Найти в Дзене

Современное поколение Z: что не так с зумерами?

Многие ругают современное поколение. Только и слышно: "Зумеры ленивые, зумеры не хотят ничего делать, зумеры избалованные, зумеры ничего не понимают...". Так ли это? В этой статье я укажу на недостатки современного молодого поколения, на которое сейчас возлагаются наши надежды, - поколения Z (так называемых зумеров), и попробую разобраться, что не так: недостатки ли это целого поколения или это просто частный случай. Для начала поясню, кто такие зумеры. Согласно теории поколений американских исследователей Нейла Хоу и Уильяма Штрауса, последние четыре поколения - это: 👫 X (родившиеся в период 1965 - 1980 гг.); 👫 Y, миллениалы (родившиеся в период 1981 - 1996 гг.); 👫 Z, зумеры (родившиеся в период 1997 - 2012 гг.); 👫 A, альфа (с 2013 г.р. и далее). У них есть свои поведенческие социальные различия, однако речь в этой статье пойдёт о поколении Z (зумеры), которое включает молодых людей 1997 года рождения и позднее. Самым старшим из них сейчас 27-28 лет. Я преподаю в колледже, и уже б
Оглавление

Многие ругают современное поколение. Только и слышно: "Зумеры ленивые, зумеры не хотят ничего делать, зумеры избалованные, зумеры ничего не понимают...". Так ли это? В этой статье я укажу на недостатки современного молодого поколения, на которое сейчас возлагаются наши надежды, - поколения Z (так называемых зумеров), и попробую разобраться, что не так: недостатки ли это целого поколения или это просто частный случай. Для начала поясню, кто такие зумеры.

Согласно теории поколений американских исследователей Нейла Хоу и Уильяма Штрауса, последние четыре поколения - это:

👫 X (родившиеся в период 1965 - 1980 гг.);

👫 Y, миллениалы (родившиеся в период 1981 - 1996 гг.);

👫 Z, зумеры (родившиеся в период 1997 - 2012 гг.);

👫 A, альфа (с 2013 г.р. и далее).

У них есть свои поведенческие социальные различия, однако речь в этой статье пойдёт о поколении Z (зумеры), которое включает молодых людей 1997 года рождения и позднее. Самым старшим из них сейчас 27-28 лет.

Я преподаю в колледже, и уже более 10 лет к нам поступает оно - поколение Z. Я еще помню ребят 1997 года рождения, а в этом году к нам пришли молодые люди уже 2009. К тому же я не исследователь и не могу говорить про целое поколение, однако смогу поделиться своими наблюдениями и привести несколько примеров из педагогической практики, иллюстрирующие поведение некоторых студентов. Примеры буду приводить, разумеется, негативные, потому что наша цель - понять недостатки современного поколения. Зумеры, не обижайтесь! Недостатки поколения могут не относиться к конкретному человеку, так что не переносите на себя всё. А если узнаете в чëм-то себя - задумайтесь. А если обиделись и не согласны - ругайте нас, миллениалов (поколение Y) в комментариях за то, что мы вас обижаем. Мы согласны принять критику: возможно, мы действительно чего-то не понимаем.

1. Зумеры почти не читают - соответственно, мало знают.

Уже мы, игрики, поколение Y, или миллениалы, читаем мало. Но зумеры не читают вообще.

Речь идёт даже не о том, что читающий человек интеллектуален, потому что его мозг решает более сложные задачи, нежели чем просмотр сториз или видео из Тик-Тока. Речь идёт о том, что у поколения Z почему-то нет элементарных академических и даже практических знаний. Не у всех, сразу оговорюсь. Но у очень, очень многих.

Приведу пример. Одна из моих дисциплин называется "Основы философии". Бывает, в процессе беседы при изучении, например, философии эпохи Возрождения я спрашиваю какие-то элементарные вещи, к примеру: "Кто такой Коперник?". А в ответ - тишина...

При изучении особенностей русской философии, конечно, хочется подчеркнуть особое географическое положение России (территория Европы и Азии), повлиявшее на культуру, и здесь я часто спрашиваю, как называется материк, на котром мы, россияне, живём. Вы не поверите: за все 11 с хвостиком лет, что я преподаю у поколения Z, на этот вопрос ответило буквально три-четыре человека.

Или, например, сижу в учебной части, и до меня доносится голос учителя из кабинета, где идёт пара математики: "Берём транспортиры... Это не транспортир! Это циркуль!" Вы представляете... Будущие технологи, которые должны будут контролировать производственный процесс, приходят из школы с такими вот "знаниями": они не могут отличить транспортир от циркуля.

Когда пытаешься их пристыдить, то в ответ сразу: "А нам зачем?" Очень не хочется, чтобы они стали в итоге человеком-отвëрткой, который умеет делать только одну задачу, но, наверное, всё к этому идёт.

2. Зумеры не способны сосредоточиться и углубиться в проблему.

Нам, бывает, приходится решать сложные задачи. Для этого нужно углубиться в какую-то проблему, долго и нудно что-то делать или, например, прочитать инструкцию к прибору или другой объемный текст.

Поколение Z этого сделать не может. Не потому что они глупые, а потому, что они не могут подолгу сосредоточиться на одном. Они привыкли листать ленты в соцсетях, читать короткие сообщения, смотреть мемы и короткие видео. Большие тексты их пугают. Их пугает перспектива упорно делать что-то одно или долго искать информацию в интернете. И вообще что-то искать, пусть даже недолго. Им нужен быстрый результат. Если его нет - ребята сразу же теряют интерес к проблеме.

Простейший пример: они постоянно заглядывают в учительскую и спрашивают, где тот или иной преподаватель. И так же часто они не получают ответа на свой вопрос, потому что мы сами почти никогда не знаем этого. Самое интересное - рядом висит расписание занятий, всегда можно посмотреть на него и найти фамилию преподавателя, группу, в которой сейчас у него идёт пара, и кабинет, где нужный им человек сейчас находится. Вы думаете, туда кто-то смотрит и что-то ищет? Проще же напрячь других, чтобы решить свою проблему, чем изучить расписание самому.

А если здесь и сейчас им не дать ответа, то они уйдут, сказав, что преподавателя так и не нашли. И искренне не понимают того, что они его даже не искали.

3. Зумеры бегут от проблем, а не решают их.

Бывает, проверяешь практические - а вместо эссе в практической работе студента нарисовано нечто (рисуют разное: сердечки, смайлики, плачущих кошечек и человечков и т.п.) и добавлена надпись: "Не ставьте " 2"! Пишешь: "Извини, не могу", - и ставишь красного гуся.

Я и студенты
Я и студенты

Спрашивается: почему я не должна ставить "2", если вы сдаете мне пустую работу? Не сделал - получи "2". Но зумеры не видят этой связи. И это не их вина, а их родителей, которые напрочь разорвали связь между трудом и его результатом.

Есть работа, которую нужно сделать. Есть слово "надо". Но зумеры не видят взаимосвязи между преодолением сложностей и результатом в перспективе. Будешь учиться - приучишь себя к дисциплине. Станешь дисципнинированням и собранным - легко будет на работе впоследствии. Будешь помогать родителям - будет достаток в семье. Тяжело в учении - легко в бою. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Волков бояться - в лес не ходить.

Но эта связь сейчас довольно призрачная, молодому поколению она не видна. У них всё есть. Родители их жалеют, поддаются их манипуляциям: "не хочу", " не буду", "купи", часто мотивируя это тем, что у них, миллениалов, ничего не было, но зато, мол, у их детей всё будет. А это в корне неправильно. По поводу воспитания данного поколения у меня есть интересная статья "Родители против учителей: война в современной школе", её можно почитать по ссылке ниже 👇

В итоге третьекурсника с мамой вызывают на педсовет, стоит такой восемнадцатилетний детина перед нами, а мама рядом сидит в слезах и жалуется, что он не хочет ни работать, ни учиться, живёт за её счёт и думает, что мама вечно будет потакать его "хотелкам". А мама уже не молода, работа у неё не то чтобы высокооплачиваемая, но она продолжает изо всех сил тянуть сына, обеспечивая его едой, одеждой, жильём и деньгами на девушек.

4. Манипуляция - зумерский способ решения проблем.

Гиперопека родителей часто приводит к тому, что ребёнок начинает ими манипулировать. Очень часто это манипуляция здоровьем.

Я искренне не понимаю, когда студентка просит отпустить её домой из-за того, что у неё, извините, эти дни. Тоже мне проблема. У всех женщин это есть, и в эти дни действительно болит живот, но это вообще не повод отпрашиваться.

"Прошу отпустить меня домой по причине плохого самочувствия", - постоянно пишут в заявлении, когда отпрашиваются у классного руководителя домой. Что такое - плохое самочувствие и как оно мешает учиться? Может быть, головная боль, температура, давление? Ведешь в учительскую, измеряешь студенту давление, температуру - всё в норме. Но студент продолжает настаивать, что ему плохо. Он думает, что перед ним мама, которая тут же засуетится, станет вокруг него прыгать и положит отдыхать. Звонишь маме - мама просит отпустить. Чистой воды манипуляция. Но что могут сделать учителя, если мама разрешает?

5. В конфликтных ситуациях зумеры предпочитают действовать исподтишка.

Зумеры избегают серьёзных неприятных разговоров лицом к лицу. Им проще написать обидчику сообщение или отомстить, выложив в сеть какое-то компрометирующее видео, распустить слухи, заказать спам-бомбер и т.д. Они разучились общаться и договариваться, а ведь коммуникация и способность договариваться с соседом когда-то способствовали эволюции человека разумного.

Сейчас обиды вымещают иначе. С одной стороны, это способствует решению споров более законно, а не кулаками. Зумеры лучше напишут заявление в полицию, чем будут разбираться на месте - и это хорошо. Однако несовершеннолетние студенты частенько злоупотребляют своей безнаказанностью.

Например, был такой случай в нашем учреждении: во время большой перемены студент курил прямо возле детского сада, где гуляли малыши; мимо проходил мужчина, который сделал ему замечание. Студент послал его на три буквы. Мужчина взял его за ворот и сильно встряхнул. Студент полез в драку, мужчина ему врезал так, что тот упал. Выбежали приятели учащегося, стали наседать на мужика. Студент позвонил маме, та тут же примчалась, они с сыном поехали в полицию и написали заявление на этого мужчину. Для последнего дело закончилось плачевно: студент был несовершеннолетний, и получилось, что мужчина нанёс телесные повреждения ребёнку, что жёстко карается законом.

6. Зумеры - плохие работники.

Не всегда, но часто это так. В колледже предусмотрена произодственная практика, они её проходят на заводе, как положено, но постоянно с неё сбегают. Редкие студенты сами подходят к станкам и интересуются, большинство просто сидит в телефонах в раздевалках. А после обеда их и след простыл.

Тенденция сегодняшнего дня такова, что колледжу нужно отчитываться по трудоустроенным студентам. Когда они ещё учатся на четвёртом курсе, их берут работать на завод. Безусловно, преподаватели делают какие-то поблажки работающим, но трудоустроенные студенты даже минимальные требования (показать конспекты, выучить определение) не выполняют. Они ждут, когда им поставят зачёт просто так, только за то, что они работают на заводе, и все вокруг должны, по их мнению, войти в их положение.

Однако на заводе трудиться они тоже не горят желанием. Один студент рассказывал, что он просыпается по будильнику - и если чувствует, что хочет спать, то спит дальше. Так было, когда он учился в колледже, и так стало, когда он устроился на завод. Раз поспал, два поспал. Ну, отругал его начальник цеха - да чихать он на это хотел. Ну, выговор ему сделали - от него этот выговор отскочил, как от стенки горох. А после того как он целую неделю где-то пропадал (как он рассказал потом, он просто решил больше не ходить на работу; а то, что нужно вначале пройти процедуру увольнения, написав заявление и отработав по закону две недели, ему в голову не пришло) и его уже сослуживцы стали с собаками разыскивать, его попросили уволиться по собственному желанию. Вот так бесславно закончился трудовой подвиг нашего студента. И это я вспомнила только один пример, а их довольно много, просто они менее интересные.

Вот и всё. Надеюсь, вам было интересно почитать о том, что не так с поколением Z, и взглянуть на них моими глазами. Благодарю за внимание.👋