившимся следующим этапом. И, разумеется, произошла существенная задержка с выходом свет. Но лучше поздно, чем никогда! Поскольку между 5-м этапом и Чемпионатом России ничего интересного в российском взрослом фигурном катании не предусмотрено, то и торопиться с написанием сего текста (как и о 5-ом этапе) причин не было, а написать было о чём. Итак, 4-й этап Гран-при России прошёл в Москве, и сразу вопрос на засыпку: учитывая, что подавляющее большинство фигуристов живёт и тренируется в Москве и Санкт-Петербурге, то почему в Москве был неполный этап, без парного катания, в то время как этапы в Магнитогорске, Красноярске и в

Удивительные вещи происходили во время создания этой публикации: дважды текст полностью исчезал после описания короткой Аделии Петросян. Тут невольно поверишь во всякую чертовщину, словно мой компьютер подхватил какой-то вирус «непредвзятости».

Дважды приходилось переписывать полстатьи заново, потому, разумеется, не обошлось и без корректировок, связанных с уже завершившимся следующим этапом. И, разумеется, произошла существенная задержка с выходом свет. Но лучше поздно, чем никогда!

Поскольку между 5-м этапом и Чемпионатом России ничего интересного в российском взрослом фигурном катании не предусмотрено, то и торопиться с написанием сего текста (как и о 5-ом этапе) причин не было, а написать было о чём.

Итак, 4-й этап Гран-при России прошёл в Москве, и сразу вопрос на засыпку: учитывая, что подавляющее большинство фигуристов живёт и тренируется в Москве и Санкт-Петербурге, то почему в Москве был неполный этап, без парного катания, в то время как этапы в Магнитогорске, Красноярске и в Омске, не ближний свет, полные, все четыре дисциплины?

И в танцах состав был очень странный, хотя, казалось бы, в Москве могла собраться компания и поинтереснее. Особенно в этой дисциплине, где лучшие дуэты представляют столицу (из основных только Кагановская / Некрасов да Миронова / Устенко из Санкт-Петербурга, остальные - москвичи).

На этом этапе из 10 дуэтов восемь представляли Москву и по одному Московскую и Нижегородскую области, но из москвичей ни Леонтьевой / Горелкина, ни Пасечник / Чиризано, ни Щербаковой / Гончарова, ни Шичиной / Дрозда мы не увидели.

Впрочем, что касается дуэта Софья Леонтьева / Даниил Горелкин, то, к сожалению, ему пришлось с сняться с соревнований в Москве из-за болезни партнёрши. Одна из самых красивых фигуристок из ныне выступающих, а может быть, и самая красивая – Софья Леонтьева попала в больницу из-за инфекции, попавшей в рану на руке из-за пореза во время проката. Операция прошла успешно, Софья уже выписана, но очень перспективный дуэт остался без одного этапа. Пожелаем Софье скорейшего восстановления и успешного возвращения на лёд. Софья – сама по себе является украшением любых соревнований.

А вот Ирину Хавронину / Девида Нарижного, которых мы так же не было на этапе в Москве, в отличие от дуэта Леонтьева / Горелкин, мы уже, к огромному сожалению, в этом сезоне не увидим. № 2 российских танцев, а может, и потенциальный № 1, надолго выбыли из-за травма колена Девида, которая оказалась намного более серьёзной, чем предполагали, когда они не приняли участие ещё в Финале Гран-при прошлого сезона. Российские хирурги так и не смогли найти причину. Теперь дело за немецкими. Однако способности немецких хирургов сильно преувеличены. Многие спортсмены делали неудачные операции в Германии. Хочется верить, что с Девидом этого не случится, и дуэт, пропустив текущий сезон, сможет вернуться в следующем и, наконец, в российских танцах будет настоящая борьба за первую строчку. Впрочем, не будем забегать вперёд, ведь неизвестно, кто закончит карьеру по итогам этого сезона. Не исключено, что Хавронина / Нарижный вернутся уже в статусе № 1, хотя, наверное, некоторые дуэты, стоящие следом в «очереди», с этим не согласятся. Но опять же, нужно ещё вернуться. Пожелаем Девиду здоровья…

Поскольку ничего особо интересного в Москве в танцах не произошло, то очень коротко. Александра Степанова / Иван Букин уверенно выиграли с результатом 210,10, что на 0,71 хуже, чем на этапе под № 2. Ритм-танец по результатам получился почти идентичным: 84,32 против 84,29 в Красноярске. Произвольный танец вышел чуть похуже: 125,78 против 126,52 в Красноярске.

Нужно признать, что этот дуэт давно уже перестал прогрессировать, остановившись на определённом уровне, его недолюбливают международные судьи, поэтому не удивлюсь, что, оставшись без Милана, дуэт может вскоре закончить карьеру. Возраст уже близок к предельному – 30 и 32 года. Ещё 4 года они, конечно, теоретически могут прокататься, но вряд ли ФФККР будет продолжать рассчитывать на Олимпиаде 2030 года на столь возрастных фигуристов. Правда, пришла информация, что вроде бы Степанова / Букин хотят докататься до следующей Олимпиады, но будет ли разумно делать на них ставку? Тем более что есть молодые и прогрессирующие, но не на этом этапе.

На этом же этапе следом - пропасть. Занявшие 2-ое место Екатерина Рыбакова / Иван Махноносов набрали почти на 27 баллов меньше – 183,33. Это на два балла хуже, чем у них же на 2-ом этапе.

Дальше всё совсем печально - третье место у Варвары Ждановой / Тимура Бабаева-Смирнова с результатом 176,36. На втором этапе они набрали на 0,55 больше, но были только шестыми.

Неутешительные вещи в этом сезоне творятся с дуэтом Софья Шевченко / Андрей Ежлов, который доселе неплохо прогрессировал. На 1-ом этапе из-за неудачи в произвольном танце они скатились с четвёртого места после ритм-танца на шестое. В этот раз на 10 баллов лучше – 171,08, но всё равно только шестое место. Впереди оказались не только снова Анна Коломенская / Артём Фролов, но и Василиса Григорьева / Евгений Артющенко. Похоже, судьи дуэт Шевченко / Ежлов не рассматривают в качестве призового. На Чемпионат России отберутся, а вот на Финал Гран-при вряд ли.

Переходим к женскому одиночному катанию. Первая пятёрка здесь явно выступала в другой лиге.

И тут опять вопрос к организаторам. На 3-м этапе занявшая седьмое место Камилла Нелюбова рискует не попасть в Финал Гран-при (даже, забегая вперёд, после пятого места на пятом этапе), а здесь шестое место заняла Арина Кудлай, которая на первом этапе была 8-ой. В этот раз она набрала на три балла больше – 183,41, но это на восемь баллов меньше, чем седьмое место Нелюбовой этапом ранее. Кудлай в Финал Гран-при не попадёт, но вот Ева Зубкова, которая на 2-м этапе заняла пятое место, набравшая на 18 баллов меньше Нелюбовой, имеет «стартовому позицию» с «гандикапом», который ей, правда, всё равно не поможет. Однако кто-то, кроме Двоеглазовой, со 2-го этапа в Финал Гран-при попадёт, например, опять же забегая вперёд, Анна Ляшенко, проигравшая в Омске очную борьбу Нелюбовой, но «гандикап» в виде второго красноярского места уж больно велик. А вот более сильные фигуристки могут пролететь мимо. Хотя, памятуя, как при г-не Сихарулидзе меняли регламент по ходу сезона, можно ожидать всего что угодно. О том, что «написано в регламенте» мы вполне можем узнать перед Финалом Гран-при, а если что, то «стрелочник», который снова «опубликует не тот текст» на официальном сайте, всегда найдётся. Пока Чемпионат России идёт в зачёт.

Переходим к пятом месту, которое несколько улучшило положение в борьбе за попадание в Финал Гран-при Вероники Яметовой, этапом ранее занявшей лишь шестое место. Однако пока ещё ничего не гарантирует. Короткая под «Дом восходящего Солнца» у Вероники в целом была неплохой, если бы не ошибка в самом начале на каскаде тройной Лутц – тройной Тулуп (последний с недокрутом в четверть). Все вращения четвёртого уровня, дорожка шагов – третьего. 66,07, но баллы за компоненты на уровне юниорки Хуснутдиновой – 30,45.

Можно ли сравнивать по артистизму и компонентности интересные, целостные, яркие прокаты Яметовой и выполнение отдельных элементов под фоновую музыку Хуснутдиновой? А чего уж говорить о том, что не блещущая артистичностью Садкова за компоненты получает на порядок выше! Так что, хоть Яметова и перебралась в Москву и в более известный тренерский штаб, но нет предела беспределу! Особенно в оценивании компонентов.

При этом руководитель ФФККР Антон Сихарулидзе, давший интервью Алексею Ягудину, отдельно отметил мировую тенденцию повышенного внимания именно к компонентам, заявив, что и у нас, мол, тоже судьи теперь будут более внимательно к этому относиться. Однако пока, кроме низких оценок, никакого адекватного оценивания компонентов российскими судьями мы как не видели раньше, так и не видим. Они как притягивали оценки за компоненты к оценкам за технику, при этом не забывая о негласном рейтинге тренерских школ, так и продолжают это делать. Особенно сильно это проявляется в женском одиночном катании. У Тутберидзе здесь рейтинг наивысший, поэтому, чтобы даже её юниоркам с юниорским абсолютно не компонентным и не артистичным катанием получать на уровне той же Яметовой и выше, достаточно просто выйти на лёд.

С другой стороны, чего возмущаться по поводу судейства, если после упомянутого интервью Сихарулидзе, у меня сложилось полное впечатление, что катавшийся в «докомпонентную» эпоху нынешний глава ФФККР сам до конца не понимает, что такое компоненты и «с чем их едят»…

…После пятого места в короткой Яметова заняла такое же место и в произвольной с результатом 127,31. Вероника опять ошиблась на всё том же первом каскаде, что и в короткой, только в этот раз тройной Тулуп она не докрутила ещё сильнее. Судьи понизили его аж до двойного. Это только в базовой стоимости потеря 2,90 балла, а ещё и все -4. 4,84 за каскад, который должен был стоить 10,10 – серьёзная неудача. Но в целом прокат Яметовский, мощный, интересный под этномузыку. И опять компоненты – 61,02 – на уровне исполняющей отдельные элементы вместо программы Хуснутдиновой и существенно ниже, чем у простенького проката Садковой и полуюниорского Двоеглазовой. Как там у Оруэлла? «Все фигуристки равны, но некоторые более равны, чем другие». Ах, пардон, Оруэлл в «Скотном дворе» писал не о фигурном катании, но если перефразировать, то получается именно так.

193,38, что на 0,11 хуже, чем этапом ранее, хотя я бы не сказал, что Вероника выглядела хуже. Впрочем, результаты практически идентичные, но компоненты Яметовой стали занижать даже больше, чем до переезда в Москву.

Четвёртое место заняла Ксения Синицына с результатом 199,04. На 1-ом этапе Синицына финишировала лишь шестой, и она, как и Яметова, тоже балансирует на грани непопадания в Финал Гран-при, но у Синицыной положение чуть получше.

В короткой Ксения после неудачных экспериментов прошлого сезона вернулась к прежнему, более лирическому стилю. И это дало результат – программа вышла очень хорошей. Правда, исполнение не получилось без ошибок. Ошибка, собственно говоря, была только одна – на первом же прыжке – тройном Лутце. Удивительно, как после такого приземления Ксения смогла добавить к нему тройной Тулуп! К сожалению, на Лутце судьи усмотрели недокрут больше, чем в четверть, и понизили базовую стоимость на 20 %. А ещё и средние -2 за каскад.

За технику 35,55. Компоненты вызвали всё те же вопросы. 31,99? Как Синицына за компоненты может получать меньше Садковой и Двоеглазовой? Что там говорил Сихарулидзе? Судьи будут больше внимания уделять компонентам? Какие-то у этих судей двойные стандарты, однако! Конечно, Синицына заслужила оценки выше, чем от 7,75 до 8,25, но для этого ей нужно было бы выступать за тренерский штаб покруче.

А вот за произвольную программу Синицыну и её тренерский штаб (особенно постановщиков) я бы покритиковал. Программа с центральной темой из легендарного индийского кинофильма «Танцор диско» 1982 года, который сделал знаменитым актёра Митхуна Чакраборти – любимца советских женщин начала 80-х. В Советском Союзе фильм посмотрели больше 60 млн. зрителей.

Чакраборти, исполнивший главную роль Анила, он же – Джимми, после выхода этого фильма на экраны Индии проснулся знаменитым. Это была далеко не первая его роль - он даже имел уже индийскую национальную кинопремию, но в Болливуде существует строгая иерархия влиятельных актёров и актрис (прямо как у нас в женском одиночном катании строгая иерархия тренерских школ!), и именно после этого фильма Чакраборти начал входить в «Высшую лигу» и нынче стоит в ряду с такими грандами индийского кино, как Дхармендра (к сожалению, когда корректировалась эта публикация, из Индии пришло печальное известие о кончине легендарного актёра), Амитабх Баччан, Аджай Девган, Шах Рукх Кхан (впрочем, двое последних уже из более позднего поколения). Но пробиваться актёру со слишком тёмным для Болливуда цветом кожи было не просто (прямо, как нашим фигуристкам из провинции без покровительства влиятельных тренерских штабов). Ведущие актрисы просто не хотели с ним сниматься, пока эту тенденцию не переломила легендарная красавица и секс-символ индийского кино 70-х – начала 80-х Зинат Аман. (У нас в женском одиночном катании, как известно, секс-символ Елизавета Туктамышева, официально объявившая о завершении карьеры, и уже работающая в тренерском штабе Мишина – вот бы и она переломила какую-нибудь неприятную тенденцию).

Кстати, у нас существует заблуждение, что Чакраборти происходит из низших каст, но это не так. Чакраборти хоть и родился в небогатой семье почтового служащего из Калькутты, но его родители происходят из касты брахманов. (Интересно, к какой «касте» нужно принадлежать, чтобы попасть в более крутой тренерский штаб в российском женском одиночном катании?) В Калькутту, где родился Чакраборти они переехали из Восточной Бенгалии, как при англичанах называлась Бангладеш, которая некоторое время ещё носила название Восточный Пакистан. Заблуждение сложилось не только из-за цвета кожи, но и из-за того, что в молодые годы он постоянно играл бедных честных парней – защитников бедняков. В фильмах он регулярно боролся против «злых богачей» и за «права трудящихся». (Правда, в более зрелом возрасте Чакраборти переключился на роли главарей мафии и вообще отрицательных персонажей, которые у него получались даже лучше.) В принципе, примерно таким и был сюжет фильма «Танцор диско»: бедный парень, богатая девушка, злой отец девушки – конечно же, богач.

Кто же не слышал: «Джимми, Джимми, Ача, Ача»? Вообще-то песня композитора Балли Лахири в исполнении Парвати Кхан называется «Jimmi Jimmi Jimmi Aaja» - и эта музыка звучала в программе Синицыной, только вот образ? Почему-то Синицына и её тренерский штаб посчитали, что для индийского образа достаточно нанести бинди на лоб (бинди – это точка между глаз). Причём бинди красного цвета, что символизирует статус замужней женщины. А не стоило ли бы всё-таки фильм посмотреть?

Главная героиня Рита Оберой там вполне себе эмансипированная европеизированная девушка. Роль эту исполнила Ким Яшпал, которая, в отличие от Чакраборти, знаменитой так и не стала, несмотря на свою очень колоритную внешность (мать – японка). К тому же диско в Индии в начале 80-х это примерно, как Джерри Ли Льюис в США в середине 50-х.

К слову, в индийских фильмах того периода, если внимательно прислушаться, можно было разобрать многие западные популярные мелодии, переделанные на индийский манер. И «Jimmi Jimmi Jimmi Aaja» имеет известное сходство с «You're Ok» группы «Ottawan» 1980 года. Иными словами, мы говорим об Индии, заново открывающей западную культуру. В общем, бинди вообще не к месту.

Ладно, не обязательно, что называется, близко к тексту. Но хотя бы другие индийские фильмы (благо, недостатка в индийских каналах нынче нет) посмотреть можно было! Я не предлагаю просмотры фильмов времён Наргис Датт и Раджа Капура (в 50-е танцы ещё особо в индийских фильмах не практиковались). Но для того, чтобы отразить на льду колорит традиционного индийского киношного танца, можно было бы понаблюдать, как двигаются известные актрисы более позднего периода – Мандакини (наряду с Зинат Аман, одна из немногих индийских актрис, рискнувшая обнажить грудь на экране, что в Болливуде обычно не практикуется даже в фильмах с вернувшейся из Канады бывшей порно-звездой Санни Леоне), Мадхури Дикшит, Урмила Матондкар, Каришма Капур, Сонали Бендре, Каджол, Лара Дата…

Но в программе Синицыной, ни героини Ким Яшпал, ни вообще чего-то по-настоящему индийского мы не увидели. Только неуместное красное бинди.

Поэтому не очень высокие оценки за компоненты здесь вполне уместны. Не «Джимми» и не «Ача», и ни разу не «Рита Оберой», которая по сценарию исполняла эту песню. Митхун Чакраборти бы не поверил.

Столько места в этой публикации индийскому кино я уделил не случайно, а чтобы на конкретном примере показать, что даже достаточно артистичные и компонентные современные фигуристки не уделяют внимания хореографии и деталям программы (во многом этому способствует и судейство компонентов). И как тут лишний раз не вспомнить программы Анны Щербаковой, где всё, включая образы, было выверено до мельчайших подробностей.

Впрочем, у Синицыной и её тренерского штаба есть ещё время до Чемпионата России, чтобы подтянуть хореографию и в программе бы появилось хоть что-то от индийского «кинотанца». И красное бинди со лба убрать не помешало бы.

64,48 за компоненты при нынешнем судействе даже много, но Синицына может лучше, если постарается доработать эту программу.

С техникой тоже было не всё хорошо. Двойной Флип вместо тройного. Во многом из-за этого Ксения загнала себя в тяжёлую ситуацию: оба каскада и комбинацию пришлось выполнять во второй части программы. И Ксения почти справилась, но подвёл опять Флип. Тройной был недокручен больше, чем в четверть, и его базовая стоимость была понижена на 20 %. Однако присоединить к нему двойной Тулуп всё же удалось. Первые два вращения четвёртого уровня, последнее и дорожка шагов – третьего. За произвольную 131,50 и снова четвёртое место. В сумме, чуть больше, чем на 1-ом этапе.

Третью строчку заняла ещё одна неудачница 1-ого этапа Ксения Гущина. С результатом 200,51 – на 0,27 больше, чем в Магнитогорске, но там было только шестое место.

Гущину я уже критиковал за выбор музыки, сделаю это ещё раз. По своему сценическому типажу она прямо-таки девушка из Нью-Йорка или Чикаго (хотя, скорее, всё же Нью-Йорка) времён «сухого закона» - то ли подружка крутого итальянского мафиози, то ли не менее крутого полицейского из американских фильмов про мафию. Образ не обязательно 20-х годов прошлого века. «Кабаре», Лайза Минелли… – вот что ей подходит.

В принципе, музыка для короткой – это её, если убрать вступительную часть со счётом, которая занимает немалое время программы, в которой Ксения выглядит артистичнее «музыкального» сопровождения, которое портит всё впечатление. А в целом неплохо, но 31,79 за компоненты… Не хочу повторяться, но придётся: судьи явно судят что-то другое, иначе как Гущина может получать оценки за компоненты ниже той же Садковой?

Прыжковая часть – чисто; ошиблась Ксения на первом вращении, которое отминусовали и поставили только второй уровень. Два остальных четвёртого, дорожка - третьего.

68,07 – это хуже, чем на 1-ом этапе, но место третье.

Третье место у Гущиной и в произвольной. (Вообще на этом этапе у женщин в первой пятёрке никаких перестановок, словно в танцах.) Тут Ксения ошиблась на тройных Лутце и Риттбергере. Вращения четвёртого уровня, дорожка – третьего. Баллы за компоненты 63,01. Но тут я буду последовательным, коль уж я критиковал других фигуристов, которые использовали Майкла Джексона, то и Гущину покритикую. Джексон – это не её. Я б вообще сего персонажа запретил бы использовать, хотя запреты – это не наш метод, но фигуристы должны понимать, что сей сомнительный по известным причинам персонаж у многих вызывает, мягко говоря, не самые приятные ощущения.

132,44 – по нынешним мерка Гущина на то и накатала.

Этим третьим местом Гущина выиграла промежуточную борьбу у Синицыной и Яметовой за попадание в Финал Гран-при.

Второе место на этапе в Москве заняла фигуристка, которую ждали. Символично, что она появилась на этапе, где была Аделия Петросян. Это Алина Горбачёва, которая, надо сказать, приятно удивила. Из-за травмы она смогла заявиться только сейчас.

Мы прекрасно помним, какие ходили слухи о ситуации во время олимпийской квалификации. Трудно сказать, на чьей стороне правда? Действительно ли имели место какие-то интриги со стороны тренера Горбачёвой, чтобы заменить Петросян, или всё это фантазии фанатов Тутберидзе? Я допускаю, что в реальности разговоры о замене Петросян могли иметь место, но необязательно речь идёт об интригах. Если Петросян мешала травма, то вполне естественно, что возможность её замены обсуждалась. А уж как фанаты Тутберидзе умеют раздувать скандалы на ровном месте, все прекрасно знают. Да и имидж Алины Горбачевой после той известной истории с поисками всей Москвой сложился не самый положительный.

В любом случае, ситуация неоднозначная, но, что интересно, мы говорим о двух фигуристках, потерявших в начале сезона свои четверные.

В прошлые сезоны я часто критиковал Алину Горбачеву за отсутствие артистичности, и, действительно, с артистичностью у Алины были серьёзные проблемы. Но вышедшая в Москве на лёд Горбачёва словно совсем другая фигуристка. Алина очень сильно (особенно в произвольной) прибавила в хореографии и соответственно в реальной компонентности. Программы стали целостными, интересными, с вовлечённостью фигуристки, что и требуют правила.

Почему Горбачёва так преобразилась? Возможно, ранее ей ставили неудачные программы, неподходящие образы под не самое годящееся для неё музыкальное сопровождение, не позволявшие ей полностью раскрыться. Но, скорее всего, Алина просто повзрослела.

Существует известное заблуждение об артистичности детей. В действительности артистичность детей до определённого возраста весьма спорна. У детей либо есть от природы талант, который нужно развивать, либо его нет. Талант, но ещё не артистичность. Дети просто подражают взрослым или делают то, чему учат взрослые, а настоящая артистичность появляется с возрастом, исходит изнутри, вместе с жизненным опытом, позволяющим осознавать характер образа, который нужно воссоздать. Без определённого жизненного опыта настоящей артистичности не бывает.

Кто-то взрослеет раньше, как Анна Щербакова. И в случае с ней уместно процитировать слова всё того же Митхуна Чакраборти: «Хороших актёров можно подготовить, но настоящим актёром можно только родиться». Анна родилась актрисой и смогла развить свой талант.

Алина Горбачёва повзрослела, видимо, чуть позже и поэтому артистичность, которой ей так не хватало ранее, но она была скрыта где-то внутри, проявилась только сейчас.

С другой стороны, на Алину влияют последствия травмы. В короткой она ошиблась в каскаде, сдвоив Тулуп после тройного Лутца. Дорожка шагов только второго уровня, но все вращения – четвёртого. 68,86, но за компоненты только 33,59.

Произвольная, повторюсь, в плане артистичности получилась лучше. Однако Алина даже не попыталась исполнять свой четверной Сальхов. Вместо него она выполнила только тройной в каскаде с двойным Тулупом. Из-за этого один из допустимых повторов был не старшего тройного (Флипа), а Сальхова. На сольном тройном Флипе судьи усмотрели неясное ребро. В каскаде тройной Лутц - тройной Тулуп недокруты в четверть на обоих прыжках. Но зато все уровни четвёртые. 140,42 и 68,23 за компоненты.

Сумма 209,28. (И снова, пользуясь возможностью забежать вперёд, Алина в Омске таки исполнила чистый четверной Сальхов, побив тем самым российский возрастной рекорд по четверным, установленный в Магнитогорске Марией Захаровой.)

Победила на 4-ом этапе за явным преимуществом по баллам, но не по впечатлению, Аделия Петросян. В короткой без тройного Акселя, который, видимо, мы уже больше не увидим в её исполнении, но и без ошибок; все уровни четвёртые. И в оценивании компонентов судей словно «спустили с цепи» и «накормили сладким», отчего они резко подобрели и отвалили все «девятки» (от 9,00 до 9,25), кроме одной 8,75 за мастерство катания.

Мне, конечно, очень интересно, чем этот прокат оказался настолько лучше и компонентнее, чем её же в Магнитогорске, что 34,97 за компоненты чудесным образом превратились в 36,38? Жаль, что, в отличие от футбола и хоккея, у нас в фигурном катании нет программы на телевидении, куда бы приглашали судей, чтобы те объясняли принимаемые решения, а точнее – выставляемые оценки. Просто хотелось бы понять: откуда такой рост компонентности почти на полтора балла? И как за короткую 75,89 в Магнитогорске превратились в 78,83 в Москве? Улучшение на три балла, при том, что реально улучшилась лишь дорожка шагов с третьего на четвёртый уровень.

Возможно, в Магнитогорске поставили ниже? За короткую – вряд ли. Или с ними поработали получше, и готовят почву для международных судей? Только поверят ли те в эту новую версию странной программы позапрошлого сезона, где Аделия не только катается под Майкла Джексона, но и выступает в образе Майкла Джексона, что, признаться, вызывает (постараюсь выразиться дипломатично) ещё более неприятные ощущения, чем когда просто катаются под Майкла Джексона. Вообще-то, говоря откровенно, в этом сомнительном, мягко говоря, образе Аделия выглядит откровенно нелепо. И чем не угодила вполне себе приличная драматическая короткая прошлого сезона? Или это расчёт на пресловутую западную толерантность? Так Трамп ей, этой толерантности, к Милану уже в стиле своего друга Гробовщика вполне может сделать «Rest in Peace».

В общем, странный выбор команды Тутберидзе и одним лишь творческим кризисом Глейхенгауза после расставания с Анной Щербаковой его не объяснишь, хотя время вернуться к хорошо выкатанной короткой прошлого сезона ещё есть.

Произвольную для Аделии оставили прошлогоднюю, точнее – с прошлого сезона. Этот выбор вполне логичный, учитывая, что на международной арене она была представлена впервые лишь на олимпийской квалификации, при этом программа хорошо выкатана. Правда, по-прежнему от страстной латиноамериканки Марии, о которой поётся в песне, в прокате Петросян только красивое красное платье. Ни для кого не секрет, что Петросян – это в первую очередь техника, а артистичность никогда не была её сильной стороной. Не случайно она ни разу не участвовала в турнире по шоу-программам. Конечно, она по сравнению со взрослым дебютом 2021 года существенно прибавила в хореографии, но потеряла в технике.

18 лет и пока за три турнира мы ни разу не увидели ни одного удачного ультра-си. В этот раз Аделия попыталась исполнить четвёрной Тулуп – последний оставшийся у неё ультра-си, но снова падение. Ещё и недокрут в четверть. А времени до Олимпиады всё меньше.

И, наверное, приезд в Омск и выступление вне конкурсе Петросян не от того, что всё идёт по плану. В Омске мы снова увидели, что четверной Тулуп у Аделии есть (даже два), но его нет. Потому что его по-прежнему нет на официальных стартах.

Всё остальное в техническом плане в Москве (в отличие от Омска) было относительно хорошо; все вращения четвёртого уровня, дорожка опять третьего. Из оригинального и интересного стоит отметить шпагат на ходу ближе к концу программы.

За технику 81,60 – с падением с четверного - неплохо; компоненты – 70,62 (оценки от 8,75 до 9,00, только одна 8,50). 151,22 за произвольную, 230,05 – в сумме. Для победы на этапе достаточно, а для Милана? В Пекине с таким результатом Аделия не попала бы даже на пьедестал, но в Милане, к сожалению, не будет Анны Щербаковой в качестве участницы, как и Александры Трусовой. Результаты первых двух фигуристок Милана, естественно, будут существенно ниже, но вопрос пока не о победе, а хотя бы о пьедестале. Как говорится, дожились!

И когда мне порой ставят на вид, что я, дескать, излишне критикую Тутберидзе, то вот и ответ на вопрос. Именно Тутберидзе виновата в том, что подняли возрастной ценз; у Тутберидзе после этого было уже три полных сезона, но какого-либо прогресса в работе с фигуристками старше 18-ти нет. Зато он появляется у других тренеров, у которых четверные после 18-ти российские фигуристки стали прыгать раньше, но в отношении них прогресса нет в судействе.

В целом, Петросян в Москве оставила неоднозначное впечатление. Но в любом случае, главный старт для неё будет в Милане.

Переходим к более интересному, к мужскому одиночному катанию. Тут тоже сразу оформилась первая пятёрка из сильных фигуристов. Из четырёх признанных лидеров российского мужского одиночного катания здесь выступили трое, причём Пётр Гуменник и Евгений Семененко на этапах Гран-при сезона появились впервые.

Начнём с пятого места, которое занял Роман Савосин. Каждый сезон Савосин не устаёт нас радовать новыми яркими запоминающимися образами. В этот раз он отрастил усы и стал похож на легендарного Фредди Меркьюри, воплотив его образ в произвольной.

Но для начала о короткой, где у Романа снова, как и на 1-ом этапе возникли проблемы с тройным Акселем, хотя в этот раз он был не докручен только в четверть. Все вращения четвёртого уровня, дорожка – второго. За технику почти 50 – 49,72, а вот за компоненты оценки судьи точно зажали – от 8,00 до 8,25 и даже две (не пошедшие в зачёт) 7,75 – Роман заслуживает явно больше, чем 40,50. Но 90,22 принесли ему третье место в короткой.

Произвольная Савосина заслуживает особого внимания. Составлена она из четырёх бессмертных хитов величайшей рок-группы всех времён и народов «Queen»: «Radio Ga Ga», «Ay-Oh», «Bohemian Rhapsody», «We Will Rock You».

Признаюсь, Роман Савосин вызывает у меня большую симпатию, даже, несмотря на то, что он является болельщиком ЦСКА, что явно не гармонирует с его артистичностью. Савосин - вообще любимец публики. Но мне хотелось бы высказать некоторые замечания по поводу его программы.

В тренерский штаб Савосина я не вхож, поэтому не знаю, как подбиралось музыкальное сопровождение, но начало программы, где стоят три четверных, под «Radio Ga Ga» - не лучший выбор. Это я как большой поклонник творчества группы «Queen» и лично Фредди Меркьюри пишу.

Очевидно, все четыре выбранные музыкальные композиции - с того самого легендарного сводного концерта на лондонском стадионе «Уэмбли» в июле 1985 года в помощь голодающим в Эфиопии под названием «Live Aid». Вероятно, использовался альбом «Bohemian Rhapsody», вышедший уже в 2018 году к нашумевшему фильму «Богемская Рапсодия», который в России, благодаря нашим доблестным «запретителям» в ближайшее время вряд ли снова покажут.

На концерте порядок песен был не таким, как компоновка музыки к программе Савосина. Вначале шла «Bohemian Rhapsody», потом «Radio Ga Ga», «Ay-Oh», далее: «Hammer to Fall», «Crazy Little Thing Called Love», «We Will Rock You», «We Are the Champions». В завершении, потрясшего публику на «Уэмбли» 20-минутного выступления Брайан Мэй и Фредди Меркьюри исполнили акустический трек «Is This the World We Created...?»

Логично было, исходя из расписания элементов, Савосину не нарушать оригинальный порядок и начать с «Bohemian Rhapsody», потом «Radio Ga Ga», «Ay-Oh», а закончить «We Are the Champions», потому что «We Will Rock You» у Романа мы вообще не увидели, да и в целом эта композиция для фигурного катания, по крайней мере в соревновательном режиме, не подходит. Под неё можно только дорожку шагов или хореографическую последовательность делать, но точно не вращения.

Возможно, если бы расклад был предложенным мною, Роман не допустил бы такое число ошибок. Он не докрутил в четверть четверной Сальхов и тройной Аксель, потом упал с сольных тройного Акселя (недокрученного на галку с понижением на 20% базовой стоимости), и тройного Лутца, а в завершающем вращении третьего уровня ещё была потеряна базовая позиция «стоя», что привело к снижению базовой стоимости элемента и почти отсутствию надбавок. Остальные вращения четвёртого уровня, дорожка – третьего. Техника – 78,97, компоненты – 77,08. Под «Queen» надо выступать лучше. Роман это может.

154,05 и только пятое место. 244,27 – это, конечно, не совсем тот результат, который должен показывать Роман Савосин. На 1-ом этапе было на 4 балла больше, но в произвольной Роман тогда набрал аж на 9 баллов больше. И место было 4-ое, а сейчас только - 5-ое.

Теперь о главном скандале этапа, который совместно раздули Евгений Плющенко, фанаты Трусовой и по «правопреемству» - Макара Игнатова, а также непримиримые фанатки Дикиджи, патологически ненавидящие Петра Гуменника.

В реальности скандал возник на ровном месте. Совершенно очевидно, что Игнатов должен был проиграть Гуменнику. Всё было совершенно справедливо, и сетования Плющенко на судейство абсолютно не оправданы. В этом вопросе, надо сказать, наши позиции с «самым непредвзятым» в кои-то веки совпадают. Так что, возможно, «вирус непредвзятости» не виноват в том, что эта статья так сильно задержалась. Тут и других «вирусов» хватает.

Итак, почему Гуменник оказался выше Игнатова? Для того чтобы это понять, достаточно просто посмотреть в протокол соревнований.

Начнём с того, что в короткой Макар проиграл Петру четыре с половиной балла. У Гуменника значительно более сложный и дорогостоящий набор прыжков, чем у Игнатова: четверные Лутц и Флип против четверных Риттбергера и Тулупа: 22,50 в базовой стоимости против 20,00. Да, Пётру понизили Лутц до двойного и сбросили полстоимости за падение, а Макару накинули 10 % к Тулупу за вторую часть программы, но в итоге базовая стоимость даже с учётом этого оказалась 43,10 против 43,85. Всего 0,75 в пользу Игнатова, но если у Петра, кроме Лутца, было из недолчётов только первое вращение третьего уровня, а всё остальное, включая дорожку, - четвёртого, то Игнатов крайне неудачно выполнил Риттбергер с приличными минусами, и ни одного четвёртого уровня: дорожка и одно вращение третьего, ещё два вращения – второго, причём последнее ещё с потерей базовой позиции «волчок».

Такие недочёты влияют не только на базовую стоимость, но и на общее впечатление и на компоненты. Достаточно слабые вращения Игнатова почти не получили надбавок. Поэтому в технике Пётр выиграл у Макара больше двух баллов: 48,71 против 46,16. Всё по делу. Всё-таки, фигурное катание – это не только прыжки и падения, но и всё остальное в комплексе.

Естественно, и не шибко компонентный Игнатов проиграл и по второй оценке. У Петра программа очень интересная. Да, я читал критику после олимпийского отбора и контрольных прокатов. Не знаю, с чем она была связана? Возможно, программа ещё была сыроватой, но сейчас это настоящий «Парфюмер». Образ, костюм, движения, даже платок – прямо как по фильму.

А мы говорим, дескать, Глейхенгауз потерял вдохновение после ухода Щербаковой – ан, нет – похоже, он потерял его только в женском одиночном. Программу Гуменнику он поставил классную. Это уже, кстати, не первое их сотрудничество.

А вспомнить, что откатал в короткой Игнатов, я, признаться, без подсказки, не могу. Поэтому 42,51 против 39,59 за компоненты. Всё справедливо. И результат короткой 90,22 у Гуменника против 85,75 у Игнатова тоже по делу. Игнатов пятый в короткой, Гуменник – четвёртый с одинаковым результатом с Савосиным.

В произвольной Гуменник выступил похуже Игнатова – четвёртое место против второго. Вроде бы, для тех, кто «правил не знает, не признаёт и знать не хочет», то есть для перешедших к Игнатову от Трусовой фанаток, должно было показаться, что, на первый взгляд, чисто откатавшийся Игнатов должен был сильно опередить по баллам прилично наошибавшегося Гуменника, но протоколы и математика – это явно не их.

Итак, опять же смотрим в протокол. У Гуменника база 93,33, у Игнатова – 87,13. Шесть с лишним баллов в пользу Гуменника. Почему так вышло? Гуменник исполнил пять четверных (Лутц, Флип, Риттбергер и два Сальхова) и тройной Аксель, Игнатов – четыре четверных (Риттбергер, Сальхов, два Тулупа) и два тройных Акселя. У Гуменника два вращения четвёртого уровня, одно вращение и дорожка шагов – третьего; у Игнатова опять ни одного четвёртого уровня (два вращения второго, одно – третьего, дорожка вообще – первого).

У Игнатова видимых ошибок вроде бы не было, кроме недокрученного в четверть первого тройного Акселя, но все вращения и дорожка получились опять очень слабыми с небольшими надбавками. Поэтому за технику меньше 100 – 98,80.

Гуменник снова ошибся на Лутце. Правда, в этот раз без падения и недокрутов – приземление не очень. Сольный четверной Сальхов получился с недокрутом больше четверти с понижением базовой стоимости на 20 % и очень плохим приземлением. Недокрут в четверть на тройном Акселе и, «чтобы не было скучно», Пётр зачем-то в конце упал с сольного тройного Флипа. Вроде бы программа провалена, но, опять же, не прыжками едиными живёт фигурное катание – у Петра два вращения четвёртого уровня, одно и дорожка – третьего. И сами вращения и дорожка на порядок лучше, чем у Игнатова. Потому и набралось 95,13 за технику. Таковы правила – нравится это кому-то или нет. Базовая стоимость и исполнение непрыжковых элементов имеют не последнее значение.

В компонентах Гуменник у Игнатова выиграл немного: 81,41 против 80,25. Опять же таковы правила, ведь в реальности программа Петра – прошлосезонный «Евгений Онегин» очень хороша и по постановке и по исполнению, а у Игнатова – программа как программа: посмотрел и забыл. В реальности, конечно, Гуменник намного компонентнее Игнатова, но исполнение Петром технических элементов с большим числом ошибок ограничивает оценки за компоненты.

У Игнатова за произвольную 179,05, у Гуменника – 175,54. На столько оба и накатали примерно. Никакого «заговора». Чистая математика и правила.

Поэтому по сумме двух программ Игнатов набрал 264,80 и занял четвёртое место, Гуменник – 265,76 и третье место. Все выдумки по поводу того, что якобы Игнатова засудили в пользу участника Олимпиады – это в телепередачи, где рассказывают о рептилоидах и помидорах-убийцах.

Попутно не могу не пройтись по нарушающему все нормы приличий и здравого смысла пиара четы Трусовых-Игнатовых (правда, у Макара, сдаётся мне, права голоса в этом вопросе особо нет). Все отношения в подробностях. Трусова, как известно, пиарится на всём. Не погнушалась даже на собственной беременности. Помните ту безобразную выходку на «Русском вызове», когда она, будучи беременной, прямо в программе продемонстрировала живот, а потом ещё и кадры УЗИ, чтобы расчувствовались судьи? Просто неприлично выставлять столь личное, интимное на всеобщее обозрение да ещё с такими целями, и судьи, к счастью, на это не купились. Да и вообще, кажется, что публике только процесс зачатия и деторождения не показывали (надеюсь, не показывали – не слежу). Теперь Трусова зачем-то притащила недавно рождённого ребёнка, которому всего несколько месяцев, в зал, где полно людей, кашляют, чихают, холодно (ещё и передавала посторонним людям, в частности, Загитовой, когда нужно было засветиться в «Kiss&Cry»). Какая необходимость? Только чтобы покрасоваться перед камерами? Вряд ли ребёнка не с кем оставить. В былые времена до определённого возраста чужим даже имя детей не называли - от «дурного глаза» прятали. Не зря, наверное.

Такое впечатление, что за неимением ни одной значимой спортивной победы на взрослом уровне, получившая прозвище «вечно третья» хоть в чём-то захотела оказаться первой. Кондратюк благоразумно сбежал, и даже замуж раньше выйти не удалось – и тут Косторная опередила. Но хоть в чём-то… Однако для профессиональной спортсменки, согласитесь, весьма сомнительный способ для пиара. В противовес, например, о том, что упомянутая Косторная вышла замуж, прочитал едва ли не через год, а о том, что родила, – узнал тоже постфактум и то случайно. О её беременности понятия не имел. А здесь, хочешь – не хочешь, всё выставляется напоказ. Разве что сладости в стиле султанского гарема из турецких сериалов не раздавали. Можно только плечами пожать.

Я вообще считаю, что детей использовать для какой-то рекламы, а тем более пиара – недопустимо, хотя бы уже потому, что их согласия никто на это не спрашивает! Это моё частное мнение, которое не хочу никому навязывать, но, почитав комментарии к публикациям других авторов, могу заметить, что очень многие по поводу такого сомнительного пиара думают примерно то же.

Ладно, переходим к борьбе за первое место, которую вели Марк Кондратюк и Евгений Семененко. В короткой национальная «Хава Нагила» проиграла «маргинальной» «Нирване».

Надо заметить, что Кондратюк прекрасно себя чувствовал в образе, но не докрутил в четверть четверной Лутц и дорожку выполнил только третьего уровня. Все вращения четвёртого. У Семененко набор прыжков был поскромнее. У обоих по тройному Акселю, каскаду четверной Сальхов – тройной Тулуп, но у Кондратюка тот самый недокрученный четверной Лутц, а у Семененко докрученный, но более дешёвый четверной Тулуп. У Семененко дорожка четвёртого уровня, два вращения – тоже четвёртого, одно - третьего.

По базе 45,40 у Семененко против 47,79 у Кондратюка, но за счёт чистоты исполнения 53,91 на 53,83 в пользу Семененко. По поводу последнего, замечу, что его низкие приземления и «рваные» выезды всегда на грани. Ошибётся – не ошибётся: всегда 50 на 50. Но тут уже вряд ли что-то можно исправить. Интересно, что после первого четверного - Тулупа Семененко, несмотря на стандартное для себя приземление, почему-то не стал присоединять к нему тройной Сальхов. Рискнул и исполнил его после четверного Сальхова. Почему он так поступил? Может, пробовал запасной вариант на случай неудачи на первом прыжке. И на следующем этапе этот опыт ему помог.

Но вернёмся к короткой этапа под № 4. Обе программы смотрелись интересно. У Кондратюка – более зажигательная, у Семененко – более мощная. У обоих выбор музыки смелый. Баллы за компоненты почти одинаковые: 42,84 против 42,59 в пользу Семененко. Кто-то из судей ставил чуть выше Семененко, кто-то - Кондратюка. Выбрать, действительно, было сложно.

Итог короткой: 96,75 на 96,42 в пользу Семененко.

В произвольной борьба продолжилась. Выступающий первым Кондратюк задал тон. Марк со своими тренерами на этот сезон выбрал «национальную тематику». Вслед за «Хава Нагилой» шёл «Список Шиндлера». Выбор по нынешним временам не просто очень смелый, но и в некоторой степени опасный. Впрочем, на Олимпиаду ему не ехать (а будет ли допуск на ЧМ, ещё неизвестно), поэтому опасаться поклонников Палестины не приходится. Перевоплощение от весёлого образа в короткой к трагическому в произвольной впечатляет. «Список Шиндлера» Марка – это, конечно, не аналогичная программа 11-летней давности улыбающейся Юлии Липницкой. Марк полностью погрузился в тему программы. Получилось. И почти без ошибок. Только недокрут в четверть на четверном Тулупе, да завершающая программу дорожка шагов второго уровня. Зато все вращения – четвёртого (а вспомните, у Марка ведь были с этим большие проблемы!).

Семененко показал нам «Гладиатора» из одноимённого фильма. Образ вышел тоже запоминающимся, но помарок было побольше. Не очень удачные сольный четверной Сальхов и каскад тройной Аксель – двойной Тулуп. Дорожка второго уровня, одно вращение – третьего, остальные – четвёртого.

В целом набор ультра-си у Кондратюка поинтереснее, но совсем не на много: два тройных Акселя, четверной Тулуп, два четверных Сальхова и четверной Лутц против двух тройных Акселей, четверного Тулупа, двух четверных Сальховых и четверного Риттбергера. Почти идентично – преимущество лишь в несколько более дорогом Лутце над Риттбергером – 11,50 против 10,50. Ещё одно небольшое преимущество Кондратюка в тройном Лутце против тройного Риттбергера.

База 90,14 против 87,15 в пользу Кондратюка. Техника 99,98 против 94,57 в пользу Марка.

Компоненты опять почти одинаковые: 83,59 против 83,25 снова, как и в короткой, чуть-чуть в пользу Евгения.

В итоге произвольную с результатом 182,23 выиграл Кондратюк, а Семененко с результатом 178,16 занял третье место, пропустив вперёд ещё и Игнатова.

Но по сумме запаса после короткой Семененко хватило для второго места – 274,91.

Кондратюк выиграл этап – 278,65.

Что ж, итог справедливый.

По поводу выступлений участников Олимпиады Аделии Петросян и Петра Гуменника глава ФФККР Антон Сихарулидзе вполне логично высказался в том ключе, что их подготовка к Олимпиаде идёт по индивидуальной программе, им совсем не обязательно постоянно находиться в идеальной форме. Тут трудно не согласиться – всё нужно делать вовремя. Оба по сути выступали в «особом» почти тренировочном режиме, только вот по лицам и самих спортсменов, и их тренеров было видно различие в восприятии с ними происходящего. Петросян явно недовольна собой и встревожена, Тутберидзе, в кои-то веки почтившая публику своим присутствием, тоже была озадачена, да и Федерация встревожена, что подтвердилось на этапе в Омске, куда Петросян привезли «вне конкурса». Похоже, на лёгкую панику. В стане же Гуменника всё спокойно, неудачи и падения были восприняты с улыбками. Пётр – единственный, кто пошёл на пять четверных, и базовая стоимость прилично выше. И этап в Омске показал, на что он способен, но об этом уже в другой раз.

В заключение, разумеется, нужно отметить великолепную работу на комментаторской позиции Анны Щербаковой. Настоящей чемпионке, в отличие от некоторых, искусственно и весьма сомнительно пиарится не надо. Она и после окончания спортивной карьеры и в другом виде профессиональной деятельности весьма успешна…

© Ратибор Волхов, 02.12.2025

P.S. Приятная новость: как я и предполагал, МОК при новом руководстве в лице Кирсти Ковентри не стал чинить препятствий российским фигуристам – Гуменник и Петросян получили и уже приняли приглашение на Олимпиаду.

Ещё одна приятная новость: КАС обязал FIS допустить российских лыжников к международным соревнованиям.

Как говаривал Остап Бендер: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»