Найти в Дзене
Школа Поликлета

Чем союзники занимались в Иране и как проходили поставки по ленд-лизу южным маршрутом?

Общеизвестно, что 25 августа 1941 года в Иран для предотвращения его возможного перехода на сторону фашистского альянса были введены войска Советского Союза и Британии. Основания к таким подозрениям в отношении этой страны у союзников имелись, ещё весной 1941 года в результате профашистского путча подобное уже случилось с соседним Ираком и Соединённому королевству пришлось тогда срочно проводить военную операцию, чтобы разбить путчистов и вернуть всё к прежнему состоянию. В 1941-44 годах территория Ирана использовалась союзниками как транзитная для поставок в СССР различных материалов, механизмов, горючего, снаряжения, оружия, боеприпасов и техники, кроме того, эта страна стала местом дипломатических саммитов, там, в частности, поздней осенью 1943 года была проведена первая встреча Большой Тройки.

Американский сержант даёт прикурить машинистам советского локомотива, задействованного в перевозке грузов по ленд-лизу через Персидский коридор. Табличка на локомотиве указывает на то, что он был построен на немецком заводе фирмы Krupp в 1938 году. Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)
Американский сержант даёт прикурить машинистам советского локомотива, задействованного в перевозке грузов по ленд-лизу через Персидский коридор. Табличка на локомотиве указывает на то, что он был построен на немецком заводе фирмы Krupp в 1938 году. Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)

Не так много людей знает, что в конце 1942 года дополнительно к советским и британским на территорию Ирана был введён и воинский контингент США. В тот критический для СССР период союзники даже выражали готовность непосредственно участвовать в сражениях на советской территории. Так, в разгар оборонительных боёв под Сталинградом и на Кавказе в 1942 году британо-американское командование, узнав о тяжёлом положении на южном крыле советско-германского фронта, пыталось получить согласие И.В. Сталина на ввод британских войск и авиации в советское Закавказье. Глава Совнаркома отказался. Вскоре Красной Армии удалось стабилизировать фронт самостоятельно.

Американские самолёты А-20 «Бостон» (на заднем плане также Р-39 и АТ-6) готовы к приёмке технической комиссией и летчиками из СССР. База ВВС Abadan Field, Иран. 1942 год
Американские самолёты А-20 «Бостон» (на заднем плане также Р-39 и АТ-6) готовы к приёмке технической комиссией и летчиками из СССР. База ВВС Abadan Field, Иран. 1942 год

К осени 1942 года британцы были единственными, кто обеспечивал функционирование транспортных коммуникаций в Иране. Однако, с увеличением объёмов перевозок, стало ясно, что иранская инфраструктура не справляется с нагрузкой. Это вызвало недовольство американцев, которые в октябре 1942 года взяли под свой контроль порты, аэродромы, железные и автомобильные дороги. В марте 1943 года к сфере управления США добавились Трансиранская магистраль и порты Персидского залива. Но британская администрация на Ближнем Востоке также сыграла свою роль, подготовив южную часть Трансиранской железной дороги для нужд поставок в СССР.

Советские пилоты прибыли на базу ВВС Abadan Field, Иран, для приёмки по ленд-лизу и перегона самолётов в СССР. На обратном пути домой будет выполнена посадка в Тегеране, где размещалась большая группа инспекторов ВВС. 1942 год
Советские пилоты прибыли на базу ВВС Abadan Field, Иран, для приёмки по ленд-лизу и перегона самолётов в СССР. На обратном пути домой будет выполнена посадка в Тегеране, где размещалась большая группа инспекторов ВВС. 1942 год

Американская компания "Фолспен" развернула масштабное строительство в Иране и Ираке. Были начаты работы по возведению шоссе на север от Хорремшехра и железнодорожной линии, соединяющей Ахваз с этим портом, с ответвлением на Танум. Порты Хорремшехра, Бендер-Шахпура и Басры были модернизированы. В Хорремшехре были открыты заводы по сборке самолётов и автомобилей, а в Бушире – автомобильный завод. На этих предприятиях собирались автомобили марок "Виллис", "Додж", "Студебеккер" и другие. К середине 1943 года были запущены производства в Шуайбе (Ирак) и Андимешке (на Трансиранской железной дороге). Местное население занималось сборкой автомобилей, в то время как американские и британские специалисты управляли заводами, а советские военные принимали готовую продукцию.

Советские лётчики осматривают бомбардировщик А-20 «Бостон», подготовленный к поставке в СССР в рамках ленд-лиза. Снимок сделан в 1942 году на базе ВВС Abadan Field в Иране. 1942 год
Советские лётчики осматривают бомбардировщик А-20 «Бостон», подготовленный к поставке в СССР в рамках ленд-лиза. Снимок сделан в 1942 году на базе ВВС Abadan Field в Иране. 1942 год

Иранские и иракские порты принимали автомобильную технику в виде комплектующих, доставленных на грузовых судах в ящиках. Сборка машин производилась непосредственно на берегу. Первоначально, из-за ручного метода сборки и низкой квалификации большинства рабочих, а также из-за существенных бытовых проблем, с которыми сталкивался персонал, качество сборки было неудовлетворительным. Однако, последующие меры привели к улучшению ситуации: для рабочих были возведены барачные поселки, обеспечены нормальные условия жизни и питание. Внедрение сдельной системы оплаты труда и введение штрафов за дефекты сборки стимулировали повышение качества. С начала 1942 года поставки автомобилей в СССР через Персидский залив достигли примерно 2 тысяч единиц в месяц, а к 1943 году этот показатель вырос до 5-10 тысяч. Первая партия из 50 машин отправилась в Советский Союз 23 февраля 1942 года, в День Красной Армии, из Бушира через Джульфу.

Колонна американских грузовиков Studebaker US6, работавших на дороге из Ирана в СССР, доставлявших грузы по программе ленд-лиза.  Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)
Колонна американских грузовиков Studebaker US6, работавших на дороге из Ирана в СССР, доставлявших грузы по программе ленд-лиза. Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)

Перегонка автомобилей на расстояние свыше двух тысяч километров, преодолевая горные хребты и равнины, зачастую по труднопроходимым участкам, представляла собой крайне трудную задачу. Автоколонны, состоящие из 40-50 машин марок "Студебеккер", "Форд", "Шевроле" и др. самостоятельно совершали марш на север. Управление колоннами было возложено на советских офицеров и сержантов, в то время как водителями служили преимущественно иранцы и арабы, чья подготовка зачастую была недостаточной. Безопасность на южных участках трассы до Тегерана обеспечивали в основном индийские воинские подразделения. Каждая машина была загружена до предела, перевозя жизненно важные грузы: запчасти, оружие, продовольствие и прочие товары, поступавшие по ленд-лизу. Маршрут пролегал по узким горным дорогам с крутыми, "слепыми" поворотами, а также через изнуряющую зноем пустыню, где плотная пыль делала фары бесполезными. На пути следования действовали вооруженные банды, занимавшиеся диверсиями, вооруженными нападениями и грабежами.

Истребители американского производства Р-40М «Киттихок» (Curtiss P-40M Kittyhawk) на пункте передачи авиационной техники поставляемой по ленд-лизу в СССР. За пределами ангара стоят истребители P-39 «Аэрокобра» (Bell P-39 Aircobra) и бомбардировщики «Бостон» (Douglas A-20 Boston). Иран. Март 1943 года
Истребители американского производства Р-40М «Киттихок» (Curtiss P-40M Kittyhawk) на пункте передачи авиационной техники поставляемой по ленд-лизу в СССР. За пределами ангара стоят истребители P-39 «Аэрокобра» (Bell P-39 Aircobra) и бомбардировщики «Бостон» (Douglas A-20 Boston). Иран. Март 1943 года

Одной из наиболее сложных и ответственных задач являлась транспортировка авиационной техники в Советский Союз. Существовало два основных пути: сборка самолётов на заводах, возведённых союзниками в Иране и Ираке, с последующим перегоном по воздуху на советские аэродромы, или же доставка в разобранном виде по автомобильным дорогам для последующей сборки на советских авиационных предприятиях. Для оптимизации процесса перегона самолётов в кратчайшие сроки были развернуты специализированная авиационная база в Маргиле и промежуточная база в Тегеране. Кроме того, на территории Азербайджанской ССР были подготовлены аэродромы, предназначенные для приёма боевых и транспортных самолётов, их технического обслуживания и подготовки лётного состава к эксплуатации американских и британских истребителей и бомбардировщиков в боевых условиях.

Командующий ВВС США на Ближнем востоке генерал-майор Льюис Брертон (Lewis Hyde Brereton; 21.06.1890 — 20.07.1967) с советскими лётчиками в Иране на фоне британского истребителя «Спитфайр» (Supermarine Spitfire), поставленного по ленд-лизу. На дальнем плане видны американские истребители P-40 и P-39 «Аэрокобра». Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)
Командующий ВВС США на Ближнем востоке генерал-майор Льюис Брертон (Lewis Hyde Brereton; 21.06.1890 — 20.07.1967) с советскими лётчиками в Иране на фоне британского истребителя «Спитфайр» (Supermarine Spitfire), поставленного по ленд-лизу. На дальнем плане видны американские истребители P-40 и P-39 «Аэрокобра». Иран. Март 1943 года. Фотограф Ник Паррино (Nick Parrino)

Суровые климатические условия создавали значительные трудности при работе. Как вспоминали очевидцы, сборка бомбардировщиков "Бостон" в Маргиле, начатая британцами, проходила в экстремальных условиях. Рабочий день начинался рано утром (в 3-4 часа) и завершался ещё до полудня (11 часов), поскольку в остальное время палящее солнце раскаляло машины до такой степени, что рабочие получали ожоги. Позже к процессу подключились советские специалисты. Всего за год (с июля 1943 по июнь 1944-го) было собрано и отправлено в СССР около 2900 самолетов. Успешное функционирование южного маршрута поставок через Персидский залив было отмечено наркомом внешней торговли СССР А. И. Микояном на встрече с американским посланником А. Гарриманом 10 февраля 1944 года. В знак признания заслуг, 15 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа американских офицеров была награждена советскими орденами и медалями, а генерал-майор Д. Конноли, командовавший сервисной службой США в Персидском заливе, был удостоен ордена Суворова II степени.

Подготовка британских истребителей «Спитфайр» (Supermarine Spitfire Mk.Vb), поставленных по ленд-лизу, для передачи советской стороне на аэродроме Абадан в Иране. Из Ирана самолёты перегонят в СССР советские лётчики. Абадан, Иран. 24.04.1943. Фотограф Автор: Нил (Neil)
Подготовка британских истребителей «Спитфайр» (Supermarine Spitfire Mk.Vb), поставленных по ленд-лизу, для передачи советской стороне на аэродроме Абадан в Иране. Из Ирана самолёты перегонят в СССР советские лётчики. Абадан, Иран. 24.04.1943. Фотограф Автор: Нил (Neil)

После открытия второго фронта во Франции поставки в СССР по южному маршруту постепенно сокращались. Осенью 1944 года сборка автомобилей была прекращена, оборудование демонтировано, а специалисты вернулись на родину. С этого момента и до августа 1945 года все поставки по ленд-лизу осуществлялись только через северные и дальневосточные порты Советского Союза.

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке. 05.06.1943
Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке. 05.06.1943

По условиям ленд-лиза, СССР должен был вернуть союзникам уцелевшую технику после войны, но мог её и выкупить. В 1946-1947 годах отремонтированные автомобили были возвращены через порты на Севере и Дальнем Востоке. Этот процесс происходил уже на фоне свершившегося ухудшения отношений между СССР и западными державами, во многом вызванного Иранским кризисом 1945-46 годов, когда Советский Союз на два с лишним месяца задержал вывод войск из Ирана, вопреки договору, заключённому 29 января 1942 года.

Генерал А.М. Королёв и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу. 1943 год
Генерал А.М. Королёв и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу. 1943 год

Процедура приёмки техники была весьма необычной. Западные союзники использовали пустые баржи и корабль с прессом и режущим оборудованием. Американская комиссия тщательно проверяла комплектность техники, после чего, в присутствии советских наблюдателей, автомобили уничтожались прессом, превращаясь в металлические кубы, которые затем отправлялись на баржах.

При подготовке поста использовались материалы web-сайта https://waralbum.ru, Имперского военного музея в Лондоне, Национального архива США, книга Лавренов С. Я, Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М.: ACT; Астрель, 2003 и некоторых других ресурсов

Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки