Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия — Лансере) — выдающаяся личность, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Художница - космополит: жила то в Петербурге, то в Нескучном, путешествовала по разным странам для изучения живописи и рисунка. Регулярно участвовала в зарубежных выставках, работала в разных странах, в том числе Марокко (Марракеш). Писала картины во всех жанрах и разными материалами.
Родилась 10 декабря 1884 года в имении отца "Нескучное", Белгородского уезда Курской губернии. Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере, мать – художник-график Екатерина Николаевна Лансере, урожденная Бенуа.
Девочка выросла в уникальной художественной среде. Её дед, Николай Бенуа, — знаменитый архитектор, а дядя, Александр Бенуа, — выдающийся художник и основатель объединения «Мир искусства». Семья Лансере-Бенуа была настоящей "академией художеств" в миниатюре, где творчество было естественной частью жизни. Это предопределило путь юной художницы.
Работала в "Нескучном" над портретами крестьян и пейзажами. Её крестьянки — это не социальные типажи, а воплощение природной силы, здоровья и достоинства. Они органично вписаны в пейзаж, их движения плавны и величавы («Беление холста», «Жатва»). Это идеализированный, но очень искренний образ человека, живущего в ладу с миром.
Серебрякова — непревзойдённый мастер детского портрета. Она с нежностью и любовью пишет своих детей («Катя с куклами», «За завтраком»). Её интересует внутренний мир ребёнка, чистота и непосредственность. Эта тема — прямое продолжение её стремления к гармонии и свету.
Художница блистательно изображала обнаженную натуру. Её ню — одни из самых целомудренных и поэтичных в русском искусстве. Она открывает обнажённое тело не как объект желания, а как воплощение природного совершенства, скульптурной формы и чистоты.
Работы Серебряковой отличает особая, немного наивная чистота, лиризм, яркий колорит и классическая ясность композиции. Она не примыкала к авангардным течениям, сохраняя верность традициям русского реализма с элементами импрессионизма.
Автопортрет «За туалетом» (1909) — первый громкий успех и визитная карточка. Полный свежести, радости и света, этот образ сразу сделал её знаменитой и стал символом её раннего, безмятежного творчества. Картину сразу приобрела Третьяковская галерея — редкое признание для молодой художницы.
Автопортреты для Серебряковой были не просто упражнением в технике, а искренним дневником, исследованием себя и воплощением своего идеала женственности.
В 1917 году от тифа умирает её муж, Борис Серебряков. В 39 лет она остаётся одна с четырьмя детьми и матерью. Работа в имении «Нескучное» становится невозможной после революции, и она переезжает в Петроград. Это переломные моменты её творческой и личной жизни.
Переезд в Париж в 1924 году для участия в выставке оказался точкой невозврата. Вернуться в СССР она не смогла. В отличие от многих эмигрантов, она не добилась большого коммерческого успеха. Чтобы прокормить себя и младших детей, она бралась за заказы — писала портреты на заказ, работала над панно (например, для особняка барона де Броуэра), но её искренний, лишённый модного эпатажа стиль не был востребован.
В эмиграции её творчество стало формой светлой ностальгии. Она писала по памяти русские пейзажи, сцены из деревенской жизни. Даже в самые трудные годы её искусство оставалось островком чистоты, олицетворением того «рая», который был утрачен, но навсегда сохранён в её картинах.
Поездки в Марокко (1928 и 1932) стали для неё глотком свежего воздуха. Она привезла оттуда серию ярких, солнечных работ, изображающих местных жителей и природу, которые считаются одними из лучших в её творческом наследии.
Самым большим страданием для неё была разлука с двумя старшими детьми — Александром и Татьяной, которые остались в СССР. Встреча состоялась только 36 лет спустя, в 1960 году, когда Хрущёв разрешил дочери художницы приехать в Париж.
В 1960-х годах, в период «оттепели», имя Зинаиды Серебряковой постепенно возвращается на Родину. В 1966 году прошли большие персональные выставки в Москве, Ленинграде и Киеве, имевшие оглушительный успех. Советская публика заново открыла для себя художницу, чьё творчество было прервано революцией.
Зинаида Серебрякова — это трагическая и в то же время светлая фигура в русском искусстве. Её судьба разделена между триумфом в дореволюционной России, годами лишений в эмиграции и поздним, но заслуженным признанием на Родине, которое она, к счастью, застала при жизни (хотя и не вернулась). Её искусство — это гимн красоте, молодости и естественности, созданный человеком, пережившим множество испытаний.