Найти в Дзене

Зинаида Серебрякова — улыбка, слёзы и искусство

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия — Лансере) — выдающаяся личность, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Художница - космополит: жила то в Петербурге, то в Нескучном, путешествовала по разным странам для изучения живописи и рисунка. Регулярно участвовала в зарубежных выставках, работала в разных странах, в том числе Марокко (Марракеш). Писала картины во всех жанрах и разными материалами. Родилась 10 декабря 1884 года в имении отца "Нескучное", Белгородского уезда Курской губернии. Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере, мать – художник-график Екатерина Николаевна Лансере, урожденная Бенуа. Девочка выросла в уникальной художественной среде. Её дед, Николай Бенуа, — знаменитый архитектор, а дядя, Александр Бенуа, — выдающийся художник и основатель объединения «Мир искусства». Семья Лансере-Бенуа была настоящей "академией художеств" в миниатюре, где творчество было естественной частью жизни. Это предопределило путь юной художницы. Работала в "Н
Зинаида Серебрякова. "За туалетом". Автопортрет (1909)
Зинаида Серебрякова. "За туалетом". Автопортрет (1909)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия — Лансере) — выдающаяся личность, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Художница - космополит: жила то в Петербурге, то в Нескучном, путешествовала по разным странам для изучения живописи и рисунка. Регулярно участвовала в зарубежных выставках, работала в разных странах, в том числе Марокко (Марракеш). Писала картины во всех жанрах и разными материалами.

Родилась 10 декабря 1884 года в имении отца "Нескучное", Белгородского уезда Курской губернии. Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере, мать – художник-график Екатерина Николаевна Лансере, урожденная Бенуа.

Девочка выросла в уникальной художественной среде. Её дед, Николай Бенуа, — знаменитый архитектор, а дядя, Александр Бенуа, — выдающийся художник и основатель объединения «Мир искусства». Семья Лансере-Бенуа была настоящей "академией художеств" в миниатюре, где творчество было естественной частью жизни. Это предопределило путь юной художницы.

-2

Работала в "Нескучном" над портретами крестьян и пейзажами. Её крестьянки — это не социальные типажи, а воплощение природной силы, здоровья и достоинства. Они органично вписаны в пейзаж, их движения плавны и величавы («Беление холста», «Жатва»). Это идеализированный, но очень искренний образ человека, живущего в ладу с миром.

Зинаида Серебрякова. "Жатва" (1915)
Зинаида Серебрякова. "Жатва" (1915)
Зинаида Серебрякова. "Беление холста" (1917)
Зинаида Серебрякова. "Беление холста" (1917)
Зинаида Серебрякова. "За завтраком" (или "За обедом") (1914)
Зинаида Серебрякова. "За завтраком" (или "За обедом") (1914)

Серебрякова — непревзойдённый мастер детского портрета. Она с нежностью и любовью пишет своих детей («Катя с куклами», «За завтраком»). Её интересует внутренний мир ребёнка, чистота и непосредственность. Эта тема — прямое продолжение её стремления к гармонии и свету.

Художница блистательно изображала обнаженную натуру. Её ню — одни из самых целомудренных и поэтичных в русском искусстве. Она открывает обнажённое тело не как объект желания, а как воплощение природного совершенства, скульптурной формы и чистоты.

Работы Серебряковой отличает особая, немного наивная чистота, лиризм, яркий колорит и классическая ясность композиции. Она не примыкала к авангардным течениям, сохраняя верность традициям русского реализма с элементами импрессионизма.

Автопортрет «За туалетом» (1909) — первый громкий успех и визитная карточка. Полный свежести, радости и света, этот образ сразу сделал её знаменитой и стал символом её раннего, безмятежного творчества. Картину сразу приобрела Третьяковская галерея — редкое признание для молодой художницы.

Автопортреты для Серебряковой были не просто упражнением в технике, а искренним дневником, исследованием себя и воплощением своего идеала женственности.

В 1917 году от тифа умирает её муж, Борис Серебряков. В 39 лет она остаётся одна с четырьмя детьми и матерью. Работа в имении «Нескучное» становится невозможной после революции, и она переезжает в Петроград. Это переломные моменты её творческой и личной жизни.

Зинаида Серебрякова. "Балетная уборная. Снежинки. Балет "Щелкунчик" (1923)
Зинаида Серебрякова. "Балетная уборная. Снежинки. Балет "Щелкунчик" (1923)

Переезд в Париж в 1924 году для участия в выставке оказался точкой невозврата. Вернуться в СССР она не смогла. В отличие от многих эмигрантов, она не добилась большого коммерческого успеха. Чтобы прокормить себя и младших детей, она бралась за заказы — писала портреты на заказ, работала над панно (например, для особняка барона де Броуэра), но её искренний, лишённый модного эпатажа стиль не был востребован.

В эмиграции её творчество стало формой светлой ностальгии. Она писала по памяти русские пейзажи, сцены из деревенской жизни. Даже в самые трудные годы её искусство оставалось островком чистоты, олицетворением того «рая», который был утрачен, но навсегда сохранён в её картинах.

Зинаида Серебрякова. "Натюрморт" (1936)
Зинаида Серебрякова. "Натюрморт" (1936)

Поездки в Марокко (1928 и 1932) стали для неё глотком свежего воздуха. Она привезла оттуда серию ярких, солнечных работ, изображающих местных жителей и природу, которые считаются одними из лучших в её творческом наследии.

Зинаида Серебрякова. "Марокканка в розовом платье" (1932)
Зинаида Серебрякова. "Марокканка в розовом платье" (1932)
Зинаида Серебрякова. "Марокко. Марракеш" (1932)
Зинаида Серебрякова. "Марокко. Марракеш" (1932)

Самым большим страданием для неё была разлука с двумя старшими детьми — Александром и Татьяной, которые остались в СССР. Встреча состоялась только 36 лет спустя, в 1960 году, когда Хрущёв разрешил дочери художницы приехать в Париж.

В 1960-х годах, в период «оттепели», имя Зинаиды Серебряковой постепенно возвращается на Родину. В 1966 году прошли большие персональные выставки в Москве, Ленинграде и Киеве, имевшие оглушительный успех. Советская публика заново открыла для себя художницу, чьё творчество было прервано революцией.

Зинаида Серебрякова — это трагическая и в то же время светлая фигура в русском искусстве. Её судьба разделена между триумфом в дореволюционной России, годами лишений в эмиграции и поздним, но заслуженным признанием на Родине, которое она, к счастью, застала при жизни (хотя и не вернулась). Её искусство — это гимн красоте, молодости и естественности, созданный человеком, пережившим множество испытаний.