Найти в Дзене
НАУКА 2.0

Никогда такого не было и вот опять. Неожиданный поворот в авиасфере

Кризис в сегменте грузовых авиаперевозок России приобретает системный характер. По оценкам участников рынка, озвученным на профильном обсуждении, отрасль может столкнуться с остановкой значительной части парка в ближайшие три-пять лет. Анализ текущего состояния позволяет выделить несколько ключевых проблемных узлов. Воздушный флот демонстрирует признаки критического старения. Как отметил генеральный директор «Авиакон Цитотранс» Александр Осиков, «двигателей с хорошим остаточным ресурсом в свободной продаже на рынке практически не осталось, и мы просто вырабатываем заложенные ресурсы». Особую озабоченность вызывает ситуация с силовыми установками — двигатели Д30 КП-2 вырабатывают назначенный ресурс, а их замена, по словам Осикова, осложнена неподъемной стоимостью новых единиц и логистическими ограничениями. Наблюдается системный сбой в системе технического обслуживания. Член комиссии Общественной палаты РФ Константин Ярошенко констатирует: «Некоторые запчасти приходится ждать боль
Оглавление

Кризис в сегменте грузовых авиаперевозок России приобретает системный характер. По оценкам участников рынка, озвученным на профильном обсуждении, отрасль может столкнуться с остановкой значительной части парка в ближайшие три-пять лет. Анализ текущего состояния позволяет выделить несколько ключевых проблемных узлов.

Технико-эксплуатационные вызовы

Воздушный флот демонстрирует признаки критического старения. Как отметил генеральный директор «Авиакон Цитотранс» Александр Осиков, «двигателей с хорошим остаточным ресурсом в свободной продаже на рынке практически не осталось, и мы просто вырабатываем заложенные ресурсы». Особую озабоченность вызывает ситуация с силовыми установками — двигатели Д30 КП-2 вырабатывают назначенный ресурс, а их замена, по словам Осикова, осложнена неподъемной стоимостью новых единиц и логистическими ограничениями.

Цепочки поставок и ремонтный цикл

Наблюдается системный сбой в системе технического обслуживания. Член комиссии Общественной палаты РФ Константин Ярошенко констатирует: «Некоторые запчасти приходится ждать больше года, а их стоимость может превышать десятки миллионов рублей при заказе со стопроцентной предоплатой». Заместитель генерадиректора по производству авиакомпании «Уктус» Иван Переломов подтверждает, что сроки ремонта в текущих условиях занимают от года.

-2

Кадровый и инфраструктурный дефицит

Отрасль столкнулась с острой нехваткой квалифицированного персонала. Представители авиакомпаний указывают на проблему с тренажерной базой. Единственный тренажер для Ил-76, по их оценкам, «не позволяет отрабатывать все сценарии нештатных ситуаций и требует модернизации».

Рыночные диспропорции

Грузовые авиакомпании функционируют в условиях неравной конкуренции. Константин Ярошенко обращает внимание на зарубежные практики: «В Китае местным грузовым авиакомпаниям субсидируют до 50% от себестоимости рейсов, что делает конкуренцию с ними практически непосильной». При этом, как отметил руководитель центра управления воздушными перевозками «Волга-Днепр» Дмитрий Левушкин, российские перевозчики сталкиваются с серьезными административными барьерами при организации рейсов в КНР.

Прогноз развития ситуации

Без системных мер поддержки вероятно дальнейшее сокращение парка. Как предупреждает Константин Ярошенко, «без господдержки отрасль не сможет продержаться дольше пяти лет и "не дотянет" до начала массовых поставок новой отечественной техники». Альтернативой становится разработка целевых программ, включая реструктуризацию логистических цепочек и создание стимулов для технического перевооружения, необходимость которых была открыто признана представителями ключевых компаний отрасли.