Найти в Дзене

Конвенция о правах ребенка в работе психолога

Работа в международном поле поднимает планку профессиональной ответственности психолога. Теперь недостаточно знать только местные законы. Необходимо активно изучать и интегрировать международные этические и правовые нормы, чтобы обеспечивать качественную, безопасную и юридически корректную помощь клиентам по всему миру. Конвенция о правах ребенка (КПР) — это не просто декларация, а юридически обязывающий международный документ. Для психолога, работающего с детьми и семьями, она является основополагающим этическим и профессиональным ориентиром. Ее принципы должны быть интегрированы в повседневную практику. Ключевые принципы Конвенции и их применение в работе психолога 1️⃣ Статья 3. Наилучшее обеспечение интересов ребенка «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». · На практике: Это главный приоритет при принятии любых решений.  · При проведении диагностики или терапии психолог задается вопросом: «Что в данно

Работа в международном поле поднимает планку профессиональной ответственности психолога. Теперь недостаточно знать только местные законы. Необходимо активно изучать и интегрировать международные этические и правовые нормы, чтобы обеспечивать качественную, безопасную и юридически корректную помощь клиентам по всему миру.

Международные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога
Международные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога

Конвенция о правах ребенка (КПР) — это не просто декларация, а юридически обязывающий международный документ. Для психолога, работающего с детьми и семьями, она является основополагающим этическим и профессиональным ориентиром.

-2

Ее принципы должны быть интегрированы в повседневную практику.

Ключевые принципы Конвенции и их применение в работе психолога

1️⃣ Статья 3. Наилучшее обеспечение интересов ребенка

«Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

· На практике: Это главный приоритет при принятии любых решений.

 · При проведении диагностики или терапии психолог задается вопросом: «Что в данной ситуации будет наилучшим для этого ребенка?», а не для родителей, школы или органов опеки.

 · Например, при разводе родителей психолог в своем заключении должен руководствоваться не удобством для мамы или папы, а интересами ребенка (потребность в стабильности, привязанности, безопасности).

 · Это основа для рекомендаций по опеке и месту жительства ребенка.

2️⃣ Статья 12. Учет взглядов ребенка

«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам... взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью».

· На практике: Это право на голос и на то, чтобы этот голос был услышан.

 · Психолог создает безопасные условия, в которых ребенок может выражать свои чувства, мнения и опасения, даже если они непопулярны или неудобны для взрослых.

 · Психолог не просто "играет" с ребенком, а объясняет ему на доступном языке суть происходящего, цели работы и внимательно выслушивает его.

 · При работе с семьей психолог обеспечивает, чтобы мнение ребенка не замалчивалось и учитывалось при выработке семейных решений.

-3

3️⃣ Статья 19. Защита от всех форм насилия

«Государства-участники принимают... все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления... со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

· На практике: Психолог находится на передовой защиты этого права.

 · Обязан уметь распознавать признаки жестокого обращения (физического, сексуального, психологического насилия, пренебрежения нуждами).

 · Знает пределы конфиденциальности и процедуру информирования органов опеки и попечительства при выявлении таких признаков. Защита жизни и здоровья ребенка здесь приоритетнее сохранения тайны.

 · Работает с последствиями травмы, помогая ребенку восстановить чувство безопасности и доверия к миру.

4️⃣ Статья 16. Защита права на личную жизнь

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь... незаконного посягательства на его честь и репутацию».

· На практике:

 · Конфиденциальность в работе с ребенком: Психолог договаривается с родителями и с самим ребенком (в зависимости от возраста) о том, какая информация может быть раскрыта родителям, а что останется между ним и психологом. Это строит доверие.

 · Сохранение тайны: Записи, рисунки, результаты диагностики хранятся в надежном месте и не разглашаются без необходимости.

5️⃣ Статья 23. Права детей-инвалидов

«Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

-4

· На практике: Психолог:

 · Обеспечивает инклюзивный и недискриминационный подход.

 · Помогает ребенку с особыми потребностями принять себя, развивать сильные стороны и адаптироваться.

 · Работает с семьей и окружением ребенка, чтобы помочь им создать поддерживающую среду.

6️⃣ Статья 28 и 29. Право на образование

Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

· На практике: Школьный психолог или психолог, работающий с семьей, выступает как защитник этого права.

 · Выявляет причины школьной неуспеваемости (проблемы с вниманием, буллинг, стресс, дислексия и т.д.).

 · Помогает создать индивидуальный образовательный маршрут.

 · Борется с буллингом, создавая в классе безопасную психологическую атмосферу.

Вывод

Конвенция о правах ребенка превращает психолога из простого исполнителя методик в адвоката детства. Она дает ему правовую и этическую основу для того, чтобы в любой ситуации оставаться на стороне ребенка, обеспечивать его безопасность, уважать его достоинство и делать его голос значимым. Это основа профессиональной позиции в работе с несовершеннолетними.