Этот ноябрь особенный, он пахнет свежей типографской краской. Горьковатые нотки недосыпа смешиваются со сладостью того, что мир всё-таки услышал мой тихий голос о женском ремесле. Сегодня я могу сказать: моя энциклопедия «Вязание на спицах» ушла в типографию. Машины уже выдыхают горячий воздух, страницы принимают краску, и где-то в будущем эта книга ляжет в руки читателей.
Энциклопедия как вызов
Сейчас слова «я написала энциклопедию» кажутся будничными. Но когда мне впервые предложили взяться за неё, это прозвучало как вызов, от которого не отказываются. Помню день, когда всё началось: Москва, суета в ожидании мероприятия Дзена, кофе на бегу, редактор из ЭКСМО, которая предлагает создать новую книгу.
Тогда я еще не знала, что за этим скрываются месяцы работы, похожие на бесконечный марафон. Писать каждый день — это ещё не подвиг. Подвиг — писать каждый день, когда вдохновение не приходит, делать сотни фотографий в дни, когда солнце прячется, вязать образцы, которые упрямо не ложатся ровно, разбирать хаос информации, чтобы она перестала давить и стала музыкой структуры.
Я писала в поездках, на кухнях друзей, в ночи, когда город замолкает, и утром, когда он ещё не проснулся. Иногда мне казалось, что это не я создаю книгу — это книга создаёт меня. И вот теперь, наконец-то, она готовится отправиться тем, кто сделал предзаказ. Теперь любой желающий может найти книгу «ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ. Иллюстрированный базовый курс» на маркетплейсах и в книжных магазинах!
Но ноябрь принёс ещё одну новость, от которой у меня задрожали руки...
Грант от Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ)
До энциклопедии была другая любовь — антикварные книги по рукоделию. Сначала это были редкие находки, случайные покупки, а затем появилась коллекция книг, которая тихо разрасталась в моей комнате.
Где-то в перерывах между созданием энциклопедии и нескольких книг про любовь, я начала глубже исследовать народные промыслы, стала обращаться к антропологии и истории, и даже написала первую статью для TV BRICS. Та статья называлась "Невидимые героини: роль женщин в сохранении ремесленного наследия в странах БРИКС".
И однажды, листая очередную книгу XIX века, я поняла, что держу в руках гениальность безымянных женщин. Они создали узоры, технику, эстетику, но их имена растворились в тишине истории. В эпоху, когда авторство оставляют в каждом посте, женщины, формировавшие культурный код страны, остались в тени.
Так появился проект «Невидимые героини: женское рукоделие в старинных книгах». Как попытка вернуть голос тем, чьи руки сотни лет создавали красоту без надежды быть упомянутыми.
И Президентский фонд культурных инициатив услышал это обещание.
Проект получил поддержку ПФКИ. Грант — это не только ресурсы, это публичное признание: женское ремесло — часть культурного наследия страны.
Теперь мой стол завален архивами, антикварными изданиями, рукописями с пружинистыми, танцующими буквами. Я провожу пальцами по пожелтевшим краям страниц и тихо говорю: «Я обещаю рассказать о вас».
Это начало длинного пути. Договора, отчёты, экспертизы, бесконечные часы исследований — всё это впереди. Но в этот раз я не одна: рядом команда тех, кто чувствует ту же ответственность.
Через год вы увидите, что у нас получилось. Но ждать целый год — нечестно. Поэтому я создаю пространство, куда можно войти уже сейчас.
Клуб исследователей народных промыслов
Моя энциклопедия — только начало. Знания о ремёслах должны жить не на полках и не в музеях. Они должны быть в руках тех, кто готов создавать, кто готов погружаться в историю.
Клуб исследователей народных промыслов — закрытое пространство для тех, кто хочет прикоснуться к наследию как создатель, а не зритель. В течение года мы будем изучать различные народные промыслы: Оренбургское, Вологодское, Елецкое кружево, Крестецкая строчка, набойка, и различные виды вышивки.
Что ждёт участников клуба
- Реконструированные узоры и изделия из антикварных изданий. Как читались схемы XIX века, почему исчезли отдельные элементы, как описывали узоры, схемы узоров.
- Исследования и разбор редких техник.
- Доступ к редким антикварным книгам. В моей коллекции есть книги, которые не оцифрованы и не предоставлены в библиотеках НЭБ, Киберленинке, и других платформах.
- Мастер-классы по историческим элементам. Оренбургские мотивы, Крестецкая строчка, принципы набойки, смысловые орнаменты ремёсел. В течение года мы будем готовить экспонаты для выставки, мастер-классы для них будут доступны для членов Клуба.
Клуб соединяет историю и мастерство, восстанавливает утраченное и переплетает традицию с современностью. Это не просто контент — это культурная миссия.
Почему доступ платный и почему так дорого?
Тема ремесленного наследия — глубинная, не массовая. Это территория тех, кого называют «хранителями». Редкие книги стоят дорого, реконструкция занимает недели. ИП не может платить себе зарплату в рамках гранта — закон есть закон. Но главное — эта работа не может быть дешёвой, потому что дешёвое никогда не живёт долго.
Стоимость участия в клубе — 5000 ₽ за месяц. Это не просто плата за контент, это инвестиция в культуру и в ремесло. Это билет в пространство, куда попадают единицы. Здесь будут собираться материалы, которые не вошли в мою энциклопедию, все исследования, которые мы будем проводить, будут публиковаться первоисточники, и многое другое.
Это инвестиция в себя! Возможность прикоснуться к знанию, которое почти исчезло. Стать частью истории, которая ждала вас века. Мы будем небольшим сообществом. И это правильно, потому что редкое требует бережности.