Как известно, любая национальная сборная собирается из разных клубов. Во всяком случае в идеале. Но нигде не регламентировано количественное соотношение команд внутреннего чемпионата , отправляющих своих спортсменов участвовать в международных турнирах.
Были случаи, когда игроки только одного клуба фактически представляли сборную своей страны. Такое порой практиковали канадцы в середине прошлого века на чемпионатах мира и Олимпиадах. Естественно, что это были исключительно любители. К примеру, тот же "Ист-Йорк Линдхерстс" в 1954 году в Стокгольме.
Но нас интересует советская сборная, о комплектовании которой и пойдёт сегодня речь. Взглянем на состав с дебютного чемпионата мира 1954 года.
Вратари: Николай Пучков, Григорий Мкртчан (оба — ЦСК МО). Защитники: Александр Виноградов, Павел Жибуртович, Дмитрий Уколов, Генрих Сидоренков (все — ЦСК МО), Альфред Кучевский («Крылья Советов»). Нападающие: Юрий Крылов, Александр Уваров, Валентин Кузин (все - «Динамо»), Евгений Бабич, Виктор Шувалов, Всеволод Бобров, Александр Комаров (все - ЦСК МО), Михаил Бычков, Алексей Гурышев, Николай Хлыстов (все - «Крылья Советов»).
Как видим, игроки собраны только из трёх ведущих московских команд. И такое наблюдалось на протяжении всех 50-х годов.
В частности, на олимпийском турнире 1956 года расклад был схожим: десять армейцев, четыре динамовца и трое из "Крыльев Советов".
В 1958 году на чемпионате мира в Норвегии сыграл нападающий ленинградского "Кировца" Валентин Быстров. Пусть только и в одном матче.
С появлением в рядах главной команды СССР Виктора Якушева и Николая Снеткова (с ЧМ-1958) к клубам, подготовивших хоккеистов для сборной страны, добавился и столичный "Локомотив".
На Олимпиаде в американском Скво-Вэлли количество игроков "Крылышек" превысило число тех, кто был из ЦСКА (8 и 7 соответственно). А от московского "Динамо" заявили всего одного хоккеиста (Станислав Петухов).
Но уже на мировом чемпионате 1961 года в советской сборной из "Крыльев Советов" не было вообще никого. Зато добавилось сразу три спартаковца (знаменитая тройка Вячеслава Старшинова). Плюс - защитник Александр Рагулин из "Химика" и горьковский вратарь Виктор Коноваленко.
На соревнованиях за звание лучших на планете 1963 году в составе советской сборной присутствовал игрок из подмосковной Электростали - Юрий Парамошкин. А всего, исходя из клубной принадлежности, ситуация выглядела так: шесть армейцев, пять динамовцев, три спартаковца и по одному игроку (помимо Ю.Парамошкина) из "Локомотива" и "Торпедо".
На протяжении всех 60-х основу первой советской сборной традиционно представлял ЦСКА. Далее шел "Спартак" (на ЧМ-1967 и 1969, а также на ОИ-1968 клуб делегировал сразу пять человек). Число динамовцев варьировалось от одного до трёх. А от "Крыльев Советов" - вновь никого.
На чемпионат мира 1969 года тренерский штаб пригласил вратаря свердловского "Автомобилиста" Виктора Пучкова. А на подобных же соревнованиях 1972 года в рядах советской команды появились два ленинградских армейца - голкипер Владимир Шеповалов и форвард Вячеслав Солодухин.
На чемпионате мира-1974 в сборной СССР, по вполне понятным причинам, резко возросло представительство "Крыльев Советов". Их было на одного игрока больше, нежели игроков ЦСКА (8 и 7). В 1975 году от "Крылышек" на мировой чемпионат отправилось уже четыре спортсмена. Но в дальнейшем количество игроков клуба из Сетуни никогда не превышало более трёх.
В польском Катовице в 1976 году в советской команде появляется нападающий рижского "Динамо" Хелмут Балдерис. До этого из указанного клуба на чемпионатах мира за нашу сборную не играл никто.
На мировых состязаниях 1978 года в за сборную СССР на Пражском льду выступали хоккеисты таких клубов, как ЦСКА - 10 человек, "Динамо" (Москва) - 6, "Крылья Советов", "Торпедо", "Химик" и "Трактор" - по одному.
Больше всех столичных армейцев сыграло на ЧМ-1983 и Олимпиаде - 1988, а именно оба раза в количестве 14-ти. В свою очередь, на чемпионатах мира 1986 и 1987 года представителей ЦСКА было уже по 13.
Как известно, на закате советской эпохи начался процесс отъезда ведущих хоккеистов за рубеж. И на ЧМ-1990 в сборную привлекли уже только 10 игроков ЦСКА. А на чемпионате мира 1991 года их было всего лишь 7.
Если исходить из процентного соотношения, то за всю историю советского хоккея московские армейцы составляли примерно 52% от национальной сборной. За ними следуют столичные динамовцы - 16%, спартаковцы - 11% и "Крылья Советов" - 9 %.
Из региональных клубов впереди "Торпедо". Доля горьковчан в сборной Советского Союза была около 2,9%. Игроков воскресенского "Химика" - 1,7 %, а челябинского "Трактора" - чуть выше 1%. Если же вновь обратиться к торпедовцам, то их число являлось максимальным на чемпионате мира 1985 года (3 игрока).
А теперь о том, из каких клубов Высшего дивизиона никто вообще не привлекался в сборную СССР для участия в основных международных соревнованиях, к которым можно отнести чемпионаты мира, Олимпиады и Кубки Канады.
В рядах первой советской команды в то или иное время честь государственного флага защищали хоккеисты ЦСКА, московского "Динамо", Спартака, "Крыльев Советов", "Химика", "Торпедо", "Трактора", рижского "Динамо", "Автомобилиста". А также "Сокола" (Валерий Ширяев, Дмитрий Христич) и СК им. "Салавата Юлаева" (Ирек Гимаев).
В общем, были задействованы практически все советские коллективы за исключением тех, кто надолго не задерживался в классе сильнейших или вообще не попадал в Высшую лигу.
Думаю, перечислять все команды в данном случае не сто́ит (при всём уважении, это "Ижсталь", "Сибирь", "С.К. им. Урицкого", саратовский "Кристалл", "Дизелист", усть-каменогорское "Торпедо", минское "Динамо" и другие). В общем, смысл понятен.
Тогда возникает ещё один вопрос: а почему в сборную СССР не брали игроков низших лиг? Ответ лежит на поверхности: так была устроена система, что молодых и перспективных хоккеистов старались переманить в центральные клубы, и оттуда они пополняли состав национальной команды страны.
Например: в своё время из Усть-Каменогорска в "Спартак" пригласили Евгения Паладьева, а в ЦСКА - Бориса Александрова. Из Пензы - Василия Первухина и Сергея Светлова в московское "Динамо", а Александра Кожевникова - опять же в "Спартак". И таких случаев было более, чем предостаточно.
А могли ли быть у нас быть сильные и конкурентоспособные команды не только в Москве, но и на периферии?
Скорее всего нет. Если только всё это организовать в приказном порядке. Связано подобное с особенностями всего социально-экономического уклада страны. В тех условиях уровень жизни и прочие материально - бытовые возможности были на порядок выше именно в центре, нежели в регионах.
Об этом кстати указал в одном из своих интервью и челябинский вратарь прошлых лет Виктор Королев: "...попасть в сборную оттуда (из столицы - прим.автора) было намного легче. Туда, как правило, ехали хоккеисты, привлекавшиеся в первую и во вторую сборные СССР. А что такое сборная СССР? Это выезды за границу...Была возможность посмотреть другой мир, да и финансовая сторона играла роль".
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание.