Найти в Дзене

Рубцовск - город основанный Михаилом Рубцовым

Заселение земель Алтайского края активно началось во времена славного Акинфия Никитича Демидова. Желая преумножить свои богатства, он начал исследовать предгорья Алтая и места окрестные. Трое олоне́цких старцев, изведав территории вдоль рек Алея, Локтевки, Белой, Чарыша́, Колыванского и Белого озёр, вернулись к заводчику с богатой добычей. На реке Локтевке в 1726 году была поставлена медеплавильная печь для пробной плавки и дальнейшим устроением завода, но из-за малых водных ресурсов перенесли место под завод на речку Белую, что вытекала из одноименного озера. Так, в 1727 году образовался поселок Колывань, ставший на недолгое время столицей всего громадного Колывано-Воскресенского горного округа. Позже центр перенесли в бурно развивающийся поселок Барнаульского завода. Немного позже, с открытием Федором Емельяновичем Леле́сновым огромных залежей золота в Змеиной горе, народ активно стали перевозить на зе́мли ближайшие к руднику для различных работ. Так, на территорию современного гор

Михаил Рубцов
Михаил Рубцов

Заселение земель Алтайского края активно началось во времена славного Акинфия Никитича Демидова. Желая преумножить свои богатства, он начал исследовать предгорья Алтая и места окрестные.

Трое олоне́цких старцев, изведав территории вдоль рек Алея, Локтевки, Белой, Чарыша́, Колыванского и Белого озёр, вернулись к заводчику с богатой добычей.

На реке Локтевке в 1726 году была поставлена медеплавильная печь для пробной плавки и дальнейшим устроением завода, но из-за малых водных ресурсов перенесли место под завод на речку Белую, что вытекала из одноименного озера. Так, в 1727 году образовался поселок Колывань, ставший на недолгое время столицей всего громадного Колывано-Воскресенского горного округа. Позже центр перенесли в бурно развивающийся поселок Барнаульского завода.

Немного позже, с открытием Федором Емельяновичем Леле́сновым огромных залежей золота в Змеиной горе, народ активно стали перевозить на зе́мли ближайшие к руднику для различных работ.

Так, на территорию современного города Рубцовска пришла семья братьев Оловяни́шниковых. Позже к ним присоединились семьи Кузнецова Никиты, Кунгурова Якова, Панфилова Гордея, Мартюшовых Ивана, Елизара и Спиридона, Трубачевых Михаила и Якова. 

Братья были переселенцами из деревни Лу́шниковой, Чингийской волости (ныне с. Лу́шниково, Тальме́нского района, Алтайского края). Звали их: Михаил, Яков и Филипп. На тот момент им было 32, 23 и 12 лет соответственно. У Михаила была жена и сыновья: Иван, Павел и Даниил.

В 1803 году образовалось поселение, коему дали название в честь первых поселенцев — Оловяни́шниково и приписали к Змеиногорскому руднику. Жители вели заготовку леса в сростинском бору́, выжигая уголь и доставляя его на рудник. 

Образовав сельское общество, жители Оловяни́шниково заняли все, на что хватало рук. На правом берегу Алея в Катко́вской степи они выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, лён, коноплю. На левом берегу в Коростелёвской степи были покосы.

После реформ 1861 года потоки переселенцев хлынули в Сибирь. Оловяни́шниково постепенно росло, земли становилось меньше, но все же хватало. В 8-ю ревизию в деревне насчитывалось 26 семей. Из них были: Вольхиных три семьи; Оловянишниковых, Мартюшовых, Во́ловых по две семьи; Кузнецовы, Потеряевы, Таймаковы, Кунгуровы, Трубачевы, Шма́ковы, Запрягаевы, Папа́новы, Кузьмины, Поповы, Казанцевы, Глазуновы, Дестенниковы, Во́ловы, Морозовы, Гурсины по одной семье.

На западе в солончаковой степи, поросшей небольшим кустарником, соседствовали лисы, волки, зайцы, барсуки, куропатки. Маленькие перепелочки пели свои песни: «фить-пирю́ — спать пора». В Алейскую забоку ходили за черемухой, ежевикой, малиной и калиной, полевыми луком и чесноком, клубникой и земляникой.

Так и жили Оловяни́шниковцы в своих заботах и тишине, иногда враждуя с жителями села Половинкино за зе́мли в Катко́вской степи.

Во второй половине 80-х годов на берег Алея близ деревни Оловянишниково прибыли некто отставной солдат Михаил Рубцов и его друг Никифор Беляев. Перебравшись на пароме через Але́й, они начали разведку окрестных земель, но в итоге им приглянулось место против «Широкой Луки» на левом берегу реки между селами Оловяни́шниково и Половинкино. 

Не сказать, чтобы жителям деревни понравились пришлецы, да и не то это было время, когда из-за нехватки земли встречали с распростертыми объятиями, но осторожность старожилы держать умели.

Постепенно к Рубцову присоединялись новые переселенцы с его малой родины. Таким образом на будущей рубцовской земле 25 августа 1888 года родился первый рубцовча́нин Захар Максимович Долги́х. В декабре 1891 года Рубцов отправляется в Томск в губернское управление с доверенным письмом от 85 семей села Покровки (Баже́новки) Усманской волости, Бузулукского уезда, Самарской губернии. В наши дни село Покровка еще осталось и имеет малые границы, примерно на 200 жителей. Деревня Баже́новка прекратила свое существование. Остался лишь пруд на маленькой речке Безымяновке, созданный скорее всего в советское время, да погребные ямы и остатки фундамента на местах, где когда-то красовались дома, помнящие отставного солдата Михаила Алексеевича Рубцова.

В доверительном письме было прошение о выделении земли на поселение в Коростелёвской степи Алтайского округа. 

Сам Михаил Рубцов хоть и знал грамоту, но недостаточно для писания подобных документов, а письма оставшихся прошений были написаны каллиграфической рукой. Скорее всего их писал его друг Никифор Беляев. С этого началась, длившаяся около десяти лет переписка М.А. Рубцова с губернским управлением и прочими инстанциями.

Дома росли как грибы и в засёлок приходили все новые и новые поселенцы. Жилища строили вдоль Але́я из бревен, самана и дерна. Дабы хоть как-то обозначить границу, между селами был установлен трехсаженный деревянный крест.

Чиновник по сбору аренды Михельсо́н лично рассматривал план деревни Оловянишниково и засёлка Рубцова и изучив левый берег Алея вверх и вниз по течению, предложил их старожилам в аренду. Те отказались, думая, что переселенцам подобное предложение не поступит и оловяни́шниковцы будут и дальше пользоваться землей бесплатно.

Правление разрешило Михаилу Рубцову подыскать место на правах арендатора. 24 февраля 1892 года чиновник по сбору аренды Михельсон наделил его и Беляева 50 десятинами пашни при урочище Песья́ном вблизи д. Оловяни́шниково. В апреле того же года к землянкам Рубцова и Беляева присоединились новые переселенцы и арендовали 180 десятин пашни, 154 десятины под домостроения и 104 десятины под сенокосы. Их дома подступили к юго-восточной части деревни старожилов. Так началась вражда, не прекращающаяся долгие годы между жителями деревни Оловяни́шниково и засёлком Рубцова.

-2

О личности Михаила Алексеевича Рубцова известно не так уж много. Родился он предположительно в 1849-50 году (по мнению Гнилицкой Г.П. в 1826 г.). Происхождение имел из семьи крестьян-середняко́в Самарской губернии, что на момент 1861 года не состояли в крепостной повинности. Национальностью был мордви́н-эрзя. 

Служил в армии в чине рядового 7-го линейного Кавказского батальона. После окончания войны с Турцией вернулся домой в деревню Баже́новка в статусе отпускного от военной службы, но без срока, а впредь до призыва. Таких отпускников называли билетными и земли им не выделяли. В Баже́новке на тот момент таких билетных было девять человек, а это не так мало для деревни. В связи с таким положением они искали выход из сложившейся ситуации.

3 октября 1879 года Михаил Рубцов взял в жены Сма́гину Евдокию Ивановну. У них родились дети: Анна, Анисья, Варвара и сын Гаврила. 

Была у Михаила Рубцова одна особенность: рваные ноздри. В Старину так наказывали мздоимцев (взяточников). Предположение на эту теорию имеет место быть, потому как старожилы говорили, что Рубцов часто брал поборы с крестьян в размере 6 рублей на взятки чиновникам, дорогу и прочее, а также в первые годы существования заселка он взимал плату на поселение. Имея природный талант к упертости и настырности, а также жизненную мудрость, он всегда добивался поставленных целей.

Возможно ноздри Рубцову порвали жители Оловяни́шниково или Половинкино во время одной из потасовок, ибо таких было не мало. Однако жители села Оловяни́шниково отмечали, что переселенцы были нрава вздорного и даже женщины и дети могли кинуться в драку, вооружившись кольями или чем потяжелее. 

С первых дней невзлюбили оловяни́шниковские старожилы переселенцев и всячески их притесняли. То на землянку на конях заедут и потопчут, то коней украдут, а то и кого из людей прихватят. Позже о самом Рубцове стали ходить слухи, что он колдун и владеет нечистой силой.

Остался в памяти народа один случай. Когда оловяни́шниковцы на лошадях подошли к поселку Рубцова, животные по какой-то неведомой причине встали как вкопанные и никакая сила не могла их направить вперед. Как ни старались всадники, а только остались на месте, а Михаил Рубцов так и стоял перед ними хитро прищурив свои вороные глаза, с усмешкой думая о простой, но весьма хорошей хитрости.

На самом же деле он просто проложил волосяную веревку и изредка ее подергивал. Устремленные вперед взорами всадники ее не разглядели, а вот лошади приняли судя по всему за змею и убоялись.

Говорят еще, что в веревку был вплетен волчий волос, запах которого отпугивал лошадей.

Как бы не старался Михаил Рубцов отвадить гневных старожилов, но все-равно у них получалось разбить не окрепшее общество переселенцев. Не все из прибывших с Рубцовым остались с ним. Часть ушла в Локоть и Половинкино, а часть поселилась на юге Оловяни́шниково без права голоса в батраках у местных богатеев.

Не смотря на образование засёлка, жители были в разных обществах со старожилами. А значит споры за землю оставались не улаженными. Так, часть переселенцев на деревенском сходе были согласны перенести поселок на «Широкую Луку», но с условием выделения им луга от изгиба реки и до «Широкой Луки», либо причислить их к обществу бесплатно.

Доверенные от Половинкино были согласны принять 100 душ к себе, лишь бы не было никакого засёлка. В конечном итоге все остались при своих, но 30 ноября 1893 года из-за малоземелья и небольших сенокосных угодий вопрос о вступлении в сельское общество старожилов повторился и Томский губернский совет по крестьянским делам принял решение о принудительном переселении жителей Рубцовского засёлка на местность «Широкая Лука». Впоследствии было обжаловано начальником Алтайского горного округа Бо́лдыревым В.К. в Сенате. 

Дабы не переходить с одного места на другое из-за бедности своего общества, часть жителей засёлка Рубцова решили войти в общество крестьян деревни Оловяниишниково при условии надела их землей под пашни и образование ими поселка «Песьяное».

Старожилы отказались и продолжили попытки выдворения рубцовчан, а в марте 1894 года писали в Сенат с просьбой, чтобы «переселенцы не позднее весны 1894 года переселились с земель деревни Оловяни́шниково в те земли, кои им отведены распоряжением Управления Алтайского округа».

Рубцов неоднократно писал в Управление округа о дополнительном выделении им земли в связи с ростом засёлка и Управление отвечало согласием. 

К концу последнего десятилетия XIX века усадьбы рубцовча́н слились с усадьбами оловяни́шниковцев и составляли протяженные улицы. Вновь прибывшие селились либо южнее деревни старожилов, либо сразу за ними на западе. Село Рубцово было уже гораздо больше Оловяни́шниково, в которой было 120 дворов, а в Рубцово 300. Таким образом 26 января 1898 года по распоряжению губернской администрации рубцовские переселенцы были причислены к Оловяни́шенскому обществу. Объединение носило формальный характер. 

В итоге 25 февраля 1900 года было принято решение: «…из засёлка Рубцовского, по переименованию его в деревню того же названия, образовать отдельное сельское общество с причислением в Ново-Алейскую волость, а также о выделении деревни Рубцовской отдельного от крестьян деревни Оловяни́шниково земельного надела».

В ХХ век деревня Рубцова вступила захолустным поселком с грязными улицами, заваленными мусором и отходами быта. Люди, получив самостоятельность, понемногу приступили к устройству деревни. 

Не смотря на наличие в Оловяни́шниково церкви во имя Святителя Николая, рубцовчане занялись постройкой собственной, куда более великой.

Храм в Оловянишниково
Храм в Оловянишниково
Храм Михаила Архангела в селе Рубцово
Храм Михаила Архангела в селе Рубцово

Михаила Архангела храм строила артель под руководством Суслаева. В нее входило 20 человек. Иконостас и купола́ золотил Ананий Никитич Степанов, с ним же был его отец Никита Иванович и его зять Яков Дылдин.

Храм освятили 4 января 1906 года с участием губернских гостей и жителей из других сёл. При церкви значилось 68 десятин земли, 3125 прихожан, один священник и один псаломщик.

Должность священника занимал Александр Васильевич Хаов, находившийся на епархиальной службе с 1876 года. Псаломщиком был Николай Николаевич Никитин возрастом 25 лет, окончивший курсы в духовном училище.

Помимо церкви была церковно-приходска́я школа, министерская школа (государственная), 4 торговые лавки, 3 ветряны́х мельницы, 3 кузницы.

Какой бы большой не была деревня, пока в ней нет храма Божьего, она не имеет права стать селом. Таков был старинный закон на Руси. С возведением в Рубцовке Михаило-Архангельской церкви, она получила такой статус, а также возможность проводить ярмарки. 

19 февраля 1906 года состоялся сельский сход, на котором решалась организация ярмарок. В прошении записали: «Наше село Рубцовское большое и стоит на тракте между городами Семипалатинском и Барнаулом. По этому тракту очень часто проходят гурты рогатого скота и овец. Из чего видно, что в нашем селе могут проводиться торговые обороты скотом, хлебом и другими продуктами сельскохозяйственного производства… Вследствие сего мы единогласно постановили… и просим Томское губернское управление разрешить открыть в нашем селе три семидневные ярмарки в год, именно первую — с 9 по 15 марта, вторую — с 19 по 25 июня, третью — с 22 по 28 октября».

11 сентября губернское правление разрешило проводить ярмарки. Данные мероприятия способствовали вовлечению местного населения в торговлю и рыночные отношения. Появились рабочие места по обслуживанию участников торговли. Сбывались излишки сельхозпродукции, а также закупались сельскохозяйственная техника и инвентарь. С появлением железной дороги торг возрос и село Рубцово стало крупным торговым центром.

Сам же Рубцов Михаил Алексеевич уже не участвовал в делах села́. Он выполнил свой долг и теперь действительно являлся отставным солдатом, ибо повоевал не только За Веру, Царя и Отечество, но и за право поселения в далекой степи на берегу коварного Алея.

К старости заботы о сельском труде отошли прочь и надобность в них отпала. Михаил Алексеевич занимался шитьем на дому шуб, тулупов, барча́ток. Жители переносили его ножную машинку из дома в дом. Когда образовался железнодорожный посёлок, он шил и для них за деньги.

Также Рубцов ходил по домам и ездил в Половинкино, Ново-Александровку, Веселый Яр к местным богачам читать заупокой, лечить травами и заговорами. Они в свою очередь платили ему зерном, мукой и мясом.

Горько сожалел Рубцов о убиеных во время гражданской войны. Когда-то он привел их сюда, а теперь они и их дети лежат в наспех выкопанных могилах.

Умер Михаил Алексеевич Рубцов 23 сентября 1938 года в возрасте 89 лет (112 лет). Похоронили основателя города на кладбище у Ново-Егорьевского тракта в северо-западной его части.

Семья Рубцовых
Семья Рубцовых

И даже сейчас в тихий утренний час, когда взор не тревожат проезжающие автомобили, можно увидеть в солончаковой Коростелёвской степи идущие по Егорьевскому тракту обозы за новой жизнью в приалейские степи.

Уже не горит свет от керосиновой лампы в окне, но все также стоит дом Михаила Рубцова на проспекте Ленина и все также помнит он отставного солдата седьмого кавказского линейного батальона. И память о нем в сердцах горожан будет вечна, ибо он не только дал им землю, но совершил одно из самых тяжелых переселений XIX века на просторах необъятной Руси.

Рубцовск 16.07.2024

Аненков Иван

Иван Аненков
Анненков Иван || Содружество произведений