BMW E34 – это версия автомобиля BMW 5-й серии, выпускавшаяся с февраля 1988 по 1995 год. Модель Touring оставалась в продаже до июня 1996 года. В 1988 году она заменила BMW E28, а в 1996-м её сменила модель E39.
Разработка E34 велась с июля 1981 года по конец 1987-го. Технические характеристики утвердили в середине 1985-го.
На североамериканском рынке BMW E34 появилась в мае 1988 года. Модель 525i оснащалась двигателем BMW M20, а 535i – более мощным M30. Эти автомобили воплотили традиции BMW и современные технологии.
Автомобиль получил классическую для BMW компоновку FR и рядный шестицилиндровый двигатель. Это обеспечивало плавную работу и оптимальное распределение веса, привычное для клиентов марки.
Кузов E34 был жёстче и обтекаемее, чем у предшественницы. В 1986 году дизайнер Эрколе Спада добавил в дизайн 7-й серии элементы, характерные для 5-й. Дж. Мэйс завершил финальный облик E34 летом 1985-го после предложений Спады в 1982 и 1983 годах.
E34 считался одним из самых надёжных автомобилей люкс-класса. В 1991-м он получил звание лучшего в своём классе по версии Intellichoice и до сих пор остаётся одним из самых надёжных BMW. Кроме того, это был один из самых безопасных автомобилей того времени. Он был оснащён подушками безопасности, ABS для всех колёс и жёсткой конструкцией кузова, защищавшей пассажиров в случае аварии. Более поздние версии также имели систему контроля тяги (ASC+T).
Характеристики
Европа
Европейские модели оснащались кассетной магнитолой AM/FM с шестью динамиками, обогревом заднего стекла, двухзонным климат-контролем, стеклоочистителями с программируемым интервалом, подушкой безопасности водителя (после 1990 года), антиблокировочной системой тормозов (после 1991 года), дверными замками с подогревом и форсунками омывателя лобового стекла с подогревом. Также в стандартное оснащение входили рулевое управление, боковые зеркала, центральный замок и замки багажника и бензобака.
США
Американские версии включали все стандартное и силовое оборудование европейских моделей, а также дополнительные опции. В стандартное оснащение входили кондиционер, кассетная магнитола AM/FM с десятью динамиками и внешним усилителем, кожаный салон (в моделях 535i, 530i, 540i и M5). Также были предусмотрены 10-позиционная электрорегулировка передних сидений, четыре электростеклоподъемника со стороны водителя и электронный люк с функцией «в одно касание» (после 1992 года).
Система ASC (Active Steering Control) впервые появилась на моделях 535i 1991 года, а дифференциал повышенного трения (LSD) был доступен как опция на моделях 525i. С 1995 года большинство моделей 525i оснащались системой ASC.
Определение моделей по стилистическим признакам
Американские версии не имели омывателей фар, противотуманных фар и задних противотуманных фонарей. Модели 1989 года не комплектовались деревянной отделкой. В 525i 1989 года отсутствовало 4-спицевое рулевое колесо SRS, а подушка безопасности пассажира появилась в 1994 году, заменив традиционный лоток для хранения вещей.
Верхняя часть приборной панели до 1991 года была чёрной, независимо от цвета салона, а с 1991 по 1995 годы соответствовала отделке салона. Модели 525i до 1991 года имели тканевый салон, кожа была опцией, но с 1992 года стала стандартной.
Колёса моделей 535i отличались: у выпуска 1989–1993 годов были диски с перекрещивающимися спицами, у 530i 1994–1995 годов — такие же, а у 540i (кроме 540i Sport) — уникальные. Модели 525i 1989-1994 годов оснащались дисками с несколькими спицами, а в 1995 году большинство получили колёса с поперечными спицами.
Island Green предлагался в 1990–1993 годах, а с 1994 по 1995 годы его заменил Oxford Green. Редкие цвета включали Glacier Blue, Calypso Red и Azure Blue. Glacier Blue использовался в моделях 1989–1991 годов, а ультрамарин — самый редкий цвет интерьера, встречающийся до 1993 года (кроме M5).
До 1991 года подсветка кнопок кондиционера, рециркуляции и заднего дефлектора была жёлтой и синей, а с 1992 года включался маленький зелёный индикатор. На моделях 1992–1995 годов на крышке багажника указывались модели курсивом. Например, на 535i 1991 года написано «535i», а на 535i 1992 года — «535i».
Модели до 1993 года имели более крупный ветрозащитный дефлектор со стороны водителя. В 1993 году боковые зеркала были модернизированы для улучшения аэродинамики. С 1993 по 1995 годы отделка Wood Grain имела уникальные оттенок, рисунок и отделку.
В 1994–1995 годах текстура и складки на кожаных сиденьях стали более выраженными. В 1995 году нижняя отделка (пороги и панели) стала соответствовать цвету кузова, а модели получили обновлённые 4-спицевые диски SRS с цветным значком BMW (только у моделей E34 1995 года).
Модели M5 имели мягкие кожаные передние сиденья и подголовники, уникальные для этой серии. Отделка багажника и ковровое покрытие были роскошными, а чёрная обивка потолка — стандартной. M5 не оснащались антипробуксовочной системой из-за гоночного двигателя, и большинство моделей не имели деревянной отделки.
Опции
Среди опций были бортовой компьютер (стандарт для всех моделей, выпущенных в США), 6-дисковый CD-чейнджер, круиз-контроль, полностью автоматический двухзонный кондиционер, подогрев сидений, память сиденья и зеркал, поддержка лордоза в сиденьях, обогрев фар и омыватели противотуманных фар, сервотроный усилитель рулевого управления, спортивная подвеска, подушка безопасности пассажира, система курсовой устойчивости (ESC и ESC+T), система бесключевого доступа, шторки на задних окнах (не для США), кожаный салон, подлокотники на передних сиденьях, лыжная сумка, встроенная в спинку заднего сиденья, лёгкий корпус с лампами для чтения, холодильник в спинке заднего сиденья, деревянные панели на центральной консоли, перчаточный ящик и дверные панели, складной задний ряд сидений, телефон между сиденьями, подголовник из нубука, полная отделка кожей и задняя полка (не для США).
Бортовой компьютер
BMW E34 получил усовершенствованный бортовой компьютер, интегрированный в центральную консоль и приборную панель. Этот компьютер можно было настроить для расчёта среднего расхода топлива, средней скорости, запаса хода, примерного времени прибытия и расстояния до пункта назначения. Он также отображал основную информацию, такую как температура наружного воздуха, дата и время.
Кроме того, бортовой компьютер позволял установить цифровой код доступа, необходимый для запуска автомобиля. BMW предоставляла этот код только лицензированным дилерам. Он давал персоналу гаража доступ к дополнительным функциям компьютера, скрытым от обычных пользователей. Позже этот код стал доступен в интернете.
Модели
На европейском рынке был представлен широкий выбор двигателей и их комбинаций, тогда как в Северной Америке выбор был ограничен. В США продавались только модели 525i, 525i Touring, 535i, 530i, 530i Touring, 540i и M5. В Европе также были доступны модели E34 518i, 520i, шестицилиндровая 530i, дизельная 525td/s, 525iX, M5 Touring и 540i Touring. Европейские версии появились раньше американских.
Модели различались по решётке радиатора, как и автомобили BMW E32 7-й серии. Модели с V8 (и 520/525 после 1994 года для 1995 года) имели широкую решётку радиатора, тогда как остальные модели имели узкие «жабры».
BMW 518i
Эта модель продавалась исключительно в Европе. Изначально она оснащалась 110-сильным 4-цилиндровым двигателем M40B18 SOHC с 8 клапанами и ременным приводом ГРМ. Позже его заменил 112-сильный двигатель M43B18 SOHC с 8 клапанами и цепным приводом ГРМ, что практически не требовало обслуживания. 518i предлагалась только с 5-ступенчатой коробкой передач Getrag и позиционировалась как экономичная версия E34 по более низкой цене, чем базовый Mercedes-Benz E-класс и Audi 4000.
Модель выпускалась в кузовах седан и универсал. Для неё были доступны практически все опции других моделей E34, включая кожаную отделку, алюминиевые диски и комбинацию цифровых часов и счётчика даты. Однако большинство покупателей 518i, стремясь к дешёвому способу приобщиться к миру BMW, заказывали минимум опций. Поэтому автомобили этого типа обычно были довольно аскетичными.
Разгон до 100 км/ч занимал чуть менее 14 секунд, а максимальная скорость составляла 190 км/ч.
BMW 518g
Эта модель продавалась только в Германии и оснащалась 112-сильным 4-цилиндровым двигателем M43B18 SOHC с 8 клапанами. Модель предлагалась только с 5-ступенчатой коробкой передач Getrag и позиционировалась как версия E34 на альтернативном топливе — бензине и природном газе. В газовом режиме мощность снижалась до 98 л. с., но топливо стоило дешевле.
Технически этот автомобиль был идентичен более поздним моделям 518i. Он выпускался в ограниченном количестве — всего 298 экземпляров, что делает его одной из самых эксклюзивных моделей E34. Модель производилась только в 1995 году и была доступна исключительно в кузове универсал.
BMW 520i
Эта модель выпускалась на протяжении всего периода производства E34. С конца 1987 по май 1990 года она оснащалась двигателем M20B25 L6 с одним верхним распределительным валом и 12 клапанами мощностью 129 л. с. Этот двигатель уже использовался на других моделях BMW, таких как E28 и E30.
В июне 1990 года двигатель был заменён на M50B25 с двумя верхними распределительными валами и 24 клапанами мощностью 150 л. с. Расход топлива снизился на 10%, а замена ремня ГРМ на цепь повысила надёжность. В сентябре 1992 года к двигателю был добавлен VANOS, и он стал называться M50TU. VANOS не увеличивал мощность, но сглаживал кривую крутящего момента.
M50TU был самым популярным двигателем в Европе. Модель 520i стала второй по популярности в мире — было выпущено 436 108 экземпляров.
BMW 525i
Эта модель производилась на протяжении всего периода выпуска E34. В 1992 году её представили в США в кузове универсал. В июне 1990 года двигатель M20B25 был заменён на M50B25 мощностью 192 л. с. В США мощность составила 189 л. с. Также увеличилась экономия топлива на 10%, а замена ремня ГРМ на цепь повысила надёжность.
В 1993 году к двигателю добавили VANOS, и он стал называться M50TU. Модель 525i стала самой популярной в мире — было выпущено 566 573 автомобиля.
BMW 525iX
525iX была единственной полноприводной версией в серии E34, выпускавшейся как в седане, так и в универсале. Модель оснащалась двигателем M50B25 и могла быть с автоматической или механической коробкой передач. Задний и центральный дифференциалы с компьютерным управлением распределяли крутящий момент в соотношении 36% на переднюю ось и 64% на заднюю. При проскальзывании колёс одной из осей система регулировала распределение момента. Всего было выпущено 9366 таких автомобилей, которые сегодня встречаются редко.
BMW 530i
Шестицилиндровая модель 530i была доступна в Европе с 1988 года, но не появилась в Северной Америке. Она оснащалась 3,0-литровым двигателем M30B30 мощностью 188 л. с. Производство европейской версии прекратилось в 1990 году.
В 1992 году в Европе представили восьмицилиндровую модель 530i, которая в 1994 году появилась в Северной Америке. На смену модели 535i пришла новая версия с 3,0-литровым двигателем V8 M60 мощностью 218 л. с.
BMW 535i
Несмотря на обозначение 535i и надпись «3.5» на впускном коллекторе, объём двигателя M30 составлял 3430 куб. см (3,4 л). Мощность двигателя достигала 211 л. с. при 5700 об/мин и 305 Н·м при 4000 об/мин. В США мощность составляла 208 л. с., а крутящий момент — 225 фунт-футов. Автомобиль мог проехать 14–17 миль на галлон в городе и 20–23 мили на трассе.
Дополнительно в Северной Америке была доступна система повышенного трения дифференциала и подогрев передних сидений. В 1991 году впервые появилась система ASC. 5-ступенчатую коробку передач имели 43 273 седана 535i. Всего было выпущено 126 895 автомобилей 535i, включая Alpina B10 BiTurbo и B10 3,5. Производство модели завершилось в 1993 году.
BMW 540i
В 1993 году BMW добавила в линейку E34 4-литровый двигатель V8. Он был доступен в седане и универсале (не продавался в США). Мощный двигатель с высоким крутящим моментом, улучшенные тормоза и 5-ступенчатая автоматическая или 6-ступенчатая коробка передач (в США и Европе) делали автомобиль конкурентоспособным на рынке спортивных седанов. Всего было выпущено 3203 автомобиля с 6-ступенчатой коробкой передач.
В 1995 году появилась редкая модель 540i M-Sport с жёсткой подвеской, спортивными сиденьями и деталями от M5, исключая двигатель и трансмиссию. Всего выпустили 205 таких автомобилей, 139 из которых имели 6-ступенчатую механическую коробку передач.
В Канаде была представлена версия M540i, аналогичная американской 540i Sport, но с дополнительными деталями от M5. Всего выпустили 32 таких автомобиля, все с механической коробкой передач. В Австралии также была представлена ограниченная серия 540i с индивидуальной нумерацией, салоном в стиле M5, дисками M-System II и механической коробкой передач. Всего выпустили 70 таких автомобилей.
M5 E34
Версия M5 выпускалась с 1988 по 1995 год. Она оснащалась рядным шестицилиндровым двигателем S38 объёмом 3,6 л мощностью 315 л. с., который позже был модернизирован до 3,8 л и мощности 340 л. с. В последний год производства автомобиль получил 6-ступенчатую механическую коробку передач от 540i/6 E34, которая затем использовалась в следующем поколении 5-й серии — E39.