Общеизвестно, что 25 августа 1941 года в Иран для предотвращения его возможного перехода на сторону фашистского альянса были введены войска Советского Союза и Британии. Основания к таким подозрениям в отношении этой страны у союзников имелись, ещё весной 1941 года в результате профашистского путча подобное уже случилось с соседним Ираком и Соединённому королевству пришлось тогда срочно проводить военную операцию, чтобы разбить путчистов и вернуть всё к прежнему состоянию. В 1941-44 годах территория Ирана использовалась союзниками как транзитная для поставок в СССР различных материалов, механизмов, горючего, снаряжения, оружия, боеприпасов и техники, кроме того, эта страна стала местом дипломатических саммитов, там, в частности, поздней осенью 1943 года была проведена первая встреча Большой Тройки.
Не так много людей знает, что в конце 1942 года дополнительно к советским и британским на территорию Ирана был введён и воинский контингент США. В тот критический для СССР период союзники даже выражали готовность непосредственно участвовать в сражениях на советской территории. Так, в разгар оборонительных боёв под Сталинградом и на Кавказе в 1942 году британо-американское командование, узнав о тяжёлом положении на южном крыле советско-германского фронта, пыталось получить согласие И.В. Сталина на ввод британских войск и авиации в советское Закавказье. Глава Совнаркома отказался. Вскоре Красной Армии удалось стабилизировать фронт самостоятельно.
К осени 1942 года британцы были единственными, кто обеспечивал функционирование транспортных коммуникаций в Иране. Однако, с увеличением объёмов перевозок, стало ясно, что иранская инфраструктура не справляется с нагрузкой. Это вызвало недовольство американцев, которые в октябре 1942 года взяли под свой контроль порты, аэродромы, железные и автомобильные дороги. В марте 1943 года к сфере управления США добавились Трансиранская магистраль и порты Персидского залива. Но британская администрация на Ближнем Востоке также сыграла свою роль, подготовив южную часть Трансиранской железной дороги для нужд поставок в СССР.
Американская компания "Фолспен" развернула масштабное строительство в Иране и Ираке. Были начаты работы по возведению шоссе на север от Хорремшехра и железнодорожной линии, соединяющей Ахваз с этим портом, с ответвлением на Танум. Порты Хорремшехра, Бендер-Шахпура и Басры были модернизированы. В Хорремшехре были открыты заводы по сборке самолётов и автомобилей, а в Бушире – автомобильный завод. На этих предприятиях собирались автомобили марок "Виллис", "Додж", "Студебеккер" и другие. К середине 1943 года были запущены производства в Шуайбе (Ирак) и Андимешке (на Трансиранской железной дороге). Местное население занималось сборкой автомобилей, в то время как американские и британские специалисты управляли заводами, а советские военные принимали готовую продукцию.
Иранские и иракские порты принимали автомобильную технику в виде комплектующих, доставленных на грузовых судах в ящиках. Сборка машин производилась непосредственно на берегу. Первоначально, из-за ручного метода сборки и низкой квалификации большинства рабочих, а также из-за существенных бытовых проблем, с которыми сталкивался персонал, качество сборки было неудовлетворительным. Однако, последующие меры привели к улучшению ситуации: для рабочих были возведены барачные поселки, обеспечены нормальные условия жизни и питание. Внедрение сдельной системы оплаты труда и введение штрафов за дефекты сборки стимулировали повышение качества. С начала 1942 года поставки автомобилей в СССР через Персидский залив достигли примерно 2 тысяч единиц в месяц, а к 1943 году этот показатель вырос до 5-10 тысяч. Первая партия из 50 машин отправилась в Советский Союз 23 февраля 1942 года, в День Красной Армии, из Бушира через Джульфу.
Перегонка автомобилей на расстояние свыше двух тысяч километров, преодолевая горные хребты и равнины, зачастую по труднопроходимым участкам, представляла собой крайне трудную задачу. Автоколонны, состоящие из 40-50 машин марок "Студебеккер", "Форд", "Шевроле" и др. самостоятельно совершали марш на север. Управление колоннами было возложено на советских офицеров и сержантов, в то время как водителями служили преимущественно иранцы и арабы, чья подготовка зачастую была недостаточной. Безопасность на южных участках трассы до Тегерана обеспечивали в основном индийские воинские подразделения. Каждая машина была загружена до предела, перевозя жизненно важные грузы: запчасти, оружие, продовольствие и прочие товары, поступавшие по ленд-лизу. Маршрут пролегал по узким горным дорогам с крутыми, "слепыми" поворотами, а также через изнуряющую зноем пустыню, где плотная пыль делала фары бесполезными. На пути следования действовали вооруженные банды, занимавшиеся диверсиями, вооруженными нападениями и грабежами.
Одной из наиболее сложных и ответственных задач являлась транспортировка авиационной техники в Советский Союз. Существовало два основных пути: сборка самолётов на заводах, возведённых союзниками в Иране и Ираке, с последующим перегоном по воздуху на советские аэродромы, или же доставка в разобранном виде по автомобильным дорогам для последующей сборки на советских авиационных предприятиях. Для оптимизации процесса перегона самолётов в кратчайшие сроки были развернуты специализированная авиационная база в Маргиле и промежуточная база в Тегеране. Кроме того, на территории Азербайджанской ССР были подготовлены аэродромы, предназначенные для приёма боевых и транспортных самолётов, их технического обслуживания и подготовки лётного состава к эксплуатации американских и британских истребителей и бомбардировщиков в боевых условиях.
Суровые климатические условия создавали значительные трудности при работе. Как вспоминали очевидцы, сборка бомбардировщиков "Бостон" в Маргиле, начатая британцами, проходила в экстремальных условиях. Рабочий день начинался рано утром (в 3-4 часа) и завершался ещё до полудня (11 часов), поскольку в остальное время палящее солнце раскаляло машины до такой степени, что рабочие получали ожоги. Позже к процессу подключились советские специалисты. Всего за год (с июля 1943 по июнь 1944-го) было собрано и отправлено в СССР около 2900 самолетов. Успешное функционирование южного маршрута поставок через Персидский залив было отмечено наркомом внешней торговли СССР А. И. Микояном на встрече с американским посланником А. Гарриманом 10 февраля 1944 года. В знак признания заслуг, 15 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа американских офицеров была награждена советскими орденами и медалями, а генерал-майор Д. Конноли, командовавший сервисной службой США в Персидском заливе, был удостоен ордена Суворова II степени.
После открытия второго фронта во Франции поставки в СССР по южному маршруту постепенно сокращались. Осенью 1944 года сборка автомобилей была прекращена, оборудование демонтировано, а специалисты вернулись на родину. С этого момента и до августа 1945 года все поставки по ленд-лизу осуществлялись только через северные и дальневосточные порты Советского Союза.
По условиям ленд-лиза, СССР должен был вернуть союзникам уцелевшую технику после войны, но мог её и выкупить. В 1946-1947 годах отремонтированные автомобили были возвращены через порты на Севере и Дальнем Востоке. Этот процесс происходил уже на фоне свершившегося ухудшения отношений между СССР и западными державами, во многом вызванного Иранским кризисом 1945-46 годов, когда Советский Союз на два с лишним месяца задержал вывод войск из Ирана, вопреки договору, заключённому 29 января 1942 года.
Процедура приёмки техники была весьма необычной. Западные союзники использовали пустые баржи и корабль с прессом и режущим оборудованием. Американская комиссия тщательно проверяла комплектность техники, после чего, в присутствии советских наблюдателей, автомобили уничтожались прессом, превращаясь в металлические кубы, которые затем отправлялись на баржах.
При подготовке поста использовались материалы web-сайта https://waralbum.ru, Имперского военного музея в Лондоне, Национального архива США, книга Лавренов С. Я, Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М.: ACT; Астрель, 2003 и некоторых других ресурсов
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки