Есть причина, по которой Джокер уже девять десятилетий присутствует в поп-культуре: среди злодеев он один из самых интересных. Этот колоритный, разговорчивый, неуправляемый анархист – идеальная противоположность мрачному, стоическому Бэтмену, наводящему везде порядок.
У легендарного персонажа должно быть легендарное прошлое, а история Джокера могла бы стать основой для книги (и иногда так и происходит). Но даже несмотря на обилие исторических и мифологических фактов, можно выделить несколько, которые помогут проиллюстрировать влияние персонажа на поп-культуру на протяжении многих лет и объяснить, почему он до сих пор так притягателен. Этим мы и займёмся ниже. Итак, поехали!
Бэтмен (или «Человек-летучая мышь», как его изначально называли) дебютировал в «Детективных комиксах» № 27 в 1939-ом году и выглядел почти так же, как сегодня. Джокер, первый из давних врагов Бэтмена, появился в следующем выпуске «Бэтмена» «Бэтмен» № 1 весной 1940-го года. С самого начала Джокер убивал беспомощных людей, «с улыбкой принося смерть своим жертвам», крал их имущество и оставлял после себя игральную карту с изображением Джокера. Звучит знакомо?
Тем не менее такого хорошо проработанного персонажа чуть не убили и не оставили умирать после его первого появления. Фингер считал, что из-за повторяющегося злодея Бэтмен будет выглядеть неумехой, поэтому он хотел убить Джокера в первом же выпуске. К счастью, редактор Уитни Эллсворт разглядела огромный потенциал Джокера, и он был возвращён к жизни с помощью быстро нарисованной панели, на которой персонаж был изображён живым и заключённым в тюрьму. Очень быстро Джокер стал заклятым врагом Бэтмена и появился в 9 из первых 12 комиксов о Бэтмене.
До того как Джек Николсон и Хит Леджер воплотили образ Джокера, мир знал этого живого, дышащего персонажа в исполнении Сезара Ромеро в телесериале «Бэтмен» на канале ABC в 1966-ом-1968-ом годах и в фильме 1966-го года. Ромеро дебютировал подачей в софтбольном матче в тюрьме штата Готэм. После того как все от души посмеялись и увидели несколько довольно приличных крученых мячей, Джокер бросает взрывной софтбольный мяч. Бабах! Затем мы слышим звук выстрела, и, когда дым рассеивается, один из офицеров восклицает: «Чёрт, он сам выстрелил!»
За три сезона сериала Ромеро появился в 22 эпизодах, но он почти отказался от этой роли изначально. Ромеро сделал карьеру, играя усатых главных героев, «много лет был латиноамериканским любовником», как вспоминал Адам Уэст. Поэтому, когда его попросили сбрить усы для этой роли, что было необходимо для нанесения грима, Ромеро отказался. В итоге они нанесли грим поверх его знаменитых усов, что придало персонажу ещё более маниакально-причудливый вид.
Происхождение Джокера не раскрывается в сериале, но, скорее всего, это и не помогло бы прояснить тёмное прошлое персонажа. Поскольку он рассказывает о своей жизни множество противоречивых историй, в любую из них, которую Джокер поведал о своём прошлом, трудно поверить. Когда речь заходит о происхождении Джокера, нет ничего священного или канонического. Именно этого и хотели Робинсон и Фингер, ведь Робинсон однажды сказал, что истинное происхождение «лишает историю некоторой доли таинственности». Тем не менее две истории происхождения пользуются особой популярностью.
Первый случай произошёл через одиннадцать лет после первого появления персонажа, когда «Detective Comics № 168» рассказал нам о работнике лаборатории, который надел яркую безликую маску и стал Красным Колпаком, чтобы украсть крупную сумму у своего работодателя. Бэтмен сорвал его план, и Красный Колпак упал в бурлящий чан с химическими отходами, из-за чего у Джокера появились знаменитые красные, белые и зелёные черты. Это основа для получившего премию Айснера комикса Алана Мура и Брайана Боллана «Бэтмен: Убийственная шутка», в котором история раскрывается через превращение Джокера в неудачливого комика, которого уговорили ограбить химический завод, где он раньше работал. Вариант этой истории происхождения используется в фильме Тима Бёртона «Бэтмен» (1989).
Говорит лейтенант Джим Гордон «Возьми этого парня: вооружённое ограбление, двойное убийство, любит театральные эффекты, как и ты… оставляет визитную карточку», (Гэри Олдман) переворачивает карточку Джокера в конце «Бэтмен: Начало». С этого момента тайна Джокера становилась всё более пугающей. Особенно после того, как Леджер сыграл Джокера в самой мрачной и ужасающей версии персонажа, которую мы видели в кино. Известие о смерти Леджера в начале 2008-го года словно тенью преследовало маркетинговую кампанию «Тёмного рыцаря» и придавало его последней роли в крупном фильме тревожное ощущение фатальности.
Но изначально Леджер не был заинтересован в перезапуске Нолана. Когда ему предложили сыграть Бэтмена и Брюса Уэйна в исполнении Бэйла, Леджер сказал Нолану «он никогда не будет сниматься в таком фильме». Но когда пришло время выбирать Джокера, Леджер «очень хотел» получить эту роль и «имел своё видение». Нолан помог Леджеру воплотить эту идею в жизнь, предложив ему почитать работы Фрэнсиса Бэкона и Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин».
Было бы упущением не упомянуть о вкладе Марка Хэмилла в мифологию Джокера, начиная с мультсериала «Бэтмен». Бывший Люк Скайуокер начал свою карьеру в сериале с озвучивания Ферриса Бойла, коррумпированного бизнесмена. После того как Тим Карри покинул проект, Хэмилла пригласили озвучить Джокера. На самом деле он играет эту роль до сих пор, озвучивая персонажа десятки раз на протяжении многих лет в мультфильмах, видеоиграх и даже в фильмах... вроде того. Так что мы никогда не видели Хэмилла в роли Джокера на экране, но его голос первым приходит на ум многим, когда они думают об этом персонаже.
Трудно говорить о чьей-то богатой событиями жизни и не упомянуть о его романтических отношениях, даже если они были крайне нестабильными. То, что он социопат, не означает, что Джокер не может найти любовь или хотя бы стать объектом любви для кого-то другого. Именно это происходит в эпизоде 1993-го года мультсериала «Бэтмен» под названием «Безумная любовь». Благодаря интерну-психиатру лечебницы «Аркхем» доктору Харлин Фрэнсис Квинзель, доктору медицины (она же Харли Квинн), жизнь Джокера становится намного сложнее.
Доктор Квинзель очарована Джокером и перспективой услышать все его грязные секреты. Ей потребовалось почти три месяца, чтобы наконец взять у него интервью в рамках своих исследований в области психиатрии. Квинзель думает, что готова ко всему, но её мнение меняется, когда она узнаёт, что у Джокера был жестокий отец, который «любил выпить». Это помогает Квинзель увидеть в Джокере трагическую фигуру, и в итоге она влюбляется в этого здоровенного зеленоволосого громилу. Позже она помогает ему сбежать из тюрьмы и меняет свою скучную упорядоченную жизнь на злодейский хаос.
Возможно, Джокер подвергался насилию со стороны своего отчима-алкоголика, а может, и нет. Бэтмен пытается убедить Харли в последнем, говоря ей, что её использовали. Но до сих пор ведутся споры о том, было ли насилие частью прошлого Джокера или это была просто очередная выдумка.
О Джокере было рассказано столько историй, что сосчитать их все было бы очень сложно. Поскольку эти истории отражают дух времени, а времена постоянно меняются, то же самое можно сказать и о Джокере. Надеюсь, мы можем согласиться с тем, что было бы сложно говорить о Джокере, не упомянув большинство этих фактов, которые помогают нам понять, кем был, есть и, возможно, ещё станет Джокер.