Найти в Дзене

«Если долго смотреть на небо…». Андрей Воронцов о стихотворениях Максима Беспалого. Рецензия

Нет сомнений, что у Максима Беспалого сильно выражено поэтическое видение мира. Звучит, на первый взгляд, странновато: как же иначе, если он поэт? Однако, как ни парадоксально, далеко не каждый поэт — лирик по преимуществу. При внимательном рассмотрении — стихи многих оказываются зарифмованной прозой. Порой даже хорошо зарифмованной и ритмизированной. Но воспринимают такие поэты мир аналитически, а не лирически. Лирическое начало дает о себе знать уже в первом стихотворении сборника М. Беспалого «О самолетике» (оно, может быть, первое у автора вообще). Это простой пример лирического видения мира: автор стоит и пишет на караульной вышке, но о ней как таковой мы можем узнать только из комментария. Поэт аналитического начала, вероятно, не преминул бы упомянуть о своем реальном местонахождении, но не таковы поэты-лирики. Они «высоко», а не конкретно в каком-то месте. Нигде и везде. Тема получает развитие уже в следующем стихотворении, более «мастеровитом», нежели «Самолетик»: Если долго с

Нет сомнений, что у Максима Беспалого сильно выражено поэтическое видение мира. Звучит, на первый взгляд, странновато: как же иначе, если он поэт? Однако, как ни парадоксально, далеко не каждый поэт — лирик по преимуществу. При внимательном рассмотрении — стихи многих оказываются зарифмованной прозой. Порой даже хорошо зарифмованной и ритмизированной. Но воспринимают такие поэты мир аналитически, а не лирически.

Лирическое начало дает о себе знать уже в первом стихотворении сборника М. Беспалого «О самолетике» (оно, может быть, первое у автора вообще). Это простой пример лирического видения мира: автор стоит и пишет на караульной вышке, но о ней как таковой мы можем узнать только из комментария. Поэт аналитического начала, вероятно, не преминул бы упомянуть о своем реальном местонахождении, но не таковы поэты-лирики. Они «высоко», а не конкретно в каком-то месте. Нигде и везде.

Тема получает развитие уже в следующем стихотворении, более «мастеровитом», нежели «Самолетик»:

Если долго смотреть на небо,

можно многое там увидеть.

Если долго сидеть у моря,

можно многое позабыть.

Если долго быть в шумном городе,

можно многое не услышать.

Если долго стремиться к малому,

можно, в общем-то, и не жить…

В своих лучших стихах М. Беспалый остается верен выбранному в первых двух стихотворениях сборника принципу, даже если речь в них идет вовсе не о высоте, духовной или физической. В «Кубинском сахаре» сахар этот упомянут только мимоходом («Пили чай, кубинский сахар \\ Растворяли по стаканам…»). Это, в сущности, лишь «вкусовая добавка» к лирическому состоянию героя, вспоминающему о возлюбленных:

Вили феньки на досуге

Капиллярами от сердца,

Измеряя в килогерцах

На аорте частоту.

Только вот на дне колодца,

Я лежу подводной лодкой.

Я, прибитый к тени «соткой»,

Ощущаю пустоту.

(«Кубинский сахар»)

Мы видим, что автор уже широко прибегает к метафорам, и довольно удачным: «Вили феньки на досуге \\ Капиллярами от сердца», «Только вот на дне колодца, \\ Я лежу подводной лодкой».

Кажется, они призваны передать состояние, прямо противоположное ощущения высоты и взлета, но лирический герой верит, что оно вернется — стихами:

Самолетом, теплоходом.

Я вернусь ушедшим годом

В легком росчерке стихов…

🔻Читайте рецензию полностью на «Печорин.нет».